Г) соблюдают в своих действиях нормы МГП;
А) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
Б) имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил - форменная одежда);
в) открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия;
г) соблюдают в своих действиях нормы МГП;
3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны.
в морской войне являются экипажи военных кораблей всех видов, экипажи вспомогательных судов всех видов, а также торговых судов, переоборудованных в военные корабли, экипажи летательных аппаратов ВМФ.
Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные в пределах юрисдикции воюющего государства.
Участниками боевых действий считаются лица, принимавшие участие в вооруженных столкновениях, сражениях (комбатанты) (ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г.; ст. 13 II Женевской конвенции 1949 г.), находившиеся при исполнении обязанностей государственной (военной) службы (военнослужащих, проходящих службу как по призыву, в том числе проходящих военные сборы либо военную службу в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, так и по контракту), либо в иные периоды (не при исполнении обязанностей военной службы), но когда их действия признаны совершенными в интересах личности, общества и государства. При этом важно, чтобы органы государственной власти своевременно констатировали такие факты, дополняя соответствующие списки периодов ведения боевых действий. Такая широкая трактовка позволит избежать многих споров и недоразумений, связанных с процессом доказывания государственными служащими (военнослужащими) своей причастности к группе профессионального риска.
В пункте 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" указано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
К некомбатантам, согласно ст. XIII Гаагского положения 1907 г. п. 4 ст. 13 1-й и 2-й Женевских конвенций и п. "А" § 4 ст. 4 3-й Женевской конвенции, относятся лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, обеспечивающий бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от вооруженных сил, которые они сопровождают.
Дополнительный протокол I внес изменение в данный вопрос. В числе лиц, не относящихся к комбатантам в п. 2 ст. 43, указываются медицинский и духовный персонал, о котором говорится в ст. 33 3-й Женевской конвенции. Более того, в ст. 50 протокола проводится различие между гражданским населением и гражданскими лицами. Определение гражданского лица в Дополнительном протоколе I распространяется на любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 п. "А" §§ 1 — 3, в 3-й Женевской конвенции и в ст. 43 данного протокола (комбатанты). Из этого можно сделать вывод, что протокол вводит новое деление: комбатанты и гражданские лица.
Гражданские лица могут принадлежать к гражданскому населению (п. 2 ст. 50) и в этом случае на них распространяется общая защита гражданского населения, за исключением случаев и на такой период, пока они не принимают непосредственного участия в военных действиях (п. 3 ст. 51). Под особой охраной находятся журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, которые рассматриваются как гражданские лица в значении п. 1 ст. 50 (ст. 79 п. 1). Как таковые они пользуются защитой в соответствии с конвенциями и протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов на статус, предусмотренный в п. "А" § 4 ст. 4 3-й Женевской конвенции.
К числу комбатантов не относятся шпионы (ст. 46 Дополнительного протокола I) и наемники (ст. 47 протокола).
В МГП под шпионажем понимается сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил либо спецслужб страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами (п. 4 ст. 46 ДП I). Речь идет о специальном понятии шпионажа в период вооруженного конфликта как деяния, совершаемого комбатантом, который действовал в гражданской одежде (обманным путем) и был задержан в то время, когда тайно собирал информацию (п. 3 ст. 46 ДП I). Такое лицо, захваченное противником, подлежит суду военного трибунала, однако остается под защитой общих норм, применяемых к гражданским лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. Оно не может претендовать на статус военнопленного. Но если такое лицо будет захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена.
От шпионов следует отличать военных разведчиков, которые собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил. В случае захвата противником они пользуются правами военнопленных (п. 2 ст. 46 ДП I).
Норма о наемниках имеет большое значение, поскольку к их услугам в последние десятилетия неоднократно обращались реакционные и империалистические круги. Впервые в договорном порядке выработано определение наемника, которое содержит шесть признаков.
Наемником считается любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь при этом главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантом такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Это лицо не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.