Коты не поддаются дрессировке, потому что едят мышей

Мудрецы спросили у рабби Элазара: отчего собака подчиняется приказам хозяина (иными словами, поддается дрессировке), а кот нет? Он ответил: тот, кто ест мышиную пищу, забывает все, чему его учили; это вдвойне относится к коту, который ест самих мышей, — он забывает и хозяина, и его приказы.

Мудрецы задали рабби Элазару еще один вопрос: почему все животные преследуют мышей? Он ответил: потому что мыши злобны, у них вредный характер и наглые повадки.

В чем выражаются дурные качества мышей? Мудрец по имени Рава ответил: в том, что они грызут одежду, хотя она не годится им в пищу, и они не получают от этого никакой пользы. Другой мудрец, рав Папа, привел дополнительный пример: мыши грызут даже дере­вянную ручку от мотыги!

Мудрецы указали и другие явления, заставляющие человека (или животное) забыть выученное. Забывчивость постигает того, кто ест еду, которую ели мышь и кот, того, кто ест сердце животного, того, кто ест много маслин, того, кто пьет воду, использованную для умы­вания, того, кто моет ноги, положив их одну на другую. Некоторые мудрецы добавляют, что тот, кто подкладывает одежду себе под голову, также забудет все, что учил.

Мудрецы учат также, что существуют действия, способствующие восстановлению в памяти забытых знаний. Для этого следует есть хлеб, испеченный на угольях, а также сами уголья и крутые яйца без соли, регулярно употреблять оливковое масло в качестве при­правы, пить вино, вдыхать запах духов и пить воду, использованную для приготовления теста. Некоторые мудрецы считают, что тот, кто обмакнет палец в соль и съест крупинки, которые к нему пристанут, также восстановит забытые знания.

Мудрец по имени Реш Лакиш более специфичен Он утверждает, что тот, кто обмакнет в соль один палец и затем оближет его, дей­ствительно вспомнит забытое, однако если он обмакнет и оближет два пальца, ничего полезного не произойдет.

Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по этому вопросу. Один из них, рабби Йехуда, утверждал, что для восстановления знаний необходимо окунуть в соль один палец, но ни в коем случае не два. Другой мудрец, рабби Йоси, полагал, что следует окунуть два пальца, но ни в коем случае не три.

Кроме того, мудрецы перечислили десять действий, ухудшающих усвоение знаний. Трудности в учебе испытывает тот, кто проходит под ремешком, привязанным к верблюду, проходит под самим вер­блюдом, между двух верблюдов или между двух женщин; это же относится к женщине, проходящей между двумя мужчинами, к тому, кто вдыхает запах падали, проходит под мостом по руслу, в котором в течение сорока дней не текла вода, съедает непропеченный хлеб, есть остатки еды, прилипшие к ложке, которой повар размешивал содержимое кастрюли, пьет воду из канала, проходящего по клад­бищу, смотрит в лицо мертвецу.

Некоторые мудрецы полагали, что тот, кто читает надписи на моги­лах, также испытывает трудности с усвоением знаний.

Вавилонский Талмуд,

трактат Хорайот 13а-13б

ЕСТЬ ЛИ У ЛИСЫ ЯД В КОГТЯХ

Мудрецы полагали, что некоторые хищные животные несут яд в своих когтях. Более того, они обладают способностью впры­скивать этот яд в тела своих жертв, умерщвляя таким образом других животных и птиц. Так, например, лев и волк способны выделять яд, убивающий их жертвы. Поэтому даже если лев не поцарапал овцу, на которую напал, мы подозреваем, что он впрыснул ей свой яд. Эта овца (обреченная на смерть от яда, на галахическом жаргоне такая «смертница» квалифицируется как трефа) запрещена для употре­бления в пищу, даже если на ней нет ни одной царапины.

Мудрецы подробно обсуждали вопрос о различных хищниках — у кого из них есть яд, а у кого нет, кто из них способен убить своим ядом крупное животное — корову или быка, кто — только животное поменьше, скажем, козленка или ягненка.

Одна из таких дискуссий была посвящена лисе.

Прежде всего мудрецы поставили центральный вопрос: есть у лисы яд — или нет?

Один из мудрецов полагал, что у лисы яда нет. Другие мудрецы попросили его соотнестись со следующей «фактической» историей: однажды лиса напала на овцу и впрыснула ей свой яд; эту овцу при­вели на суд мудрецов, которые постановили, что у лисы есть яд, которым она в состоянии убить овцу; в заключение мудрецы поста­новили, что эта овца — трефа.

Оппоненты отказались принять эту историю в качестве аргумента, свидетельствующего против лисы, поскольку, по их мнению, она про­изошла не с лисой, а с кошкой, наличие яда в когтях которой пред­ставлялось им бесспорным.

[Как многие другие талмудические дискуссии, этот спор представ­лен в Талмуде не только в изложенной выше, но и в альтернативной версии. Появление альтернативных версий талмудических дискус­сий связано с тем, что Талмуд в течение столетий разрабатывался и сохранялся в устной форме, что приводило к многочисленным искажениям и дублированию текстов. Альтернативные версии в Тал­муде обычно начинаются со слов «Некоторые говорят».]

«Некоторые утверждают», что у лисы есть яд. Мудрецы попро­сили сторонников этой теории соотнестись со следующей историей: однажды лиса напала на овцу; эту овцу привели на суд мудрецов, которые постановили, что она разрешена для употребления в пищу, поскольку у лисы нет яда в когтях. Некий мудрец отверг это возраже­ние, поскольку считал, что данная история произошла не с лисой, а с собакой, у которой, по общему мнению, нет яда в когтях.

Вавилонский Талмуд,

трактат Хулин 53а


Наши рекомендации