Грехи — причина распространения зла на земле


К последствиям грехов и прегрешений относится всевозможный вред, который они причиняют источникам воды и воздуху, посевам и фруктовым садам, жилищам и домам. Всевышний сказал:
«Зло появилось на суше и на море по причине того, что приобретают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что натворили, и чтобы они вернулись [на прямой путь]» (ар-Рум, 41).
Муджахид сказал: «Если власть переходит в руки тирана, то он вершит несправедливость и распространяет нечестие, и из-за этого Аллах удерживает дожди, отчего гибнут посевы и скотина. Аллах не любит нечестия». А потом он прочёл: «Зло появилось на суше и на море по причине того, что приобретают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что натворили, и чтобы они вернулись [на прямой путь]» (ар-Рум, 41).
Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, речь не идёт о ваших морях. Каждое поселение, расположенное у проточной воды, — это и есть море».
‘Икрима сказал: «Зло появилось на суше и на море, но я не говорю, что это ваши моря. Это — любое поселение, расположенное у воды».
Катада сказал: «Под сушей подразумеваются жители городов, а под морем — жители деревень и провинций».
Всевышний Аллах использовал слово «бахр» (море) и в отношении пресных вод: «Не равны два моря (т.е. вида воды). Это — вкусное, пресное, приятное для питья, а это — солёное, горькое» (Фатир, 12), хотя в мире нет пресных морей. Пресными бывают проточные воды рек, а стоячие воды морей — солёные. Всё дело в том, что Аллах назвал поселения, расположенные у воды, по разновидности этих вод.
Ибн Зайд в комментарии к аяту «Зло появилось на суше и на море» сказал: «Это грехи».
Полагаю, он имел в виду, что грехи — это причина распространения зла и нечестия на земле. Если же грехи — это и есть распространившееся зло, то частица «ли» в словах «…чтобы они вкусили часть того, что натворили» указывает на следствие и результат. Согласно предыдущему толкованию, под злом подразумеваются лишения, вред и страдания, которые Аллах ниспосылает на землю, когда Его рабы грешат. И каждый раз, когда они совершают грех, Он посылает им наказание. Один из ранних мусульман сказал: «Каждый раз, когда вы совершаете грех, Аллах подвергает вас наказанию по Своей власти».
Одним словом, — а лучше всего это знает Аллах, — под злом здесь подразумеваются и грехи, и их последствия. Это очевидный смысл данного аята, и на это указывают слова Всевышнего: «…чтобы они вкусили часть того, что натворили». Таково наше положение, и Аллах даёт нам вкусить наказание на некоторые из наших проступков, и если бы Он стал наказывать нас за все совершённые грехи, то на поверхности земли не осталось бы ни единого живого существа.
Одним из последствий воздействия грехов на землю являются провалы, землетрясения и исчезновение благодати. Когда Посланник Аллаха проходил мимо поселений самудян, он велел людям плакать, вступая на эту землю. Он запретил пить из их источников и доставать воду из колодцев, а тесто, замешанное на их воде, было приказано отдать на корм верблюдам, потому что неповиновение Аллаху причиняет вред воде. Кроме того, грехи вызывают неурожай и навлекают различные болезни на плоды.
В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис о том, что в закромах Омейядов был найден мешочек с пшеничными зёрнами размером с финиковую косточку, а на нём было написано: «Они выросли во времена, когда царила справедливость». Многие из бед Пречистый и Всевышний Аллах ниспослал тогда, когда рабы начали грешить.
Несколько пожилых людей, живущих в пустыне, рассказали мне о том, что они собирали плоды, которые были крупнее, чем те, которые мы собираем сейчас. Им не были известны многие болезни, которые поражают плоды в наше время, поскольку они появились лишь недавно.

