Подбери слово-признак (слово-действие)
О О О О
ла ла острая пила
2 вариант
Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
1 вариант
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка- . ми, а слово-ответ - большой фишкой:
Например: са-са - идет ЛИСА
О О О О
2 вариант
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
О о О о
Р: Са-са - ИДЕТ лиса
3 вариант
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ
Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.
1 вариант
Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.
Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.
2 вариант
Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать
Приемы, логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-названии картинки должно быть столько же слогов, сколько в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте.
Ребенок с помощью взрослого должен назвать все предложенные картинки, поделить все слова на слоги, определить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.
3 вариант-
Взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен названный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фишек и «читает», проводя под ними пальчиком.
7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ ... СЛОГОВ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.
Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги.
1 вариант
Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ .
Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.
Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.
Например: ла-ла-ла - помогла.
ООО ооо
2 вариант
Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками.
3 вариант
Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).
8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)
Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла - острая пила. В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки. Р: Ла-ла.
В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла
Дальше какое слово? Р: Острая.
Если ребенок ошибся, уточнить:
- слова «ост» нет, а слово *острая» есть;
- «острая пила» - это два слова. Какое из них первое?
Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистого
ворку с опорой на выложенные фишки.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.
ДОБАВЬ СЛОГ
Цель: учить ребенка заканчивать слово слогом с заданным звуком.
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Задача: автоматизировать звук в слогах.
1 вариант
В: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог.
Например: са-са - ли... (ко...); са-са-са - колба... Р: Са.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать ее каждый раз, когда надо произносить слог.
2 вариант
Взрослый просит ребенка добавить слог в конце чистоговорки. Ребенок добавляет слог самостоятельно и по возможности повторяет всю чистоговорку.
10. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ
Цель: учить ребенка делить слова на слоги.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во
фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова
на слоги.
1 вариант
Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
2 вариант
Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:
- Это слог или звук?
- Какой это звук - гласный или согласный?
- А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто
ит гласный звук? (Слога не может быть без гласного
звука.)
Приемы логопедической работы с чистоговорками
- Какой звук идет после звука «Л»?
- Он гласный?
— Значит, какой слог получается из этих звуков?
— Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».
3 вариант
Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.
11. ВЫБЕРИ ЧИСТОГОВОРКУ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ
Цель: учить ребенка определять заданный звук в чисто-говорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры.
Задача: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука в слове и фразе, развивать понимание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе.
1 вариант
В: Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л».
Затем ребенок выполняет то же самое на слух.
Предлагаемые чистоговорки обязательно должны вклю-чать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части. Например: ла-ла - пила.
На данном этапе взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых заданные звуки отличаются друг от друга как артикуляцией, так и акустически.
2 вариант
Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются артикуляцией, но сходны акустически. Например: ши-ши-ши-ши - карандаши, са-са-са - колбаса.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может упростить его, предложив ребенку ка-
22 Приемы логопедической работы с чистоговорками кие-либо зрительные опоры (картинки, ручная модель артикуляции звука). Затем ребенок выполняет то же задание самостоятельно.
3 вариант
Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются акустически, но сходны артикуляцией. Например: са-са - лиса, за-за - коза.
ЗАКОНЧИ ЧИСТОГОВОРКУ
Цель: учить ребенка выбирать слово с заданным звуком. Задача: автоматизировать звук в слове, учить отбирать слова с заданным звуком.
1 вариант
Взрослый проговаривает начало чистоговорки и просит ребенка закончить ее словом со звуком - «дружочком». Например: са-са - коса, коза, каша.
2 вариант
Взрослый просит ребенка закончить чистоговорку, выбрав нужное слово. Например: са-са - ... каша, коза, коса. (Коса.)
13. ПОДБЕРИ СЛОВО С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ.;.
Цель: учить ребенка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са - лиса).
Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов.
Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. Послушай слова
Приемы логопедической, работы с чистоговорками
и выбери из них слова-признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «ласа». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
2 вариант
Взрослый произносит простую чистоговорку. Ребенок сам подбирает слово-признак или слово-действие с заданным звуком.
Например:
В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. К слову «лиса»
подбери слово-признак со звуком «С». Р: Са-са - старая лиса.
ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ
Цель: учить ребенка четко произносить чистоговорку, не путая дифференцируемые звуки.
Задача: дифференциация звуков во фразе, развитие фонематического слуха.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку (например, су-шу-су-шу - я письмо пишу), вспомогательным жестом указывая:
- куда направлен кончик языка при произнесении зву
ков (вверх или вниз);
- звонкий или глухой звук слышится в слоге или слове
(указывает на горло, услышав звонкий звук).
2 вариант
Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку, самостоятельно показывая, куда направлен кончик языка во рту и какие звуки слышатся в словах чистоговорки.
