Грехи не всегда вредят сразу
Многие люди ошибаются в отношении грехов, когда не видят их последствий сразу. Иногда последствия грехов проявляются поздно, и раб забывает о них. Он полагает, что они больше не повлияют на его судьбу.
Пречист Аллах! Сколько людей погибло из-за этой ошибки! Скольких благ она лишила их! Какие только наказания она не навлекла на них! Как много ученых и достойных мужей, не говоря уже о невеждах, обольстились из-за нее! Обольщенный человек не понимает, что грехи лягут на него тяжким бременем даже спустя много времени подобно тому, как действует яд и как раскрывается нагноившаяся рана.
Имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды: «Поклоняйтесь Аллаху, как будто вы видите Его, и считайте себя умершими, и знайте, что лучше иметь немного того, чего вам достаточно, чем много того, что отвлечет вас [от поклонения Аллаху]. И знайте, что благочестие не ветшает, а грех не забывается».
Однажды человек, предававшийся поклонению Аллаху, взглянул на юношу и подумал о его красоте, а потом он увидел сон, и ему было сказано: «Ты непременно вкусишь последствия этого через сорок лет».
А наряду с этим грехи влекут за собой и скорое наказание, которое не откладывается. Сулейман ат-Тейми сказал: «Поистине, человек совершает грех втайне, а утром на нем можно увидеть следы этого унижения».
Йахья бин Му‘аз ар-Рази сказал: «Я удивляюсь разумному человеку, который взывает со словами: “О Аллах, не позволяй врагам радоваться моему несчастью”, а потом самолично дает всем своим врагам повод злорадствовать». Его спросили: «Как это?» Он сказал: «Он ослушается Аллаха и дает всем своим врагам повод возрадоваться его несчастью в [день] воскресения».
Зу-н-Нун сказал: «Кто предает Аллаха втайне, того Он разоблачает всенародно».
Главные последствия грехов
Грехи имеют скверные, достойные порицания последствия, вредящие душе и телу как в этом мире, так и в будущей жизни, и доподлинно о них известно одному Аллаху.
· Грешник лишается знаний. Поистине, знания — это свет, который Аллах помещает в сердце, и грехи тушат этот свет. Когда имам аш-Шафи‘и обучался у Малика, тот был поражен его сообразительностью, его ярким умом и совершенным схватыванием. Он сказал: «Поистине, я вижу, что Аллах озарил твою душу светом. Не позволяй же мраку грехов затушить его».
· Грешник лишается мирского удела. В «Муснаде» приводится хадис: «Поистине, раб лишается своего удела из-за совершенного им греха». Ранее мы уже упоминали этот хадис. Следовательно, богобоязненность увеличивает мирской удел, а отказ от богобоязненности обрекает на бедность и нищету, и поэтому избегание грехов — лучший способ приумножения удела.
· Грешник ощущает в сердце безмерную отчужденность от Аллаха, с которой не сопоставимо и даже невозможно никакое удовольствие. Если собрать воедино все удовольствия земного мира, их все равно не хватит для того, чтобы возместить эту отчужденность. Но ощутить это может только тот, чья душа полна жизни, потому что рана не причиняет страданий умершему. И если бы сторониться грехов следовало только для того, чтобы избежать этой отчужденности, то одного этого было бы достаточно для благоразумного человека. Поистине, ничто так не отравляет душу, как грехи, ложащиеся один поверх другого. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха.
· Грешник также начинает сторониться людей, особенно праведников. Среди них он ощущает себя подавленным, и чем сильнее это чувство, тем больше он отдаляется от них, их собраний и лишается пользы общения с ними. И чем дальше он удаляется от партии Милостивого Аллаха, тем больше он сближается с партией шайтана. Такое отчуждение усиливается до тех пор, пока не закрепляется окончательно, и тогда оно отдаляет его от жены, детей и родственников. Он оказывается не в ладах даже с самим собой, и человек начинает чуждаться даже самого себя.
Один из наших предшественников сказал: «Поистине, когда я ослушаюсь Аллаха, это отражается на поведении моего скакуна и моей жены».
· Дела даются грешнику с большим трудом, и за какое бы дело он ни брался, оно оказывается непосильным для него или же он справляется с ним с большим трудом. Поистине, если человек богобоязнен, то Аллах облегчает ему начинания, но если он пренебрегает богобоязненностью, то Он создает ему трудности. Клянусь Аллахом, удивительно, как двери добра и пользы закрываются перед таким рабом и какие трудности ему приходится преодолевать, а он даже не понимает, почему так происходит!
· На сердце грешника опускается самый настоящий мрак, который он может ощутить так же, как беспросветный мрак ночи. Мрак ослушания опускается на его сердце так же, как слепота поражает глаза, потому что повиновение Аллаху — это свет, а ослушание Его — это мрак. И чем гуще этот мрак, тем сильнее смятение и замешательство раба. Вследствие этого он начинает совершать ересь, впадает в заблуждение и увязает в губительных деяниях, даже не ощущая этого. Он словно слепой, который в одиночку вышел из дома темной ночью. Этот мрак сгущается до тех пор, пока не окутывает его взор, пока не покрывает его лицо. В результате оно становится темным, и каждый может увидеть это.
‘Абдуллах бин ‘Аббас сказал: «Поистине, добрый поступок придает сияние лицу и озаряет светом душу, приумножает земной удел, укрепляет тело и вселяет любовь [к этому человеку] в сердца остальных творений, а дурной поступок делает лицо темным, покрывает душу мраком, лишает тело сил, уменьшает земной удел и вселяет ненависть [к этому человеку] в сердца остальных людей».
· Грехи лишают сил и душу, и тело. Что касается души, то здесь все очевидно, и она продолжает чахнуть из-за грехов до тех пор, пока в ней не затухает жизнь. Что же касается слабости, которая поражает тело, то она связана с тем, что сила верующего в его духе, и чем сильнее его дух, тем сильнее его тело. Грешник же, даже если он физически крепок, в критической ситуации оказывается вялым и слабым. Силы покидают его тогда, когда он больше всего нуждается в них. Задумайся над тем, как обессилели могучие тела персов и византийцев, когда они больше всего нуждались в силе. Верующие победили их благодаря тому, что их тела и души были сильными.
· Грешник упускает возможность совершать богоугодные дела, и будь это единственным наказанием за грехи, [этого было бы достаточно]. Грех лишает человека возможности совершить добрый поступок и перекрывает ему путь к другому благодеянию, и третьему, и четвертому, и так далее. Прегрешения отдаляют его от многих добрых деяний, каждое из которых может принести ему больше благ, чем этот мир со всеми его богатствами. Такого человека можно сравнить с тем, кто съел еду, которая вызвала длительное заболевание и лишила его возможности поесть много других более вкусных блюд. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха.