Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя
перечень симптомов, разработанный Джиммом Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как родители, так и преподаватели при условии, что этому предшествует минимум четырехнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более 15 очков. То это дает основание предполагать о наличие у ребенка СДВГ
Тест для определения гиперактивности (по Д. Коннерсу)
Наблюдаемые признаки | Степень проявления признака отсутствует низкая довольно очень (0) (1) высокая(2) высокая (3) |
1. Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении) 2. Раздражительность, импульсивность 3. Вмешательство в занятия других детей 4. Частая и быстрая переключаемость внимания 5. Постоянное ерзание на месте 6. Невнимательность, отвлекаемость 7. Нетерпеливость и быстрое разочарование 8. Плаксивость 9. Быстрая и резкая смена настроения 10. Склонность к проявлениям ярости, взрывное непредсказуемое поведение Общая сумма | ___________________________________ ___________________________________ |
Анкета для учителей по Д. Коннерсу, переработанная Скродцки
Имя ученика (ученицы)_________________________________
Дата _____________ Школа __________________ Класс___________
Имя учителя ___________________________ Тел.______________
1. Как долго вы знаете этого ученика (ученицу)?____________________
Какие предметы вы преподаете ему (ей)?_______________________
2. В каких ситуациях проявляются особые трудности с поведением?___
3. Каковы оценки успеваемости?
Укажите, пожалуйста. Основные предметы и оценки (если они ставятся) _____________________________________________
3. Отметьте. Пожалуйста, крестиком признак, который, по вашему мнению, характеризует поведение ученика (ученицы). Укажите степень его проявления.
4. Оценка поведения
Характеристика поведения | Признак Нехарактерен | Проявляется в легкой степени | Проявляется в довольно сильной степени | Проявляется в очень сильной степени | В каких ситуациях проявляется признак | |
1. Невнимателен, легко отвлекается. 2. Не доводит начатое дело до конца, низкая устойчивость внимания 3.Дневные фантазии 4. Постоянно суетится, беспокойный, чрезмерно активный 5. Что-то бормочет про себя постоянно издает звуки, все время говорит 6. Возбудим, импульсивен 7. Приступы ярости, непредсказуемость поведения 8. Быстрая и явная смена настроения 9. Легко может расплакаться часто плачет | ||||||
10. Производит впечатление удрученности, упрямства, недовольства
11. Часто лжет
12. Мешает детям, дразнит их, сердит
13. Изолируется от других детей
14. Не находит признания у других детей
15. Легко поддается влиянию других
16. Не может играть по правилам
17. Не способен работать в группе
18. Поведение, отличающееся от поведения одноклассников
19. Требует к себе чрезмерно го внимания со стороны педагога
Какие меры Вы уже опробовали?__________________________
На что учащийся отреагировал?___________________________
В каких ситуациях ребенок кажется незаметным?___________
Какими положительными качествами и проявлениями в поведении, на Ваш взгляд, обладает ребенок?_________________________________
Пожалуйста, заполните анкету в течении следующих трех недель и пришлите ее прямо мне или передайте через родителей
Большое спасибо за оказанное содействие!
В зависимости от того, какие ответы дают учителя и сколько баллов получилось в сумме (если количество баллов больше 30, то можно говорить, что у данного ребенка СДВГ), можно поставить диагноз.
Как уже было сказано гиперактивность путают с активностью, поэтому существует тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…