3 вариант
Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку без помощи вспомогательных жестов, четко проговаривая все звуки.
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
15. ПОМЕНЯЙ ЗВУК
Цель: учить ребенка определять место звука в слоге и слове и менять этот звук на другой заданный звук.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать фонематический слух и восприятие.
/ вариант
Взрослый произносит чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, и просит ребенка назвать этот звук. Например: аЛ-аЛ - баЛ. Затем взрослый просит ребенка поменять звук на другой (например, Р) и проговорить новую чистоговорку. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то можно использовать прием «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловить последний звук слова). Если выделяемый звук находится в середине или начале слова, взрослый может использовать приемы «потяни звук», «стукни по звуку».
2 вариант
Взрослый произносит чистоговорку, ребенок самостоятельно выделяет звук, повторяющийся чаще всего, и меняет его на заданный. Например:
В: Послушай чистоговорку: са-са - крыса. Замени повторяющийся чаще всего звук на звук Ш. Р: Ша-ша - крыша.
СКАЖИ ГДЕ?
Цель: учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве.
Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок.
Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например:
В: Например: ла-ла - где юла?
Р: Ла-ла — у стола юла, ла-ла — на столе юла.
Аналогичная работа проводится с картинками на плоскости.
2 вариант
Взрослый меняет местонахождение предмета, а ребенок говорит о нем чистоговоркой самостоятельно.
3 вариант
Ребенок говорит о местонахождении предмета, опираясь на схематичное изображение.
Рис. 1. Опора, помогающая определить местонахождение
предмета
ОДИН-МНОГО
Цель: учить ребенка употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа.
Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить существительные, прилагательные и глаголы в форму множественного числа.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее кар-
Приемы логопедической работы с чистоговорками
тинку. Затем показывает ребенку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку. Например:
В: Са-са - лиса. (Показывает сначала картинку с изображением лисы, затем картинку, изображающую нескольких лис.) А здесь кто?
Р: Лисы.
В:Акак сказать чистоговоркой?
Р: Сы-сы - лисы.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку (например, са-са - бежит лиса) и показывает ребенку иллюстрирующую ее сюжетную картинку. Затем показывает другую картинку (например, с изображением бегущих лис) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - бегут лисы).
3 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку и показывает ребенку иллюстрирующую ее картинку (например, са-са - рыжая лиса). Затем показывает ребенку другую картинку (например, с несколькими рыжими лисами) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - рыжие лисы).
4 вариант
Взрослый показывает ребенку картинку (например, изображающую нескольких лис) и задает к ней вопрос в форме чистоговорки (ис-ис - много кого?).
Ребенок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис-ис - много лис).
5 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Ребенок должен составить чистоговорку, в которой данное имя существительное будет употребляться в форме множественного числа без опоры на картинку.
Приемы логопедической работы с чистоговорками 27
Например:
В: Са-са — одна лиса. »
Р: Ис-ис - много лис.
18. СКАЖИ КАКОЙ ИЛИ КАКАЯ?
Цель: учить ребенка называть основные цвета и оттенки, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Задача: развивать сенсорное восприятие, грамматический строй речи и словарь, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Взрослый выкладывает перед ребенком трафаретные
изображения предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, и несколько карточек разного цвета.
Затем накладывает карточку на трафарет и задает к ним вопрос в форме чистоговорки, акцентируя внимание ребенка на окончании прилагательного.
Ребенок отвечает чистоговоркой, во второй части которой дожно находиться словосочетание типа «имя прилагательное + имя существительное». Например:
В (наложив под трафарет юлы карточку синего цвета):
Ла-ла - какАЯ юла?
Р: Ла-ла - синЯЯ юла.
Затем взрослый подкладывает карточку другого цвета (меняет трафарет) и снова задает вопрос.
2 вариант
Ребенок сам переставляет карточку с одного трафарета на другой и составляет соответствующую чистоговорку.
19. «ОКОШЕЧКИ»
Цель: учить ребенка изменять слово по падежам с помощью вопросительного слова.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить употреблению имен существительных в различных падежах.
Приемы логопедической, работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
1 вариант
Знакомство с наглядной опорой, помогающей поставить слово в нужный падеж:
- знак вопроса обозначает вопрос именительного падежа
(кто? что?);
- две перечеркнутые линии обозначают вопрос родитель
ного падежа (нет кого? чего?);
- символ ног и рук обозначает вопрос дательного падежа
(тянусь, даю, иду к кому? чему?);
- символ «глаз» обозначает вопрос винительного падежа
(вижу кого? что?);
- символ довольного выражения лица обозначает вопрос
творительного падежа (доволен, любуюсь кем? чем?);
- символ лица думающего человека обозначает вопрос
предложного падежа (думаю о ком? о чем?).
