Психологические основы безопасности.
Психологическое здоровье - Отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.
Психологическое здоровье - более широкое понятие по отношению к психическому здоровью. Нарушения психического здоровья - психозы, неврозы и другие расстройства, требующие в большинстве случаев компетентного вмешательства психиатра. Нарушения психологического здоровья - это лишь стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие аддиктивных зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей. К психологическому нездоровью относят также комплексные расстройства в душевной жизни, например излишнюю склонность к психологическим защитам.
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т.д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.
Групповое поведение людей при чрезвычайной ситуации.
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.
Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.
2. Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить "шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем "шоковой заторможенности" является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.
Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.
Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.)
Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.
Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:
•Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях.
•Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
•Предупреждение и при необходимости прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
•Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также специалистов, работающих в условиях ликвидации последствий ЧС об особенностях переживания стресса, горя;
•чрезвычайная ситуация психологическая помощь
•Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.
ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ
В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:
•Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.
•Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
•После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).
•После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.
Помощь при попытке суицида.
•Согласно статистике 70-75% людей, предпринявших попытку убить себя, говорят о своих планах. Редко кто пойдет на шаг самоубийства спонтанно, поскольку суицид является следствием постоянно ухудшающейся ситуации. Однако есть факторы, которые являются своего рода препятствиями для совершения самоубийства. К ним относится страх причинить сильную душевную боль родным, нереализованные планы и неосуществленные цели, неуверенность в том, надежен ли выбранный способ покончить с собой, а также ряд социальных и религиозных ограничений.
•Ряд специалистов в области психологии, психотерапии и психоанализа способны помочь человеку осознать важность сохранения собственной жизни. Они осуществляют лечение депрессии у детей и взрослых, а также помогают справиться со многими психоэмоциональными расстройствами.
•Помогая человеку, который предпринял неудавшуюся попытку самоубийства, необходимо быть заботливым и понимающим. Нельзя осуждать его поступок, напоминать о нем и фиксировать внимание на его состоянии. Очень важно внимательно слушать. Можно предложить близкому человеку участие в группе помощи или обратиться за помощью к специалисту. Разговор с психологом может быть очень эффективен. Такие консультации делятся на четыре этапа. В ходе первого устанавливается эмоциональный контакт между психологом и его клиентом, во время второго этапа удается установить цепочку событий, результатом которых стала попытка суицида. На третьем этапе начинается работа с целью преодолеть кризисную ситуацию, а на четвертом – клиент получает готовый план дальнейших действий. Очень важно обеспечить человека психологической поддержкой и заслужить его доверие. Ни в коем случае нельзя считать его психически нездоровым или давать пустые обещания.
Виды психологических травм:
Существует несколько классификаций видов психологических травм. Прежде всего, они делятся на острые, шоковые и хронические. Острая психотравма имеет краткосрочное действие. Она возникает на фоне предшествующих событий, таких как, унижение, разрыв отношений.
Шоковая травма также краткосрочна. Возникает всегда спонтанно, в результате событий, которые угрожают жизни человека и его близких.
А хроническая психологическая травма – это затяжное негативное воздействие на психику. Она не имеет ярко выраженной формы, но может длиться годами, десятилетиями. К примеру, это детство в неблагополучной семье или брак, который причиняет психологический или физический вред.
Симптомы психологической травмы
Симптомы психологических травм зависят от другой, более подробной классификации видов.
Психотравмы бывают:
•экзистенциальные; •травмы потери; •травмы отношений; •травмы собственных ошибок.
Экзистенциальные травмы – это и есть смертельная угроза, либо убежденность человека в том, что ему и его близким угрожает нечто. Характерный симптом – это страх смерти. Человек в такой ситуации оказывается перед выбором – стать сильнее или замкнуться в себе.
Травма потери – это, прежде всего, страх одиночества. Здесь тоже есть характерное «или»: застрять на фазе скорби или оставить мысли о невозвратимом человеке в прошлом.
Травма отношений возникает, к примеру, после предательства близкого человека. В таком случае, возникают сложности с доверием к людям в будущем.
А травма ошибки (непоправимой) – это чувство вины, стыда за содеянное.
Отчего зависит сила психологической травмы?
Последствия психологической травмы зависят от нескольких факторов, которые и делают наши реакции на одно и то же событие индивидуальными:
•стрессоустойчивость личности; •значимость события, вызвавшего травму; •наличие поддержки в тяжелый момент; •своевременная помощь и лечение психологической травмы.
После психологической травмы…
Если человек, столкнувшийся с сильной болью, спрашивает себя, как пережить психологическую травму, значит, он уже на полпути к выздоровлению.
О какой бы травме ни шла речь, концентрировать свое внимание нужно все время на будущем, на мечтах, на планах, на людях, ради которых стоит продолжать жить.
ЗОЖ..
Режим дня - это определенный распорядок в смене труда и отдыха, питания и сна. Многие считают, что если говорят о режиме, то тем самым ущемляется представление о свободе действий. Но это не так. Если мы хотим оставаться надолго здоровыми и активными, то соблюдение режима дня даст нам это. Поэтому можно сказать, что соблюдение режима дня – это самодисциплина, самоконтроль за своей деятельностью.
Ученые в результате исследований выявили, что:
•часами активной деятельности человека являются: 05 – 06, 09 – 10, 14 – 15, 20 – 21, 24 – 01 часов.
•И время наименее активное: 02 – 03, 18 – 19, 22 – 23 часов.
Факторы, разрушающие здоровье:
•Воздух и окружающая среда. Мы живем в век технологий и машин. И люди понимают, что самое сложное, что можно контролировать это – вдыхаемый нами воздух. Заводы работают, машины беспрерывно ездят, дороги пронизывают все жилые зоны. Бесспорно, загрязненный воздух является одним из основных факторов поражающий здоровье человека. Чтобы помочь иммунной системе справиться с этим непоправимым фактором, как можно чаще совершайте прогулки в лесу и ведите здоровый образ жизни.
•Стрессы и плохие мысли. Чем больше мы злимся, плачем, обижаемся и завидуем, тем сильнее страдает наш организм. Стрессы не могут не отразиться на общем состоянии здоровья. Мало того, что нервы не лечатся, так еще и насморком с кашлем обзаведетесь. Как можно меньше подвергайтесь психологическим атакам и больше времени тратьте на поиск гармонии с самим собой.
•Пища. «Мы есть то, что мы едим» - как сказал древнегреческий врач Гиппократ. Жирная, лишенная витаминов еда негативно влияет на здоровье человека. Консервированные продуты, могут содержать в себе множество веществ, которые медленно отравляют организм. Следите за своим рационом, питайтесь натуральной пищей, обогащенной всеми необходимыми минеральными веществами. Недоедание – также фактор плохого здоровья. Кушайте в меру и не морите себя голодом во время диеты.
•Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркотические вещества – разрушают организм человека. Красота и здоровье несовместимы с вредными привычками. Если вы задумываетесь о счастливой, долгой и безболезненной жизни, вы должны обязательно избавиться от соблазнов убивающих вас.
•Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Практически это не всегда получается.
•Здоровый ребёнок - это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Воспитание детей - большая радость и большая ответственность, большой труд. Но недостаточно обеспечить материальное благополучие - необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.
•Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
•Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, хорошо выглядели, быстро росли, правильно развивались физически. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поэтому забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе школы. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Хорошее здоровье - это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия.
•Задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного отношения к своему здоровью, умение заботиться о своем организме.
•«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с образом жизни семьи ребенка. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека.
•Многие родители не могут этим похвастаться и не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков... Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, ведь нужно не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.
•И одной из задач школы в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.
