Упражнение 2. Толкай партнера
Упражнение может выполняться либо парой, либо группой людей одновременно. В начале упражнения один из партнеров выполняет активную функцию, т. е. толкает и тянет в разные стороны своего партнера, который выполняет пассивную функцию – практически никак не сопротивляется воздействиям активного участника, но полностью старается следовать и подчиняться этим воздействиям. Активный человек – это скульптор, пассивный человек – глина.
Толкать можно руками, телом, ногами, любой частью тела в любом направлении. Воздействовать можно на любую часть пассивного партнера. Воздействие следует проводить медленно, так, чтобы пассивный партнер успевал следовать воздействию, а не отлетал, как мячик. При толчке желательно не прерывать контакта с партнером. Выполнять упражнение лучше всего с закрытыми глазами.
Признаком того, что упражнение выполняется правильно, служат следующие ощущения: тело пассивного партнера начинает «плавать и растворяться в жидкости», активный партнер чувствует, что уже не он толкает пассивного партнера, но толчок происходит сам собой. Толчок активного начинает плавно и без труда переходить в движения пассивного партнера. Постоянный контакт сохраняется без труда.
Когда эта фаза достигнута, партнеры меняются ролями и выполняют упражнение до тех пор, пока не достигнут описанных ощущений. После этого оба партнера могут и толкать и уходить от толчка одновременно, т. е. уже нет активного и пассивного, но каждый из них содержит в себе пассивное и активное начало одновременно.
На этой фазе есть один важный критерий правильного исполнения: людям начинает казаться, что упражнение делается самостоятельно, без участия их воли.
Упражнение 3. Освобождение от зажимов
Это упражнение предъявляет высокие требования к свободе от внутренних зажимов.
Один партнер пассивный, другой активный. Активный начинает медленно вращать руки, ноги, туловище или голову пассивного, выполняя различные захваты. Пассивный не сопротивляется и следует этим воздействиям. Все упражнения выполняются очень медленно.
Сначала надо делать это очень нежно, чтобы точно чувствовать направления воздействия. Если вы применяете много силы и скорость, то может возникнуть иллюзия того, что вы правильно воздействуете. В действительности это не так. Кроме того, если вы начинаете работать аккуратно, то партнер доверяет вам и ему легче расслабиться, быть в покое. Аналогично предыдущему упражнению желательно все это делать в темной комнате, с закрытыми глазами и под музыку. Критерии верного исполнения аналогичны предыдущему упражнению.
Затем партнеры меняются ролями, и, когда гармония достигнута снова, как и в предыдущем упражнении, круг замыкается, т. е. ни пассивного, ни активного более не существует. Возникает чувство неразрывного единства.
Упражнение 4. Прилипание
Развитие чуткости и непосредственного реагирования, точного следования движению.
Один партнер пассивный, другой активный. Партнеры сначала прикасаются друг к другу запястьями так, чтобы не надавливать, а лишь чувствовать прикосновение. Активный начинает медленные, сначала простые движения руками. Задача пассивного – «прилипнуть» своими руками к рукам активного и стараться не разрывать контакта и не терять чувства прикосновения. Постепенно движения ускоряются и могут приобрести произвольный и спонтанный характер. Критерии верного исполнения аналогичны предыдущему упражнению – это чувство единства и гармонии.
После некоторого времени партнеры меняются ролями, и, когда гармония достигнута снова, как и в предыдущем упражнении, круг замыкается, т. е. ни пассивного, ни активного более не существует.
Техника 5. Работа с агрессией
Упражнения данного раздела позволяют участникам выяснить, каким образом они накапливают агрессию, и научиться освобождаться от нее в социально приемлемой форме.
РАЗМИНКА
Упражнение 1. «Нет! Не буду!»
Группа движется по кругу, четко фиксируя шаг, и на каждый шаг правой ногой участники выбрасывают вверх руки с криком: «Нет! Не буду!» Также можно на 4‑м шаге проговаривать: «Ненавижу!»
Упражнение 2. Равновесие
Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70‑100 см, вытягивают руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – заставить партнера потерять равновесие (сойти с места).
Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, поскольку каждый человек выбирает свою собственную стратегию в зависимости не только от особенностей характера, но и от особенностей установившегося контакта с партнером.
