Упражнение 1. Слово – действие

Ведущий называет качество движения. Например: покачивания, растяжки, скручивание, ходьба, бег, падения и подъемы, тряска. Группа придумывает движение в данной категории тремя способами: через спонтанное физическое исследование; через прошлый опыт – движения, выученные в танцах, увиденные в спектаклях или в жизненных ситуациях; подражая другим участникам и используя свои вариации. Участники должны сохранять непрерывность движения.

После нескольких минут исследования одной категории движения ведущий называет другую категорию. Или участники могут называть категории в соответствии с тем, что, как они чувствуют, необходимо для разогрева.

Примечание.Если это упражнение используется как разминка, то лучше начать с простых движений (покачивание, ходьба, затем бег и растяжки) перед выполнением внезапных движений или прыжков. С помощью некоторых подсказок ведущего это упражнение может также помочь разогреть ум участников. Участники могут различать воспроизведение уже знакомого, открытие нового, подражание чьему‑либо движению и создание спонтанных вариаций. Они могут также обратить внимание на переходы между их собственными экспериментами и подражанием.

Так как это упражнение простое, ведущий может предложить участникам поработать с теми областями движения, которые нуждаются в особом внимании, такими, как качество движения, использование центра, использование всех частей тела, и т. д.

Упражнение 2. Части тела

Участники встают в круг. Один участник называет часть тела. Все участники двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем все более и более активно. Через некоторое время другой участник может назвать другую часть тела. Остальные совершают движение названной частью тела. Таким образом группа проходит по всем частям тела. Участники могут повторять процесс движения, когда движение начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается все тело целиком.

Упражнение 3. «Локомотив»

Все выстраиваются за одним участником. Этот участник старается задействовать в движении различные части тела. Через некоторое время другой участник может встать во главу колонны и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным.

Участники должны быть внимательными, не спешить, не делать все слишком быстро. Участник, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может встать во главе колонны и начать другое движение или может исполнять тот вариант движения, который более ему подходит. В течение этой разминки участники должны перемещаться по всему пространству, а не только по центру.

Упражнение 4. Цепочка имен

Каждый участник составляет короткую танцевальную фразу, при которой нужно назвать свое имя. Имя можно произнести во время движения, до него или после. Участники могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя. Они не должны шептать его застенчиво.

Все участники стоят в круге. Участник, назначенный ведущим, начинает. Он представляет свое движение, называя свое имя, скажем, «Лена», и повторяет его еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон.

Второй участник повторяет движение Лены со звуком и добавляет собственное движение и имя, например «Ира». Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и движение в унисон. Этот процесс продолжается: Лена, Ира, Катя, Слава…

Ведущий может прервать цикл и начать все снова, если последовательность становится слишком длинной для запоминания.

Вариации

Использование имен помогает новой группе познакомиться. Но это упражнение можно также выполнять, используя любое звуковое сопровождение или в тишине.

Упражнение 5. В унисон

Группа собирается вместе, все смотрят в одном направлении. Участник, который окажется во главе группы, начинает двигаться. Другие двигаются в унисон с этим участником. Если направление движения (и, следовательно, группы) изменяется, меняется и ведущий.

Ведущим всегда становится человек, который не может видеть остальных. Если два участника, стоящие рядом, не уверены, кто из них должен вести, они должны решить этот вопрос по возможности быстрее. Они должны стремиться к гладким переходам от ведущего к ведущему, прерывая движение как можно меньше. Группа должна всегда стараться поддерживать унисон.

Ведущие должны всегда помнить, что другие стремятся следовать им, и выбирать соответствующие движения. Группа может перемещаться. Другие участники могут менять место внутри группы во время перемещения так, чтобы ведущими становились разные люди, а не только те, кто находится на краю группы.

Вариации

Участники делятся на группы по три человека в каждой. Если пространство позволяет, все трио могут двигаться одновременно. Каждое трио строится в треугольник, все три участника повернуты в одном направлении. Участник, стоящий спиной к двум другим, является ведущим. В этом формате ведущие могут исследовать диапазон движений, за которыми можно следовать. Они могут перемещаться и использовать любые движения. Ведомые подражают как можно точнее. Когда ведущий поворачивается к одному из участников, лидерство переходит к последнему. Участники должны, в конечном итоге, стремиться ко все более и более частой смене ведущих.

Упражнение 6. Двое ведущих

Часть группы – зрители. По крайней мере пять участников находятся «на сцене». Два участника выбираются ведущими. Все остальные распределяются так, чтобы каждый мог видеть по крайней мере одного из ведущих.

Ведущие двигаются как пожелают – спиной к ведомым. Ведомые могут подражать любому из ведущих. Они могут следовать то за одним, то за другим по собственному усмотрению, поддерживая непрерывность движения во время этих переходов.

Примечание.Ведущие играют важную роль, определяя не только движение, но и связь между двумя группами. Они могут противопоставлять уровни или скорость, или удерживать одну группу на месте, в то время как другая перемещается, или устанавливать двигательный диалог между двумя группами. Ведущий может также какое‑то время оставаться неподвижным. Ведомые определяют размер и расположение групп. Они также создают неожиданные моменты, когда переходят от одного ведущего к другому. Эти переходы должны происходить довольно часто, так как они – наиболее интересная часть этой импровизации.

Наши рекомендации