•Несомненно, самым важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Важно также заранее согласовывать с детьми выполнение режима дня дома в выходные дни. Родители должны пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка. Многие родители, вспоминая о своем детстве, рассказывают, какими видами спорта они любили заниматься, в какие подвижные игры они играли со сверстниками. И еще один важный момент нельзя забывать. Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Личный пример взрослых родителей— мы - за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Основы медицинских знаний.
Основным направлением в здравоохранении является не получение новых способов лечения инфекционных заболеваний, а соблюдение мер их профилактики. В комплексе профилактических мероприятий можно выделить ряд мер, направленных на три звена эпидемического процесса:
Источник заболевания:
Для предотвращения появления источника заболевания и для его локализации проводятся:1.своевременное выявление заболевших;2.изоляция и лечение пострадавших;3.дезинфекция очага заражения.
Пути его передачи
Ликвидация второго звена эпидемиологического процесса осуществляется уничтожением путей передачи возбудителя. Для этого проводятся следующие мероприятия:
•контроль за соблюдением гражданами необходимых правил и норм личной гигиены;
•реклама и пропаганда гигиенических навыков и санитарной культуры населения;
•реализация органами здравоохранения противоэпидемических действий.
К противоэпидемическим действиям относят санитарно-гигиенический контроль за продажей продуктов питания, особенно в очагах поражения; контроль над состоянием объектов питания и водоснабжения; проверку выполнения правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов, готовой пищи, качества воды и др.
Организм человека, способный воспринять инфекцию.
Для того чтобы организм человека стал невосприимчив к инфекционным болезням, органы здравоохранения осуществляют меры по созданию и укреплению иммунитета у населения.
Мероприятия в отношении восприимчивого коллектива. Громадное значение в профилактике инфекционных заболеваний, особенно в детских коллективах, имеет массовая иммунизация - профилактическая вакцинация, введение специфических сывороток или гамма-глобулинов.
В случае, когда возбудители заболеваний неизвестны и нет соответствующих вакцин, используется экстренная профилактика — применение антибиотиков и других противомикробных средств для противостояния болезни. Вакцинация может осуществляться путем внутрикожного введения, подкожного введения, накожным и аэрозольным способами. Правильное питание и здоровый образ жизни — одна из основных мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний.
Для некоторых инфекционных заболеваний, таких как СПИД и гепатит В, профилактика является основным способом борьбы. Эти болезни с трудом или вовсе не поддаются лечению при современном уровне развития медицины. Они передаются от человека к человеку через кровь, поэтому к возможным путям проникновения вирусов этих заболеваний относят переливание крови, зараженную иглу и половой путь. Исходя из этого профилактика данных смертельно опасных заболеваний включает в себя следующие меры:
•соблюдение правил личной гигиены;•исключение беспорядочных половых связей;•применение специальных методов защиты при половых связях;•использование одноразовых шприцев;•стерилизация медицинских инструментов.
Крайне важно своевременно поставить диагноз данных заболеваний, так как на ранних этапах болезни возможно если не полное излечение, то, по крайней мере, значительное продление жизни больного. При этом человек, знающий о наличии у него данного заболевания, должен соблюдать все меры предосторожности для предотвращения его распространения. В настоящее время в большинстве стран мира существуют анонимные пункты диагностического обследования на СПИД и гепатит В, где каждый человек может контролировать состояние своего здоровья. Вместе с тем, помня о той угрозе, которую несут в себе эти смертельные заболевания, нельзя забывать, что человек, болеющий, например, СПИДом, не заразен при соблюдении правил общения с ним.
Карантином называется комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения. Если в определенной местности возникают множественные случаи инфекционных заболеваний, накладывается карантин. При карантине возможна организация вооруженного оцепления очага заражения, запрещение передвижения за пределы карантинной зоны лиц и групп населения без предварительной временной изоляции и медицинского наблюдения, вывоз из очага имущества без предварительного обеззараживания, а также проезд транспорта и людей через очаг поражения.
