Работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)

Утверждаю

Зам.директора по учебной и

Работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) - student2.ru воспитательной работе

_____С.Г. Хайруллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины (модуля):

Судебная медицина

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) –БАКАЛАВР

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Казань 2016

Автор-составитель:

Э.Ю. Латыпова –кандидат юридических наук, доцент,

кафедры уголовного права и процесса

Казанский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Рецензенты:

А.И. Сакаев – кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовного права и процесса

Казанского института (филиала) ВГУЮ

О.Ф. Сундурова – кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Казанского филиала Российского государственного университета правосудия

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Судебная медицина» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр».

Рабочая программа включает в себя описание структуры и содержания учебной дисциплины и материалы, содержание и порядок проведения промежуточной. Рассчитана на студентов юридического факультета Казанского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), обучающихся по программе подготовки бакалавров.

Обсуждено на заседании кафедры уголовного права и процесса

«15» июня 2016 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой уголовного права и процесса Э.Ф. Закирова

© КИ(ф) ВГУЮ, 2016

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

1.1. Цель преподавания учебной дисциплины «Судебная медицина»состоит в формировании у студентов знаний о сущности медико-биологических явлений применительно к практике работы органов юстиции, о закономерностях возникновения, собирания, исследования и оценки доказательственной информации в следах биологического происхождения, о приемах и средствах работы с этими следами, о современных возможностях судебно-медицинской экспертизы.

Образовательные цели достигаются путем реализации при проведении всех видов учебных занятий основных принципов научности, таких как: связь с практической работой органов юстиции и судебно-медицинских экспертных учреждений; систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков; доступность для студентов содержания учебного материала, стимулирование положительного отношения к обучению, развитие активности и самостоятельности; обеспечение наглядности, оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения; оперативный контроль результатов усвоения знаний, умений и навыков специального и общего характера.

Воспитательные цели решаются, прежде всего, через содержательную часть излагаемого преподавателем или самостоятельно изучаемого учебного материала. При изучении каждой темы или проведении всех видов учебных занятий вычленяется основное положение, которое вытекает из содержания изучаемого вопроса. В связи с этим преподавание курса судебной медицины предусматривает показ в процессе обучения истории развития взглядов на предмет и отдельные проблемные положения судебной медицины, раскрытие процесса познания, борьбы мнений в науке, диалектичности соотношения абсолютного и относительного в ходе познания, конкретности истины, необходимости выделять главное, существенное в изучаемых явлениях.

1.2. Задачи преподавания дисциплины:

– усвоение студентами теоретических основ судебной медицины (понятие судебной медицины, ее предмет, метод, система, задачи и т.д.);

– формирование у студентов знаний по судебно-медицинской травматологии, танатологии и токсикологии, судебно-медицинской экспертизе живых лиц, судебно-медицинской экспертизе трупов, судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и судебно-медицинской экспертизе по материалам дел;

– овладение студентами достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов и медиков в области судебной медицины и развития у них умения определить современные тенденции совершенствования судебной медицины;

– приобретение студентами навыков работы с нормативно-правовыми актами, практикой их толкования и применения по вопросам судебной медицины, имеющим базовое значение для профессиональной подготовки юристов;

– развитие практических навыков и умений по квалифицированному решению вопросов, связанных с применением знаний из различных разделов судебной медицины, а также по работе с судебно-медицинской документацией;

– получение навыков самостоятельно организовать первоначальные процессуальные и иные правовые действия при различных ситуациях, требующих познаний в судебной медицине (осмотр места происшествия, трупа, освидетельствования, получение образцов и др.), и юридически правильно их зафиксировать;

– расширение юридического кругозора у студентов, повышение их правовой культуры.

1.3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Судебная медицина» относится к профессиональному циклу и входит в состав дисциплин по выбору вариативной части ООП (Б3.В.ДВ.9).

Судебная медицина тесно связана со многими науками. Она использует их достижения и делится с ними своими результатами, это позволяет ей полноценно выполнять свои функции.

При изучении дисциплины «Судебная медицина» следует исходить из того, что она носит комплексный характер, ее содержание тесно связано с такими юридическими дисциплинами, как Уголовный процесс, Уголовное право, Судебная экспертиза и другие, поэтому студент должен владеть знаниями и умениями в области указанных дисциплин.

Дисциплина «Судебная медицина» носит фундаментальный характер. Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Преподавание дисциплины «Судебная медицина» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы. На изучение дисциплины отводится 72 часа.

Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП.

В результате освоения дисциплины «Судебная медицина» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции. Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области правоприменительной деятельности:

– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в области правоохранительной деятельности:

– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

В результате изучения дисциплины «Судебная медицина» студенты должны:

Знать:

– понятие, предмет, задачи и методологию судебной медицины;

– организационно-правовые основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации;

– основные законодательные документы, регулирующие назначение и производство судебно-медицинской экспертизы;

– основные закономерности, механизмы наступления смерти, расстройства вреда здоровья.

Изучение курса судебной медицины в юридических вузах РФ предусматривает овладение студентами, следующими практическими навыками:

Уметь:

– самостоятельно работать с учебной и научной литературой;

– свободно владеть судебно-медицинскими понятиями и категориями;

– работать с нормативными правовыми актами, медицинской документацией, экспертными документами, позволяющими использовать их в практической деятельности.

Владеть:

– целостным представлением о роли и возможностях судебной медицины в защите прав и законных интересов человека и гражданина;

– целостным представлением раскрытия, рассмотрение и разрешение дел (уголовных, гражданских, об административных правонарушениях);

– целостным представлением о профилактике и правонарушений и преступлений;

– умением на основе анализа и обобщения правового и практического материала делать собственные выводы теоретико-практического характера.

Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: теоретических основ социальной значимости своей будущей профессии, выполнения гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: понимать социальную значимость своей будущей профессии, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа   Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: понимать социальную значимость своей будущей профессии, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание значения социальной значимости своей будущей профессии, выполнения гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, выполнения гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы профессиональной деятельности, проявлять инициативу и творчество, обобщать полученную информацию в целях разработки новых подходов к решению возникающих проблем Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         
Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: теоретических основ профессии юриста; профессиональных обязанностей; норм профессиональной этики Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: анализировать ситуации профессиональной деятельности; осознавать нравственный смысл процессов профессиональной деятельности; формулировать и отстаивать личные убеждения, гражданскую позицию Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа   Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: реального участия в поведенческих процессах профессиональной деятельности; социально-активного правомерного поведения в процессе реализации норм права НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание значения политических, экономических и социальных аспектов возникающих профессиональных проблем, готовность участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ, выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность самостоятельно анализировать содержание и разрешать типичные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные политические, экономические и социальные проблемы профессиональной деятельности, проявлять инициативу и творчество Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         
Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: теоретических основ применения нормативных правовых актов в сфере судебной медицины, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере судебной медицины, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа   Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: квалифицированного применения нормативных правовых актов в сфере судебной медицины, реализации норм как материального, так и процессуального права в профессиональной деятельности НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание значения квалифицированного применения нормативных правовых актов в сфере судебной медицины, реализации норм как материального, так и процессуального права в профессиональной деятельности Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ; выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере судебной медицины, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности анализа уголовных правоотношений Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность выявлять ошибки квалификации, самостоятельного анализа нормативных актов с целью выработки наиболее правильной стратегии применения норм права, а также правоотношений, требующих нормативного регулирования Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         
Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: теоретических основ осуществления деятельности, принятия оптимальных управленческих решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: осуществления профессиональной деятельности, принятия оптимальных управленческих решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа   Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: принятия оптимальных управленческих решений и осуществления профессиональной деятельности и совершения юридических действий в точном соответствии с законом, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание теоретических основ осуществления деятельности, принятия оптимальных управленческих решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ; выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность осуществлять профессиональную деятельность, принимать оптимальные управленческие решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность принятия оптимальных управленческих решений и осуществления профессиональной деятельности и совершения юридических действий в точном соответствии с законом, умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         
Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ПК-7 способность владеть навыками подготовки юридических документов
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: теоретических основ осуществления юридической экспертизы проектов нормативных актов, дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: квалифицированно осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, грамотно готовить юридические документы Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа   Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: осуществления юридической экспертизы проектов нормативных актов, дачи квалифицированных юридические заключений и консультаций, грамотной подготовки юридических документов НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание значения осуществления юридической экспертизы проектов нормативных актов, дачи квалифицированных юридические заключений и консультаций в области судебной медицины Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ; выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность квалифицированно осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов в области судебной медицины, давать квалифицированные юридические заключения и консультации Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность самостоятельно осуществлять проведение юридической экспертизы с подготовкой грамотного и обоснованного заключения проектов нормативных правовых актов в области судебной медицины Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         
Код компетенции Требования компетенции
Общекультурная компетенция ПК-13 способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
Содержание и способы формирования компетенции
Качества обучаемого Применяемые формы обучения Средства и методы контроля
Знания: основ управленческих инноваций в профессиональной деятельности Лекция; семинар; практические занятия; самостоятельная работа Выступление на семинаре; контрольная работа; тестирование; доклад; коллоквиум
Умения: воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Тренинги; контрольная работа; производственная практика; самостоятельная работа Диалоги на семинарах; подготовка рефератов; написание статей; защита контрольной работы  
Навыки: реального применения управленческих инноваций в профессиональной деятельности, правильного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации НИРС; ролевые игры; производственная практика; научно-исследовательская практика Защита бакалаврской работы; отчеты о прохождении практики; характеристики деканата и ППС  
Характеристики уровней освоения компетенции
Уровни Содержание Проявления
Минимальный Понимание значения основ управленческих инноваций в профессиональной деятельности Выступления с докладами; участие в обсуждениях на семинаре, выполнение контрольных работ; выполнение заданий по практике
Базовый Минимальный уровень плюс способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков, проявление самостоятельности в ходе практики
Продвинутый Базовый уровень плюс способность применять управленческие инновации в профессиональной деятельности, правильно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Выступление с докладами на конференциях; написание статей; участие в НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
         

Раздел 3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием

академических или астрономических часов, выделенных на контактную

Семинары

Раздел 7. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями п. 7.3. ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

Модуль предусматривает сочетание различных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала. Классическое лекционное обучение включает в себя обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, что позволяет достигать более высоких результатов освоения и запоминания материала.

В модуле реализована личностно ориентированнаятехнология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучениеи учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области уголовного права и права окружающей среды;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это – имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подходпри освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

Виды образовательных технологий, используемых при преподавании учебной дисциплины «Правоохранительные органы»:

1. Традиционные образовательные технологииориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер, (например, информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя), семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму, лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов).

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов (например, проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала, лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.), практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков, практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации).

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий (например, деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.).

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы осуществляемых проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

При изучении модулей дисциплины предусмотрены следующие активные формыпроведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.

2. Работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

3. Активное обсужде

Наши рекомендации