НП «Лечебный спорт и культура», г. Старый Оскол
В настоящее время всё больше обостряется проблема между постоянно ухудшающимся состоянием здоровья населения и ростом уровня диагностики в спортивной медицине.
По данным министерства здравоохранения в 2010 году 75% населения РФ находилось в «третьем состоянии» или являлось «практически здоровым». К «практически здоровым» относятся лица с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, сохраняющие способность к труду и обучению.
С ростом уровня диагностики количество лиц «в третьем состоянии» постоянно растёт, в том числе и среди детей и подростков. Традиционная система первичного отбора, основанная на системе противопоказаний, делает занятия спортом недоступными для всё большего числа детей и мешает выполнению одной из главный задач, поставленных правительством – увеличению массовости занятий спортом.
Ситуация усугубляется конфликтом интересов между специалистами клинической и спортивной медицины, слабой нормативно-правовой базой по системе отбора для занятий физической культурой и спортом.
Оценку состояния здоровья детей и подростков проводят специалисты клинической медицины – педиатры. Основанием для оценки уровня здоровья является «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей (утверждена приказом Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621). Согласно этому нормативному документу врач может определить от I до V группы здоровья у ребёнка. Основанием для определения медицинской группы здоровья является тяжесть и активность заболевания.
Оценку группы здоровья по физической культуре и первичный отбор в спортивные секции также проводит врач-педиатр. В настоящее время нет нормативной документации по определению группы здоровья по физической культуре, а многочисленные рекомендации разных уровней не являются обязательными к исполнению.
С точки зрения спортивной медицины основным критерием определения группы здоровья по физической культуре является уровень физической подготовленности.
Для определения уровня физической подготовленности используются стандартные нагрузочные пробы. Если школьник справляется с нагрузочной пробой, то его относят к основной группе по физической культуре. Если не справляется – к подготовительной.
При наличии противопоказаний к выполнению отдельных видов упражнений, вне зависимости от уровня физической подготовленности, обучающегося относят к специальной группе по физической культуре, так как он не может выполнить программу обучения по физической культуре в полном объёме.
Врачи-педиатры не имеют подготовки по проведению и оценке нагрузочных проб. Отсутствие подготовки вынуждает их распределять обучающихся в основную, подготовительную и специальную группы на основании наличия заболеваний по аналогии с медицинской. Возникла путаница и в терминологии, в медицинской и педагогической литературе всё чаще вместо «специальная группа по физической культуре» встречается термин «специальная медицинская группа».
В результате использования необъективных критериев, определение группы здоровья по физической культуре потеряло смысл. Одному и тому же обучающемуся может быть поставлена основная, подготовительная и специальная группа. Обычной ошибкой стала запись «группа здоровья подготовительная, исключить прыжки, бег». Такая запись ставит учителя физкультуры в тупик – фактически и юридически обучающийся относится к специальной группе по физической культуре.
Аналогичная ситуация складывается и для тренеров спортивных школ.
С юридической точки зрения к подготовительной группе по физической культуре относятся дети и подростки с недостаточным уровнем физической подготовленности. Таким детям нельзя заниматься большинством видов спорта.
В специальной группе по физической культуре основная часть детей с противопоказаниями к выполнению отдельных видов упражнений. У многих из них высокий уровень физической подготовленности и их можно брать в спортивные школы.
У спортсменов первого года занятий, отнесённых к основной группе по физической культуре, врачом-педиатром уровень физической подготовленности не определялся, у части из них он очень низкий. У таких спортсменов риск развития патологии вследствие неадекватной реакции на физические нагрузки выше, чем у детей из специальной группы по физической культуре, но с высоким уровнем физической подготовленности.
В настоящее время существует система отбора в спорте для здоровых и система отбора в адаптивном спорте для инвалидов.
Традиционная система отбора для здоровых, основанная на системе противопоказаний, становится всё менее эффективной. Постоянно растёт число юных спортсменов, имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, не являющихся противопоказаниями к занятиям спортом. На начальном этапе подготовки резервов здоровья организму хватает, а при росте уровня нагрузок на следующих этапах возникает риск обострения и имеющееся заболевание становится причиной для ограничения нагрузок. В спортивной медицине известны разные системы допуска к занятиям спортом.
В РФ допуск основан на системе противопоказаний. В США допуск основан на основе определения допустимого уровня контакта. Но и такой подход не решает проблемы.
В последние годы развивается новое направление в массовом спорте – лечебный спорт. Отбор детей для занятий спортом с лечебной целью основан на нозологическом подходе к выбору вида спорта по принципу лечебной физической культуры – определённый вид физических упражнений оказывает лечебный эффект при конкретном заболевании.
Система лечебного спорта зародилась в 1996 г. в г. Старый Оскол. Основана она на учете специфического лечебного действия специальной физической подготовки в конкретном виде спорта. С 2000 года опубликовано более 30 статей в сборниках педагогических и медицинских конференций, центральных журналах, с 2003 по 2009 год работали 4 опытно-экспериментальные площадки. В настоящее время можно подобрать вид спорта для больных по 16 группам заболеваний из 21, имеющихся в МКБ.
Отбор для занятий с лечебной целью проводится на тех же принципах, что и для здоровых – заболевание не должно быть противопоказанием для рекомендуемого вида спорта. Для тренера целью занятий для таких спортсменов является достижение максимальных спортивных результатов, а лечебный эффект является вторичным. Наличие лечебного эффекта способствует максимальному росту уровня функционирования патологически изменённых органов и систем, а на уровне функциональных нарушений у многих спортсменов в течение первых двух лет занятий достигается полное выздоровление.
Результаты многолетних наблюдений за спортсменами, занимающимися в спортивных секциях, классах хореографии в музыкальных школах и учреждениях культуры, позволяют говорить о необходимости внедрения новой системы допуска детей и подростков к занятиям спортом, основанной на системе показаний.
Во время врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися в кружках общеобразовательных и классах музыкальных школ, были выявлены дети, не справляющиеся с нагрузкой даже в хоре. При имеющемся уровне здоровья детей, необходимо не только менять систему отбора детей в спортивные секции, но и внедрять систему отбора по отдельным направлениям и в музыкальных школах, где нагрузка у учащихся старших классов достигает 12 часов в неделю и выше.