К государственной итоговой аттестации по биологии
ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
При подготовке к государственной итоговой аттестации рекомендуется использовать учебники:
1.Мусиенко, М. М. Биология: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учебн. заведений. /М. М. Мусиенко, П. С. Славный, П. Г. Балан. – К.: Генеза, 2007. – 283 с.
2. Серебряков, В. В. Биология : Учебник для 8 кл. общеобразоват. учебн. заведений укр. яз.обучения. / В. В. Серебряков, П. Г. Балан. – К.: Генеза, 2008. – 304 с.
3. Страшко, С. В. Биология: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учебн. заведений с укр. яз.обучения. / С. В. Страшко [и др.]. – К.: Грамота, 2009. – 294 с.
Ответы на теоретические вопросы билетов
Билет № 1.
1. Сравните строение растительной и животной клетки, о чем свидетельствует их сходство?
Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована. В зависимости от строения и набора органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.
Общее в строении и функциях растительной и животной клеток:
1) мембранное строение органоидов;
2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор;
3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов;
4) сходство химического состава клеток;
5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз);
6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка), использование преобразования энергии;
7) участие в процессе размножения.
Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:
1) Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
2) В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез.
3) Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ – процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.
4) Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
5) Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.
Таким образом, сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам, а отличия связаны с разным типом питания.
2. Каковы особенности строения скелета человека? В чем заключается функция опорной системы человека?
Строение скелета человека отличается от других млекопитающих строением черепа, формой костей конечностей, позвоночника, что обусловлено интенсивным развитием головного мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.
Особенности скелета человека:
1. Для позвоночника человека характерны изгибы, которые придают ему форму, в профиль напоминающую латинскую букву S. Изгибы позвоночника увеличивают размеры грудной и тазовой полостей, облегчают удержание равновесия и обеспечивают смягчение толчков и сотрясений тела во время прыжков и бега.
2. В связи с прямохождением грудная клетка человека расширена в стороны, в отличии от животных, она сжата с боков.
3. Верхние конечности очень подвижны. Кисть образована костьми запястья, пястья и фалангами пальцев. Первый (большой) палец подвижнее других, хорошо развит и расположен напротив всех остальных, что имеет большое значение при выполнении разных видов работы (осуществляет хватание и фиксацию).
4. В связи с вертикальным положением тела таз человека шире и массивнее, чем у животных. Он имеет вид чаши и поддерживает внутренние органы брюшной полости.
5. Кости нижних конечностей массивнее, чем верхние, так как они несут на себе вес всего тела. Стопа как единое целое выполняет опорную функцию во время стояния и хождения. Соединяясь между собой, кости стопы образуют свод. Такое строение связано с вертикальным положением тела человека, с увеличением нагрузки на стопу при прямохождении. Сводчатая стопа значительно смягчает толчки во время хождения.
6. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано со значительным развитием головного мозга человека.
Опорно-двигательная система человека — функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, суставов, осуществляющих посредством нервной регуляции, поддержание позы и другие двигательные действия, наряду с другими системами органов и образует человеческое тело.
Скелет человека выполняет несколько жизненно важных функций:
- опорную;
- защитную;
- обеспечивает движение;
- принимает участие в минеральном обмене и кроветворении.
Опорно-двигательная система — комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.
Билет № 2.
1. Какие существуют способы вегетативного размножения растений? Приведите примеры. В чем заключается практическое значение такого способа размножения?
Вегетативное размножение —это образование нового организма из части материнского. Особенно широко вегетативное размножение распространено среди растений. У высших растений оно осуществляется за счет вегетативных органов: корней, стеблей, листьев. В основе такого размножения лежит способность растений к регенерации. Потомство получает такой же набор хромосом, что и родительская особь, и полностью сохраняет ее признаки.
В природе и практике растениеводства распространено размножение луковицами (лук, тюльпан, лилия), клубнями (картофель), корневищами (ландыш, мята, ирис), корнеклубнями (георгин), усами (земляника). В садоводстве широко применяют вегетативное размножение с помощью черенков и прививок. Черенок — это отрезок стебля, корня или листа, служащий для искусственного размножения. Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, розы. Корневыми черенками размножаются вишня, слива, шиповник; листовыми черенками — бегония, фиалка, гиацинт.
Вегетативное размножение имеет большое значение в сельском хозяйстве. Оно дает возможность быстро получать большое количество посадочного материала, размножать растения, не образующие семян, сохранять признаки сорта.
2. Сравните строение скелета млекопитающих и человека и объясните, чем обусловлены их отличия.
Скелет человека и млекопитающих очень похожи.
Сходства | Различия |
- дифференцированные зубы - скелет головы - скелет туловища (позвоночник и грудная клетка) - скелет конечностей (пояс верхних конечностей, свободная (верхняя конечность, пояс нижних конечностей, свободная нижняя конечность) | - мозговой отдел черепа преобладает над лицевым - 4 изгиба позвоночника: шейный, поясничный, грудной и крестцовый - свод стопы человека смягчает толчки во время ходьбы, бега, прыжков - кости верхних конечностей короче нижних - все кости руки и их соединения с пястью очень подвижны - с вертикальным положением тела связано то, что грудная клетка плоская и широкая - чашеобразный таз позволяет удерживать внутренние органы в соответствующем положении -нижняя челюсть с выступающим подбородком связана с речевой деятельностью - увеличение позвонков в размерах и массе связано с возрастающей на них нагрузкой |
Изменение строения скелета человека связано с прямохождением и трудовой деятельностью.
Билет № 3
1.Раскройте особенности строения лишайников как симбиотических организмов, их разнообразие и значение.
Лишайники – своеобразная группа организмов, состоящих из гриба и водоросли (совместное сожительство). Нити гриба, плотно переплетаясь, образуют верхнюю, а часто и нижнюю корки тела лишайников. Благодаря наличию особых пигментов верхняя корка окрашена в различные цвета. В процессе питания лишайников принимают участие как водоросли, так и грибы. Гриб паразитирует на водоросли, угнетая процессы ее жизнедеятельности. Все водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать самостоятельно, грибы же без водорослей погибают. Тело лишайника имеет название «слань», «таллом». По форме слани лишайники бывают накипными, листоватыми и кустистыми. Вегетативное тело лишайника называют таллом. Таллом лишайников образован переплетением гиф гриба. Внутри таллома гифы гриба размещаются более рыхло. Лишайник размножается исключительно вегетативно – обрывками слани или особыми образованиями, в которых среди нитей гриба расположены клетки водорослей.
Благодаря неприхотливости к условия обитания, лишайники часто селятся на неплодородных местах, подготавливая условия для поселения других организмов. Растет слань очень медленно: ежегодный прирост не превышает долей миллиметра.