В: | Са-са - | - вот КТО? | |||
Р: | Лиса. | ||||
В: | Сы-сы | - нет КОГО? | |||
Р: | Лисы. | ||||
3 | вариант |
Ребенок договаривает чистоговорку, опираясь на картинку в окошке и на вопрос взрослого, а затем повторяет всю чистоговорку. Например: В: Са-са - вот КТО? Р: Лиса. Са-са - вот лиса.
4 вариант
' |
Ребенок проговаривает чистоговорку с помощью картинки в окошке, сразу ставя слово в нужный падеж Например: са-са - вот лиса; сы-сы нет лисы...
X | ноги | |||
Рис. 2. Опора, помогающая поставить слово в нужный падеж
Дети знакомятся со зрительной опорой, с вопросами к рисункам и вспомогательными словами «вот», «нет», «вижу» и т.д.
2 вариант
Взрослый проговаривает начало чистоговорки. Ребенок договаривает ее, глядя на картинку в окошке и схему-опору. Взрослый следит за тем, чтобы слово-название картинки было поставлено в нужный падеж. Например;
5 вариант
Ребенок отвечает на вопросы взрослого без опоры на вспомогательные слова (только по рисунку в окошке). Например:
В: Са-са - КТО? Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы-КОГО?
Р: Сы-сы ~ лисы.
ИЗМЕНИ СЛОВО ПО ПАДЕЖАМ
Цель: учить ребенка правильно употреблять имя существительное в различных падежах (с правильным окончанием).
Задача: автоматизировать звук в слове, учить правильному употреблению существительного в разных падежах.
1 вариант
Если ребенок овладел игрой «окошечки», то взрослый, показывая картинку в «окошечке», задает вопросы, а ребенок отвечает. Например:
В: Са-са - кто?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы - кого?
Р: Сы-сы - лисы.
В: Се-се - к кому?
Р: Се-се - к лисе.
В: Су-су - кого?
Р: Су-су - лису.
В: Се-се - о ком?
Р: Се-се - о лисе.
2 вариант
Ребенок без наглядной опоры, опираясь на чистоговор-ку-вопрос, ставит слово в нужный падеж и употребляет его с правильным окончанием.
ПОСЧИТАЙ
Цель: учить ребенка согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить согласовывать количественные числительные с существительными.
1 вариант
Взрослый показывает ребёнку картинку и вместе с ним составляет по ней простую чистоговорку (например, аш-аш-аш - карандаш). Затем он показывает следующую картинку и предлагает ребенку «посчитать» изображенные на ней предметы. Например:
В (демонстрируя изображение карандаша): Аш-аш-аш...
Р: Один карандаш.
В (демонстрируя изображение двух, трех, четырех карандашей): Ша-ша-ша...
Р:Два (три, четыре) карандаша.
В (демонстрируя изображение пяти карандашей): Шей-шей...
Р: Пять карандашей.
2 вариант
Взрослый показывает картинки, ребенок составляет к ним чистоговорки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый подсказывает ему начало чистоговорки.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?
Цель: учить ребенка называть части предмета с помощью
чистого ворки. Задача: автоматизировать звук во фразе, уточнять знание частей предмета.
1 вариант
Взрослый просит ребенка обратить внимание на какой-либо из находящихся в комнате предметов, показывает его части, обращает внимание на ударение в словах - названиях этих частей. Затем взрослый задает чистоговорки-воп-росы, показывая ту или иную часть выбранного предмета, а ребенок отвечает на них. Например:
В: Ла-ла-ла - это что у стола?
Р: Ла-ла-ла — это ножки у стола
2 вариант
Взрослый просит ребенка составить рассказ о деталях предмета с помощью чисто говорок. Например: ла-ла-ла - ножки есть у стула; ла-ла-ла - спинка есть у стула...
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
Цель: учить ребенка подбирать к слову-предмету слово-признак и слово-действие,
Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных и глаголов.
1 вариант
Взрослый показывает картинку и составляет по ней чистоговорку. Затем просит ребенка описать нарисованный на картинке предмет с помощью чистоговорок. Например:
В: Ла-ла - юла. Ла-ла — какая юла? Ответь чистоговоркой. Р: Ла-ла - СИНЯЯ юла.
Если ребенку трудно подобрать слово, взрослый задает наводящие вопросы. Например:
Приемы логопедической работы с чистоговорками
В: А еще какая бывает юла? Из чего она сделана? Значит, она какая? Р: Ла-ла - железная юла.
Аналогичная работа проводится с глаголами.
В: Ла-ла - что делает юла?
Р: Ла-ла - вертится юла.
