Почему люди едят (или не едят) вегетарианское мясо

Почему некоторые мясоеды предпочитают соевое мясо плоти животных, заполняя продовольственную корзину?

В плане отношения и мотиваций всеядные любители фальшивого мяса находятся на пол-пути между обычной всеядностью и вегетарианством. Они не придерживаются строгой пищевой идеологии, но испытывают затруднения в связи с фактами о том, как производится мясо. Они заинтересованы в том, чтобы есть меньше мяса, они меньше его любят и больше склонны к вегетарианству (Хоек, 2004; де Боер и Айкинг, 2011). Это особенно справедливо в случае ярых поклонников вегетарианского мяса, многие из которых мотивированы заботой о животных. Менее пылкие любители куда чаще заинтересованы исключительно дегустацией новых продуктов (Хоек, “Заменение мяса”). Для всех групп еще одним важным мотивирующим фактором является желание питаться здорово.

Неудивительно, что чем больше люди едят вегетарианского мяса, тем больше оно им нравится. Интенсивные потребители думают, что вегетараинское мясо здоровее, более удобно в приготовлении, обладает лучшим вкусом, более изысканное и этичное, чем настоящее мясо. Средние и слабые потребители вегетарианского мяса испытывают те же чувства, но не настолько сильно. Однако даже интенсивные потребители вегетарианского мяса считают плоть животных более знакомым и удовлетворяющим продуктом (Хоек, “Заменение мяса”; Хоек, 2010).

Результаты голландского исследования показали, что каждый 10-ый всеядный находил вкус растительного мяса более приятным, чем плоти животных (де Боер и Айкинг, 2011). Это впечатляет, если учесть, что 2/3 голландцев никогда не пробовали или лишь изредка ели вегетарианское мясо (Хоек, “Заменение мяса”). В ходе слепых дегустаций потребители на самом деле предпочитали растительные бургеры и начинку для пиццы, почти не содержащую мяса, стандартным мясным версиям (Роше; Каммар, 2010).

Но чем же всеядным не нравится вегетарианское мясо? Пара исследований обнаружили, что наибольшее препятствие представляли собой практические вопросы. Люди говорили, что испытывают неудобство в связи с покупкой вегетарианского мяса и что не знают, как его готовить (Босман, 2009; Гунерт, 2006). Но существуют два других важных аспекта, которым всеядные уделяют внимание: вегетарианское мясо им незнакомо и может выглядеть, пахнуть и быть на вкус непривлекательным для них (Хоек, “Заменение мяса”).

Иными словами, некоторые мясоеды боятся. Перемолотые внутренности животных? Легко готовить, а на вкус — деликатес! Перемолотая смесь бобов и овощей? Отвратительно! Кроме шуток, большинство людей действительно неохотно пробует новую пищу. Чем ближе вегетарианская версия какого-либо продукта подбирается к оригиналу, с тем большей готовностью всеядные ее принимают.

Интересно, однако, что помимо вкуса, осведомленности и удобства существует еще кое-что. Убеждения людей относительно окружающего их мира откровенно влияют на их пищевые предпочтения, включая то, что они думают о вегетарианском мясе.

В ходе австралийского исследования в 2008 году авторы обнаружили, что подавляющее большинство мясоедов не могут отличить вегетарианскую сосиску от настоящей. Пытаясь выбрать между мясной и вегетарианской сосиской, 2/3 всеядных ответили неверно. Затем исследователи представили сосиски новой группе респондентов. Некоторым из них сказали, что вегетарианская сосиска — вегетарианская, а мясная — мясная. Другим солгали о том, какая из них какая. Люди попробовали каждую сосиску и произвели оценку вкуса.

В целом, сосиски были оценены одинаково. Кое-что интересное ожидало ученых по результатам разделения респондентов на основании их убеждений о мире. Перед дегустацией каждый участник заполнил опросник, в котором измерялось, считает ли он наличие социальной власти важным или настроен более эгалитарно. Те, кто ценили социальную власть, заявили, что сосиска, представленная им, как мясная, обладала более приятным вкусом. Эта корреляция оставалась неизменной вне зависимости от того, была она на самом деле мясной или вегетарианской. В свою очередь, респонденты, которые проявляли более эгалитарные взгляды, отдавали предпочтение сосиске, обозначенной, как вегетарианская, даже если она таковой и не являлаь (Аллен, 2008).

То есть когда речь заходила о восприятии пищевых качеств сосиски, дело было не только во вкусе и запахе сосиски. На людей также влияло то, что пища символизировала для них. Если представление о блюде укладывалось в их свод ценностей, значит, и на вкус оно было лучше. Если нет, тогда хуже.

Соответственно, сподвигнуть общественность покупать и наслаждаться вегетарианским мясом означает не только создать продукт, который был бы идентичен мясу. Это также предполагает привить людям ценности, которые разделяют те, кто высоко оценивает вегетарианское мясо. Иначе говоря, поедание вегетарианских куриных палочек должно стать таким же нормальным, как поедание попкорна.

К сожалению, карты могут быть подтасованы против животных, когда мы касаемся пищевых ценностей. По результатам одного исследования выяснилось, что люди придают различным продуктам питания различные статусы. На первом месте располагаются красное мясо и рыба, потом идет мясо птицы, за ним молочные продукты, фрукты и овощи. Зерновые — преобладающая пища многих вегетарианцев — завершает рейтинг. Простите, вегетарианцы, но ваша еда попросту не престижна!

Итоги этого исследования показали, что люди склонны предпочитать продукты, обладающие более высоким статусом. Особенно это касалось людей, которые озабочены тем, что они думают другие (Аллен, 2005).

Наши рекомендации