Упражнение 3. Отталкивание
Работа в парах – один участник лежит на спине, подняв и чуть согнув ноги в коленях. Другой участник ставит стопы лежащего себе на живот. Лежащий отталкивает стоящего от себя стопами. Потом они меняются ролями.
Примечание.Упражнение выполняется плавно. Лежащий ни в коем случае не ударяет стоящего ногами.
БЫСТРАЯ ЧАСТЬ Упражнение 1. Ки‑бо
В упражнении представлены несколько комбинаций движений, заимствованных из ки‑бо. Все комбинации выполняются, чтобы удобно вписываться в музыкальное сопровождение.
Исходное положение – прямая стойка. Встаньте фронтально. Ноги ставятся чуть шире плеч. Колени лишь слегка присо‑гнуты, ноги не напряжены. Вес перемещен на переднюю часть стоп, пятки касаются пола, но опорной нагрузки не несут. Ступ‑
ни параллельны. Путем сгибания позвоночника в поясничном отделе таз подается вперед, ягодицы подтягиваются. Туловище перпендикулярно полу. Подбородок опущен. Кулаки согнутых перед грудью рук находятся на высоте подбородка.
Левая диагональная стойка – развернитесь к воображаемому противнику на 90° левым боком. Ноги и туловище принимают такое же положение, как и в прямой позиции. Однако голова разворачивается в сторону атаки – вбок. Локоть левой руки немного отходит назад, прикрывая спину. Кулак правой руки передвигается ближе к левому плечу. Подбородок опущен.
Прямой удар «передней» (левой) рукой (1) + прямой удар «задней» правой рукой с подседом (2) + прямой удар «передней» рукой с подседом (3) + исходная диагональная позиция (4).
Уклон влево (1) + удар снизу (апперкот) левой рукой (2) + то же справа (3–4).
В левой диагональной стойке прямой удар левой рукой (1) + прямой удар правой рукой (2) + прямой удар правой ногой (3) + смена стойки на правую диагональную (4).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение 1. Подавление
Подавление одного человека другими может быть символически продемонстрировано всей группой, которая в полном составе наваливается на одного из участников так, чтобы он не мог сдвинуться с места. Такой прием может вызвать страшную ярость, и применять его следует только по отношению к людям, чья эмоциональная уравновешенность не вызывает сомнений, а ведущему необходимо принять меры, обеспечивающие безопасность всех участников.
Упражнение 2. Драка
Упражнение проводится в парах.
Инструкция ведущего: «Вы – противники. Задача – победить соперника. Настройтесь на борьбу. Будьте внимательны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение проводится в замедленном темпе и без прямого контакта».
Упражнение может использоваться как самостоятельная техника для отреагирования. Замедленный темп позволяет «увидеть» силу и энергию агрессии.
Упражнение 3. «Показать когти и зубы»(http://www.chat.ru/~bodywork)
Это простое упражнение поможет вам почувствовать себя сильным, продемонстрировать свою силу тому, кто может рассчитывать на вашу слабость. В животных «жестах» и активизации значения когтей, зубов и клыков заключается глубокий смысл, это воздействие на естественные «якоря» самозащиты. Зубы являются не только инструментом питания или речи, но несут и определенный агрессивный смысл. Психологические исследования мимики и жестов обезьян показали, что животный оскал несет также и функцию покорности, преданности, что выражается в появлении у молодых обезьян «улыбки» при глубоком контакте с матерью. Между человеком и его ближайшими предками существует всего около 30 «рисунков» мимики и жестов, совпадающих по функции (смыслу).
Итак:
Примите уверенную позу: на вдохе распрямите плечи, разгибайте позвоночник, одновременно поднимая кисти рук к плечам и растягивая углы рта.
Выдыхая, имитируйте рычание («показать зубы»), почувствуйте напряжение мышц живота, раскройте ладони и максимально согните пальцы («показать когти»), напрягите жевательные мышцы.
На вдохе вернитесь в исходное положение, запоминая ощущения тела.
На выдохе сознательно расслабьте те мышцы, которые были задействованы в упражнении.
Техника 6. Работа с «Я‑образом»
Упражнения данного блока позволяют выяснить свой «Я‑об‑раз», выявить связанные с ним проблемы и наметить пути их разрешения.
РАЗМИНКА