При карантине ограничиваются контакты между людьми. Своевременная изоляция больных в зоне карантина — одна из важнейших мер, направленных против распространения инфекций в очаге заражения. Работники медицинских учреждений и другие служащие, связанные с постоянным общением с людьми, принимают специальные меры во избежание взаимного заражения. Одной из таких мер является специальная одежда. Например, полный противочумный костюм состоит из комбинезона, капюшона, сапог, ватно-марлевой повязки на области носа и рта, очков-консервов, резиновых перчаток и медицинского халата.
Обсервацией называется комплекс мероприятий, предусматривающих усиленное медицинское наблюдение за очагом поражения и проведение в нем лечебно-профилактических и ограничительных мероприятий. Если в результате исследований в очаге не выявлены возбудители особо опасных инфекций и нет угрозы распространения массовых заболеваний, карантин заменяют режимом обсервации.
Срок карантина и обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге.
Ликвидация возникших очагов инфекционных заболеваний осуществляется силами МЧС России, Минздравсоцразвития России и др.
Работа лечебных учреждений в инфекционном очаге имеет ряд особенностей. Для исключения возможности выноса и распространения инфекции за пределы больницы работа лечебного учреждения проводится в строгом противоэпидемическом режиме, который предусматривает:
•охрану и изоляцию территории лечебного учреждения (инфекционной больницы);•казарменное размещение личного состава больницы;•организацию передачи медикаментов, продовольствия и другого необходимого санитарно-хозяйственного имущества через специальные передаточные пункты;•повышение защиты персонала от внутрибольничного заражения путем использования во время работы специальных средств индивидуальной защиты работников (например, противочумных костюмов).
При возникновении инфекционного заболевания в детском коллективе заболевшего ребенка изолируют или госпитализируют. Так же поступают и в отношении взрослого.
В учреждении проводят:•1) тщательную дезинфекцию с использованием препаратов хлорной извести;•2) карантинные мероприятия в группе или классе (на срок, равный максимальному инкубационному периоду; больных изолируют на весь срок заразительности), в течение которых нельзя: а) переводить детей из группы в группу, из класса в класс; б) принимать в группу детей, не бывших в контакте с больными либо не болевших данной инфекцией;•3) ежедневный медицинский осмотр детей перед приемом в группу, класс с термометрией;•4) введение контактным, не привитым детям сыворотки (гамма-глобулина);•5) текущую дезинфекцию и проветривание; • 6) осмотр и обследование персонала учреждения.
Состояния, требующие экстренной помощи, называются неотложными.
Первая помощь в этих случаях заключается в своевременной и точной оценке состояния пострадавшего, придании ему оптимального положения и выполнении необходимых первоочередных действий по обеспечению проходимости дыхательных путей, дыхания и циркуляции крови.
ОБМОРОК
Обморок — это внезапная, кратковременная потеря сознания, наступающая вследствие нарушения кровообращения головного мозга.
Обморочное состояние может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут. Обычно человек сам через некоторое время приходит в чувство. Обморок сам по себе не является заболеванием, а скорее симптомом заболевания.
Обморок может быть следствием различных причин:1. Неожиданная резкая боль, страх, нервные потрясения. Они могут вызвать мгновенное снижение артериального давления, вследствие чего наступает снижение кровотока, нарушение кровоснабжения головного мозга, что приводит к обмороку.2. Общая слабость организма, иногда усугубляемая нервным истощением. Общая слабость организма, возникающая вследствие самых разных причин, начиная от голода, плохого питания и кончая постоянным волнением, может также привести к снижению артериального давления и обмороку.3. Пребывание в помещении с недостаточным количеством кислорода. Уровень кислорода может быть понижен из-за нахождения в помещении большого количества людей, плохой вентиляции и загрязнения воздуха табачным дымом. Вследствие этого мозг получает меньше кислорода, чем нужно, и у пострадавшего наступает обморок. 4. Длительное пребывание в положении стоя без движения. Это приводит к застою крови в области ног, уменьшению ее поступления в мозг и, как следствие, — к обмороку.
