Нарушения нервно-психического развития детей
Нарушение интеллектуального развития по данным ВОЗ имеют до 15% детей в мире, их доля увеличивается, что составляет одну из наиболее актуальных медико-социальных проблем.
Выделяют нарушение (задержку) статико-моторного развития и нарушение (задержку) психо-речевого развития. Задержка статико-моторного развития касается преимущественно детей первых трёх лет жизни и характеризуется отставанием сроков формирования основных моторных навыков ребёнка (способность держать голову, садиться, стоять и ходить) относительно определённых выше норм. Не редко отставание статико-моторного развития предшествует нарушению психо-речевого развития, имея общие с ни причины.
Выделяют непосредственно задержку психического развития (динамический процесс) и олигофрению (резидуальное состояние). В первом случае, касающемся детей раннего возраста и дошкольного возраста, возможно дальнейшее развитие ребёнка до определённого уровня. Задержка психического развития - отставание в формировании психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) от возрастной нормы. Для такого ребёнка целесообразно проведение лечения и специальных абилитационных мер психолого-педагогического характера. Диагноз задержки психического развития является психолого-педагогическим и устанавливается в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже об умственной отсталости (олигофрении) или конституциональном инфантилизме. Олигофрения предполагает проведение психолого-педагогического воздействия и меры социальной абилитации.
Показатели нервно-психического развития детейТаблица 2
Возраст | Двигательные навыки | Психо-речевое развитие |
1 месяц | Кратковременно удерживает взгляд и следит за предметом. Кратковременно удерживает голову. | Реагирует на голос взрослого, прекращая крик. Первая улыбка. |
2 месяца | Длительное сосредоточение и слежение взглядом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо удерживает голову лёжа на животе. | Улыбка. Начало гуления. Крик интонационно окрашен. |
3 месяца | Лёжа на животе опирается на предплечья. Движения руки по направлению к игрушке. | Эмоциональный комплекс оживления. Певучее гуление. |
4 месяца | Находит источник звука. Рассматривает свою руку. Захватывает предмет рукой, ощупывает. | Узнаёт мать. Гулит, смеётся. |
месяцев | Лёжа на животе опирается на ладони. При поддержке может стоять. Переворачивается с живота на спину. Хватает игрушку, тянет её в рот. | Отличает чужих. Различает интонацию голоса. |
месяцев | Переворачивается с живота на спину, подползает. Пытается сесть. Ест с ложки. | Начало лепета. |
месяцев | Хорошо ползает. Встаёт на четвереньки. Сам садится и уверено сидит. Игрушку рассматривает, перекладывает, стучит, бросает. Пьет из чашки, которую держит взрослый. | Хорошо лепечет. На вопрос «где?» ищет знакомый предмет и указывает па пего пальцем. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. |
месяцев | Уверено садится, встаёт на колени, встаёт, держась за перекладину, переступает. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Держит кусочек хлеба. | Узнает и показывает близких людей на фотографии. Выполняет простые игровые команды. Подражает движениям взрослого в игре. Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Лепет имеет интонационную окрашенность. |
месяцев | Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за 2 руки. Совершает ритмичные движения под музыку. Манипулирует предметами (катает, бросает, перекладывает). Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку. | Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Знает своё имя, поворачивается на зов. Находит предметы в разных местах. Подражает взрослому, повторяя слоги (гетероэхолалия). По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами. |
месяцев | Хорошо стоит и ходит с опорой за одну руку. Манипулирует предметами (закрывает, открывает, вынимает, складывает). Влезает на немного приподнятую поверхность и невысокую лестницу. | Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова типа «ма-ма». Голосом и жестам сигнализирует о своих нуждах. Любит находиться в компании с другими детьми. По просьбе и самостоятельно выполняет ранее известные действия «сорока», «ладушки», до свидания. По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела. |
месяцев | Стоит самостоятельно, ходит с опорой, первые самостоятельные шаги. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями. | Находит и подаёт любой мяч или куклу. Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова (дай, на, ма, ба, кис-кис). Первые обобщения в понимании: машинки, куклы, кубики, мячики. Показывает многие части своего лица и тела. Любит играть с кубиками, мячиком. Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, любит трогать животных |
месяцев | Ходит без опоры. Катает, кормит куклу, водит. Расчёсывается. Выполняет поручения (дай, принеси). Самостоятельно пьёт из чашки, держит ложку. | Использует в активной речи 8-10 простых слов, понимает до 200 названий повседневных предметов и действий. Понимает «нельзя». Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики. Любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. Понимает и реагирует на вопрос «где?» и просьбу «дай». |
С 1 до 1,5 лет | Длительно ходит, присаживаясь и меняя положение. Воспроизводит действия взрослых с предметами, подражает им в новых действиях, повторяет увиденные действия в игре. Влезает на стремянку до 1 м, перешагивает через палку приподнятую на 5-10 см. Самостоятельно ест любую пищу, в том числе ложкой. Знает место хранения своей одежды и игрушек. | Быстрое расширение словарного запаса, знает до 30-40 слов (в основном простых). Возможны двухсловные предложения. Использует слова при контакте со взрослым при заинтересованности. Сопровождает свои действия лепетом, легко повторяет простые слова, слова сопровождает жестами и мимикой. Понимает изображения отдельных действий, называя их. В понимаемой речи обобщает предметы по существенному признаку. Ориентируется в формах: шарик, кубик. Может разложить предметы на две группы по контрастному признаку (круглые и квадратные). |
С 1,5 до 2 лет | Активно формируется реакция равновесия. Перешагивает через препятствие 10-15 см. Влезает на табуретку до 20 см. Залазит и слазит на стремянку высотой до 1,5 м. Выполняет несложные постройки из кубиков. Частично одевается и раздевается, пытается складывать одежду. Контролирует физиологические отправления. | Словарный запас расширяется до 300 слов. Легко повторяет простые слова и фразы. Обозначает действия двумя словами, использует глаголы, появляются прилагательные и местоимения. Возможны 3-словные предложения. Отвечает на вопрос «что?» Понимает смысл предложений о событиях часто происходящих. Понимает несложный рассказ сначала с помощью картинки, затем без неё. Отвечает на простые вопросы. Сам инициирует разговор. Подбирает по образцу и просьбе однородные и контрастные предметы. |
С 2 до 2,5 лет | Влезает на табуретку высотой 20 см и слезает с неё, перешагивает через препятствие 20-28 см. Аккуратно ест сам, правильно держит ложку. Одевается кроме застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует. | Речевое общение становится основным. В речи появляются прилагательные. Понимает рассказ без иллюстраций. Предложения многословные, могут содержать придаточные, возможны грамматические ошибки. Может предварять и сопровождать свои действия словами. Легко повторяет фразы, понимает в речи будущее и прошлое, вопросы «где?», «куда?», «когда?» Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм и цветов. Определяет форму и размер предметов, может конструировать. Может играть с 2-3 детьми. Способен к сюжетной игре, которую усложняет с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу. Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. |
С 2,5 до 3 лет | Может залезть на табурет высотой 25 см, перешагивает через препятствие высотой 30-35 см, может идти по горизонтальной доске шириной 15 см. Согласует свои действия в группе (может ходить в паре, делать синхронные движения), может менять направление и скорость движения по команде. Одевается самостоятельно, застёгивает пуговицы и завязывает шнурки с помощью взрослого. Имеет навыки опрятности (моет руки, пользуется салфеткой). Может делать простые рисунки, лепить из пластилина. | Словарный запас 1200-1500 слов (все части речи кроме причастий и деепричастий), говорит придаточные предложения (возможны неправильные грамматические формулировки), вопросы «когда?», «зачем?» и «почему?». Правильное произношение звуков (может быть нарушение произношения «Р», «Л» и шипящих), речь эмоциональна и выразительна. Запоминает стихи и песни. Говорит «Я». В сюжетной игре устанавливает связь между событиями и их последовательностью, воображает, придавая предметам вымышленное значение. В игре правильно и по назначению использует предметы. Появляется способность к ролевой игре (дочки-матери, доктор). Считает (один, два, много), имеет понятия «больше – меньше», говорит спасибо. |
4 года | Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами. Прыгает на 2 ногах. Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди. Заводит ключом механическую игрушку. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, может испытывать трудности при завязывании шнурков. Самостоятельно ест, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой. Самостоятельно умывается и вытирается. Правильно держит карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. | Речь правильная, грамматически оформленная (возможно нарушение произношения «Р»). Группирует предметы по классам (мебель, одежда, животные). Умеет сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за». Узнает на ощупь предметы. Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток. Задает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Подбирает предметы по цвету и оттенку. Запоминает стихи, пересказывает рассказы, может выделить главное в прочитанном, назвать сюжет по картинке. Способен сосредоточиться. Играет с другими детьми соблюдая правила игры. Способен к сюжетно-ролевой игре с двумя-тремя детьми. Имеет любимые игры. Активно конструирует. Называет взрослых по имени и отчеству. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе. |
5 лет | Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе. Прыгает на одной ноге. Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки. Прыгает с высоты. Разнообразно манипулирует мячом. Четко координирует движения пальцев при конструировании. Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии. Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки. Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода. Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате. | Речь фразовая, с хорошим произношением всех звуков. Составляет по картинке рассказ. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт». Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника. Считает до пяти, сравнивает небольшие количества. Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры. Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми. В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции. Продолжительность игры 40-50 минут. Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим. Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений. |
6 лет | Все двигательные навыки, включая мелкую моторику пальцев и игровые движения, сформированы и хорошо координированы. Самостоятельно умывается, чистит зубы, одевается, пользуется столовыми приборами. Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы. | Речь отчётлива, все звуки произносятся правильно. Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части. Последовательно называет дни недели, времена года. Называет оттенки цветов. Составляет по картинке рассказ с развитием сюжета в прошлое и будущее. Может обобщать несколько предметов методом исключения. Называет составляющие обобщающих понятии. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает. Выполняет установленные правила поведения, способен соблюдать порядок и чистоту. |
7 лет | Может быстро перестраиваться во время движения, выравниваться и хорошо координировать свои движения в группе. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис. Может выполнять поделки из разных материалов - бумаги, картона, ткани, пластилина. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу. | Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, Называет буквы, читает слоги. Может писать буквы. Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает задачи на сложение и вычитание до 10. Решает задачи на исключение и объединение по существенным признакам. Дифференцирует количество независимо от формы, величины. Четко устанавливает причинно-следственные связи. |