Грехи влияют на внешний вид


Грехи также влияют на внешность и внешний вид человека. В «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что Пророк сказал: «Когда Аллах создал Адама, его рост был шестьдесят локтей. Но с тех пор люди не перестают уменьшаться в размерах».
Когда Аллах пожелает очистить землю от несправедливых людей, грешников и изменников, Он выведет праведного раба из рода Своего Пророка, и тот наполнит справедливостью землю, которая прежде была полна несправедливости. И придёт Мессия, который сразится с иудеями и христианами, и он утвердит религию, с которой Аллах отправил Своего Посланника Мухаммада. И тогда земля снова станет благодатной, как и в прежние времена, и до десяти человек будут есть один гранат и укрывать с тени его ветки. Виноградная гроздь будет величиной с верблюжий вьюк, а молока одной верблюдицы будет достаточно для целой группы людей. Это произойдёт потому, что земля будет очищена от грехов и на ней проявится благодать Всевышнего Аллаха, которую уничтожают грехи и неверие. Без сомнения, на земле остаются следы наказания, которое Аллах ниспосылал на неё, и они достаются тем, кто совершает грехи, оставшиеся в наследие от тех наказанных народов. Это наказание — последствие того наказания, а эти грехи — последствия тех преступлений. Слово Аллаха и Его приговор и в прошлом, и в настоящем соответствуют [людским деяниям], и тот, кто совершает тяжкие грехи, удостаивается тяжкого наказания, а тот, кто совершает лёгкие грехи, получает лёгкое наказание. Такой же приговор Пречистый Аллах выносит Своим рабам в барзахе и в обители воздаяния.
Задумайся над тем, кто дружит с шайтаном, над его местом и обителью. Если шайтан становится неотлучным спутником раба и овладевает им, то его жизнь и его поступки, его слова и его земной удел перестают нести с собой добро. Где бы он ни совершал богоугодные поступки, принесённое ими благо исчезает. Его обителью становится Ад, и там он не получает ни покоя, ни милости, ни добра.

Грехи притупляют ревность


Одним из наказаний за грехи является затухание пыла ревности, который необходим для жизни и здоровья души так же, как поддержание нормальной температуры необходимо для жизни всего организма. Жар и пыл ревности избавляют душу от скверны и низменных качеств подобно тому, как кузнечный мех очищает золото, серебро и железо от примесей. Самыми достойными и усердными людьми являются те, которые ревностно берегут свою честь, честь своих близких и остальных людей. Поэтому Пророк сильнее всех остальных людей заботился о чести своей общины, но Пречистый Аллах ещё более ревнив. В «Сахихе» приводится хадис о том, что Пророк сказал: «Вы удивляетесь ревности Са‘да? Поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах ещё более ревнив, чем я».
В «Сахихе» приводится и другой хадис о том, что во время солнечного затмения Пророк прочёл проповедь и сказал: «Община Мухаммада! Никто не ревнует сильнее Аллаха, когда Его раб или Его раба совершают прелюбодеяние».
В другом хадисе, переданном в «Сахихе», говорится: «Никому чувство ревности не присуще в такой мере, как Аллаху, и поэтому запретил Он как явные, так и тайные непристойные дела. И никто не любит оправдание так сильно, как Аллах, и поэтому Он отправил посланников с благой вестью и предостережением. И никто не любит восхваления сильнее, чем Аллах, и поэтому Он Сам воздал Себе хвалу».
В этом хадисе ревность, в основе которой лежит ненависть и неприязнь ко всему непристойному, упомянута наряду с любовью к оправданию, что предполагает совершенство справедливости, милосердия и добродетели. Пречистый Аллах ревнив, но Он любит, когда рабы просят у Него прощения, и прощает тех, кто поступает так. Он не наказывает Своих рабов за совершение того, что вызывает Его ревность и гнев, пока не оправдает Свои действия, и поэтому Он отправил к ним посланников и ниспослал им Писания в оправдание и в качестве предостережения. Поистине, это предел величия, добродетели и совершенства.
Многие из творений, когда ими овладевает сильная ревность, торопятся выместить свой гнев, не пытаясь оправдать свои действия и не принимая никаких извинений, и если даже у людей, вызвавших их гнев, будут оправдания, сильная ревность не позволяет им принять их. С другой стороны, многие из тех, кто принимает извинения, поступают так потому, что не отличаются сильной ревностью. Они готовы принять любые оправдания и иногда принимают за них то, что в действительности не является оправданием. Немало таких людей оправдывают проступки предопределением. Но и те, и другие не заслуживают никакой похвалы.
В достоверном хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Ему, и среди тех, которые ненавистны Ему, ревность в тот момент, когда нет никаких подозрений».
Похвалы заслуживает тот, кто ревностно оберегает честь, но принимает оправдания, кто гневается тогда, когда это необходимо, и принимает извинения, когда они уместны. Только тот, кто поступает так, действительно достоин похвалы.
Но больше всех похвалы заслуживает Пречистый Аллах, обладающий всеми качествами совершенства. Никто не способен восхвалить Его так, как Он того достоин, и только Он Сам восхваляет и прославляет Себя должным образом. Тот, кто ревностно защищает свою честь, обладает качеством, которое совпадает с одним из качеств Пречистого Господа. Благодаря этому он приближается к Нему, Его милости и удостаивается Его любви, ведь Пречистый Аллах — Милосердный и любит милосердных, Великодушный и любит великодушных, Знающий и любит знающих. Он — Сильный и любит сильных верующих больше, чем слабых верующих. Он — Стыдливый и любит стыдливость. Он — Красивый и любит красоту. Он — Единственный и любит всё нечётное.
Если бы единственным наказанием за грехи было то, что они лишают человека всех этих качеств и характеризуют его противоположными атрибутами, то этого было бы достаточно. Движение мысли превращается в наущение (васваса), наущение — в желание, желание крепнет и постепенно перерастает в твёрдое намерение, которое выливается в поступок. Впоследствии этот поступок превращается в неотъемлемое качество и укоренившуюся особенность, и избавиться от него так же трудно, как избавиться от связанных с ним качеств.
Всё это значит, что чем больше грехи обволакивают человека, тем менее ревностно он заботится о себе, своей семье и остальных людях. Ревность покидает его душу до тех пор, пока он не перестаёт порицать свои собственные и чужие безобразные поступки, и когда такое происходит, он входит в дверь погибели.
Многие из таких людей не только перестают порицать непристойные и несправедливые поступки, но и одобряют и даже расхваливают их. Они призывают других совершать их и помогают им в этом. Поэтому сводники считаются самыми скверными людьми, и они никогда не войдут в Рай. То же можно сказать о тех, кто объявляет дозволенным и расхваливает несправедливость и посягательство на чужие права. Задумайся над тем, что побуждает их поступать так, и ты увидишь, что это — недостаток ревности.
Из этого ясно, что ревностное стремление сохранить честь — это основа религии, и тот, кто лишён этого чувства, фактически лишён религии. Ревность оберегает душу и тело, отдаляет зло и всё непристойное. Отсутствие ревности, наоборот, умерщвляет душу и губит тело, лишая человека защиты.
Ревность защищает сердце подобно силе, помогающей организму сопротивляться болезням. Когда эта сила исчезает, организм перестаёт сопротивляться наступающей болезни, и это может привести к летальному исходу. Ревность подобна рогам буйвола, которыми он защищает своего ребёнка, и если его рога сломаны, то враг желает покончить с ним.