Симптомы и признаки обморока: Реакция — кратковременная потеря сознания, пострадавший падает. В горизонтальном положении улучшается кровоснабжение мозга и через некоторое время пострадавший приходит в сознание. Дыхательные пути — как правило, свободны. Дыхание — редкое, поверхностное. Циркуляция крови — пульс слабый и редкий. Другие признаки — головокружение, шум в ушах, резкая слабость, пелена перед глазами, холодный пот, тошнота, онемение конечностей. Первая помощь при обмороке: 1. Если дыхательные пути свободны, пострадавший дышит и у него прощупывается пульс (слабый и редкий), его необходимо уложить на спину и приподнять ноги. 2. Расстегнуть сдавливающие части одежды, такие как воротник и пояс. 3. Положить на лоб пострадавшего мокрое полотенце, либо смочить его лицо холодной водой. Это приведет к сужению сосудов и улучшит кровоснабжение мозга. 4. При рвоте пострадавшего необходимо перевести в безопасное положение или хотя бы повернуть голову набок, чтобы он не захлебнулся рвотными массами. 5 Нужно помнить, что обморок может быть проявлением тяжелого, в том числе острого заболевания, требующего экстренной помощи. Поэтому пострадавший всегда нуждается в осмотре его врачом. 6. Не следует торопиться поднимать пострадавшего после того, как к нему вернулось сознание. Если условия позволяют, пострадавшего можно напоить горячим чаем, после чего помочь приподняться и сесть. Если пострадавший опять чувствует обморочное состояние, его необходимо уложить на спину и приподнять ноги. 7. Если пострадавший находится без сознания несколько минут, скорее всего, это не обморок и необходима квалифицированная медицинская помощь.
ШОК
Шок — состояние, угрожающее жизни пострадавшего и характеризующееся недостаточным кровоснабжением тканей и внутренних органов. Кровоснабжение тканей и внутренних органов может быть нарушено по двум причинам: - проблемы с сердцем;- уменьшение объема жидкости, циркулирующей в организме (сильное кровотечение, рвота, понос и т. д.).
Симптомы и признаки шока:
Реакция — пострадавший обычно в сознании. Однако состояние может ухудшаться очень быстро, вплоть до потери сознания. Это объясняется уменьшением кровоснабжения мозга.
Дыхательные пути — как правило, свободны. Если есть внутреннее кровотечение, могут быть проблемы.
Дыхание — частое, поверхностное. Такое дыхание объясняется тем, что организм пытается заполучить как можно больше кислорода при ограниченном объеме крови.
Циркуляция крови — пульс слабый и частый. Сердце пытается компенсировать уменьшение объема циркулирующей крови путем ускорения кровообращения. Уменьшение объема крови ведет к падению кровяного давления.
Другие признаки — кожа бледная, особенно вокруг губ и мочек ушей, прохладная и липкая. Это объясняется тем, что кровеносные сосуды в коже закрываются, чтобы направить кровь к жизненно важным органам, таким как мозг, почки и т. д. Потовые железы также усиливают деятельность. Пострадавший может ощущать чувство жажды, вследствие того, что мозг ощущает недостаток жидкости. Наступает мышечная слабость вследствие того, что кровь от мышц уходит к внутренним органам. Может быть тошнота, рвота, озноб. Озноб означает недостаток кислорода. Первая помощь при шоке 1. Если шок вызван нарушением кровообращения, то в первую очередь нужно позаботиться о головном мозге — обеспечить поступление в него кислорода. Для этого, если позволяет повреждение, пострадавшего необходимо уложить на спину, приподнять ему ноги и как можно быстрее остановить кровотечение. Если у пострадавшего травма головы, то ноги поднимать нельзя. Пострадавшего необходимо уложить на спину, подложив ему что-нибудь под голову. 2. Если шок вызван ожогами, то в первую очередь следует обеспечить прекращение действия поражающего фактора. Затем охладить пораженный участок тела, если есть необходимость, уложить пострадавшего с приподнятыми ногами и чем-нибудь укрыть, чтобы сохранить тепло. 3. Если шок вызван нарушением сердечной деятельности, пострадавшему необходимо придать полусидящее положение, подложив под голову и плечи, а также под колени подушки или свернутую одежду. Укладывать пострадавшего на спину нецелесообразно, так как в этом случае ему будет труднее дышать. Дать пострадавшему разжевать таблетку аспирина.