В: А как еще можно сказать?
Р: Ла-ла - кружится юла.
В: А что еще делает юла?
Р; Ла-ла - лежит юла, ла-ла - упала юла.
2 вариант
Ребенок самостоятельно составляет простую чистого-ворку и выкладывает ее фишками. Затем придумывает несколько чистоговорок по картинке, выкладывая фишками других цветов каждое вновь подобранное слово.
ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО
Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по
смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить
подбирать слова, подходящие по смыслу.
1 вариант
Взрослый раскладывает несколько картинок и предлагает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например:
В: Ла-ла - очень острая...
Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила.
2 вариант
Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком.
28. СКАЖИ ЛАСКОВО
Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
1 вариант
Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка составить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и маленький стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Стульчик.
В: Теперь скажи чистоговоркой.
Р: Лу-лу - стульчик в углу.
2 вариант
Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчивает ее по картинке. Например:
В: Лу-лу...
Р: Стол в углу.
В: Лу-лу...
Р: Столик в углу.
3 вариант
Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, используя в ней существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Например:
В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе.
ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ
В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ)
Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия.
Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилагательных.
1 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее картинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например:
В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - лежит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса?
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Лежащая.
В: А теперь скажи чистоговоркой.
Р: Са-са - лежащая лиса. *
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обозначающее это действие.
3 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чистоговорку, на месте слова-действия помещая карточку с условным обозначением (см. рис. 3).
Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку.
Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку.
4 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-действием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например:
В: Са-са - бежит лиса.
Р: Са-са - бегущая лиса.
В: Са-са - спит лиса.
Р: Са-са - спящая лиса.
Р: Са-са - лежит лиса...
30. СКАЖИ ЧЬИ?
Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжательные прилагательные (в форме единственного и множественного числа).
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образованию притяжательных прилагательных.
1 Ребенок выполняет задание самостоятельно (без зрительной опоры).
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
1 вариант
Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «притяжательное прилагательное + существительное». Например:
В: Это чьи уши?
Р: Это заячьи уши.
В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний
слог в слове-названии.
Р: Ши.
В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши.
В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши.
2 вариант
Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например:
Б: Ши-ши-ши - это чьи уши?
Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши.
3 вариант
Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку самостоятельно, без опоры на наводящие вопросы.
31. ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью приставки.
Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования.
1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части
которой находится словосочетание типа «глагол + существительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаголами. Например:
В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары
с собой... (что сделали?)
Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары.
В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали? )
Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары.
В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?)
Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары.
В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совершает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например:
В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары.
В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары.
32. НАРАСТАЛОЧКА
Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распространяя ее дополнительными словами.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых распространенных предложений.
1 вариант
Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например:
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Р: Ла-ла - пила.
Р: Ла-ла - острая пила.
ПРОШАГАЙ, ПРОХЛОПАЙ
Цель: учить выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать и дифференцировать звук в слове и фразе, уточнять понятие «слово», учить выделять слова из потока речи.
1 вариант
Взрослый вместе с ребенком припоминает что такое слово. Затем взрослый просит ребенка прошагать (прохлопать) чистоговорку по словам, шагая (хлопая) и проговаривая вместе с ним.
2 вариант
Ребенок выполняет задание самостоятельно. Если он ошибся, назвал только часть слова - слог, — то взрослый исправляет ошибку, задавая уточняющие вопросы.
Например: «Пи - это что? Я не знаю такого слова, а вот слово ПИЛА есть, поэтому на один шаг надо сказать «ПИЛА».
3 вариант
Ребенок выпоняет задание самостоятельно, без опоры на вопросы взрослого.
ИСПРАВЬ ПУТАНИЦУ
Цель: учить ребенка правильно подбирать слова по смыслу. Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать мышление.
1 вариант
Взрослый произносит две чистоговорки, во второй части которых находятся словосочетания типа «прилагательное + существительное», переставив в них существительные. Например: са-са - длинная роса; са-са - свежая коса.
Затем взрослый спрашивает ребенка, верны ли чистоговорки, и просит их исправить (са-са - длинная коса; са-са - свежая роса).
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно использовать фишки, выложив с их помощью зрительную опору.
2 вариант
Ребенок исправляет предложенные чистоговорки само
стоятельно. '
О О О О
ла ла острая пила
2 вариант
Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
1 вариант
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка- . ми, а слово-ответ - большой фишкой:
Например: са-са - идет ЛИСА
О О О О
2 вариант
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
О о О о
Р: Са-са - ИДЕТ лиса
3 вариант
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ
Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога.
Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма.
1 вариант
Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове.
Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими.
2 вариант
Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать
Приемы, логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
соответствующую картинку из нескольких предложенных. Вниман