Грехи лишают стыда


Ещё одним наказанием за совершение грехов является исчезновение стыда — чувства, благодаря которому поддерживается жизнь души. Стыд — это основа всякого блага, и тот, кто лишается его, лишается всех благ сразу.
В «Сахихе» сообщается, что Пророк сказал: «Стыдливость — это благо целиком».
Также известно, что Пророк сказал: «Одна из мудростей, которую люди познали из ранних пророчеств: делай всё, что угодно, если тебе не стыдно».
Существует два толкования этих слов.
Согласно первому, это предостережение и грозное предупреждение, означающее, что человек, не испытывающий стыда, совершает всевозможные скверные поступки, от которых удерживает стыдливость. Если человек не испытывает стыда, который бы удерживал его от постыдных поступков, то он совершает их. Такой комментарий дал Абу ‘Убайда.
Второе толкование — если ты не стыдишься за свой поступок перед Аллахом, то можешь совершить его, поскольку воздерживаться надлежит от того, чего человек стыдится перед Ним. Этот комментарий передал Ибн Хани со слов имама Ахмада.
Таким образом, первое толкование предполагает предостережение, похожее на слова Всевышнего: «Поступайте как пожелаете!»(Фуссилат, 40). Согласно второму толкованию, это позволение и разрешение.
Кое-кто может спросить: «Можно ли допустить оба толкования данного хадиса?»
Нет, нельзя, даже согласно мнению тех, кто допускает различные толкования текстов, потому что между позволением и предостережением существует большая разница. Но каждое из высказанных мнений вытекает одно из другого.
Смысл этого в том, что грехи ослабляют стыдливость раба и в некоторых случаях полностью лишают его стыда, так что он совершенно не принимает во внимание, что люди видят его скверные поступки и знают о его дурном положении. Более того, многие из них рассказывают о своём поведении и своих скверных деяниях, и ничто, кроме отсутствия стыдливости, не побуждает их к этому. Когда раб достигает такого состояния, не остаётся никаких надежд на его исправление.
Слово «хайа» (стыд) образовано от слова «хайат», означающего «жизнь». Дождь был назван словом «хайан», потому что он возвращает к жизни землю, растения и животных. Словом «хайа» называют жизнь в этом мире и после смерти, потому что тот, кто лишён стыда, мёртв в этом мире и несчастен в последней жизни. Между грехами, недостатком стыдливости и отсутствием ревности существует взаимосвязь, и появление одного из этих пороков влечёт за собой скорое появление двух остальных. И если человек стыдится Аллаха, когда совершает прегрешение, то Аллах постесняется наказать его в день встречи, но если он не стыдится прегрешений, то Аллах накажет его без всякого стеснения.

Наши рекомендации