Во всех перечисленных случаях необходимо вызвать скорую помощь и до ее прибытия контролировать состояние пострадавшего, будучи в готовности приступить к сердечно-легочной реанимации.
При оказании помощи пострадавшему при шоке недопустимо: - перемещать пострадавшего, за исключением случаев, когда это необходимо; - давать пострадавшему есть, пить, курить; - оставлять пострадавшего одного, за исключением тех случаев, когда необходимо отлучиться для вызова скорой помощи; - согревать пострадавшего грелкой или какими-нибудь другими источниками тепла.
АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК
Анафилактический шок — обширная аллергическая реакция немедленного типа, возникающая при попадании в организм аллергена (укусы насекомых, лекарственные или пищевые аллергены).
Анафилактический шок обычно развивается за несколько секунд и представляет собой неотложное состояние, требующее немедленной помощи.
Если анафилактический шок сопровождается потерей сознания, необходима немедленная госпитализация, так как пострадавший в этом случае может погибнуть в течение 5-30 минут при явлениях асфиксии или через 24–48 часов и более в связи с тяжелыми необратимыми изменениями жизненно важных органов.
Иногда летальный исход может наступить и позже в связи с изменениями в почках, желудочно-кишечном тракте, сердце, головном мозге и других органах.
Симптомы и признаки анафилактического шока: Реакция — пострадавший ощущает беспокойство, чувство страха, по мере развития шока возможна потеря сознания. Дыхательные пути — происходит отек дыхательных путей. Дыхание — похожее на астматическое. Одышка, чувство стеснения в груди, кашель, прерывистое, затрудненное, может прекратиться совсем. Циркуляция крови — пульс слабый, учащенный, может не прощупываться на лучевой артерии. Другие признаки — грудная клетка напряжена, отек лица и шеи, отек вокруг глаз, покраснение кожи, сыпь, красные пятна на лице.
Первая помощь при анафилактическом шоке: 1. Если пострадавший в сознании — придать ему полусидящее положение, чтобы облегчить дыхание. Лучше посадить его на пол, расстегнуть ворот и ослабить другие давящие части одежды. 2. Вызвать скорую помощь. 3. Если пострадавший без сознания — перевести его в безопасное положение, контролировать дыхание и циркуляцию крови и быть в готовности приступить к сердечно-легочной реанимации.
ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Бронхиальная астма — аллергическое заболевание, основным проявлением которого является приступ удушья, обусловленный нарушением проходимости бронхов.
Приступ бронхиальной астмы вызывается различными аллергенами (пыльцой растений и других веществ растительного и животного происхождения, продуктами промышленного производства и т. д.)
Бронхиальная астма выражается в припадках удушья, переживается как мучительный недостаток воздуха, хотя в действительности основывается на затруднении выдоха. Причиной этого является воспалительное сужение дыхательных путей, вызываемое аллергенами.
Симптомы и признаки бронхиальной астмы: Реакция — пострадавший может быть встревожен, при тяжелых приступах не может произнести подряд несколько слов, может потерять сознание. Дыхательные пути — могут быть сужены. Дыхание — характерен затрудненный удлиненный выдох с множеством свистящих хрипов, часто слышимых на расстоянии. Одышка, каш