Жизнь тела: биоэнергетическое упражнение.
В первой главе я упомянул, что до моей встречи с Рейхом я занимался спортом и гимнастикой. Жизнь тела всегда имела особую привлекательность для меня: это то, что может обычно привести к внешнему существованию. Но я был в равной степени вовлечен и в жизнь разума, таким образом, я не мог полностью посвятить себя той или другой стороне моей личности. Я как бы раздваивался, надеясь найти решение.
Конечно, эта проблема не является характерной только для меня. Большое число людей в цивилизованных культурах страдает от подобной раздвоенности. И многие культуры должны были разрабатывать способы, чтобы сохранить полноценную жизнь тела, противостоящую противоречивым требованиям интеллектуальной жизни. В западной культуре одним из таких путей был и остается спорт. Греки, одними из первых обнаружившие важность жизни тела, придавали огромное значение спорту.
Прямо пропорционально отходу (или удалению) культуры от природы и жизни тела возрастает потребность в специальной деятельности для занятия и мобилизации тела Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями растущего интереса к спорту наряду с растущим осознанием важности регулярных упражнений для физического здоровья. Несколько физкультурных программ приобрели широкую популярность за последние десять лет, среди них упражнения Royal Canadian Air Force и аэробика, в которых бег с разминочным темпом выступает как основное упражнение. К сожалению, отношение американцев к телу сильно инкрустировано соображениями эго. Результатом этого является то, что для большинства людей телесное удовольствие и удовлетворение от спорта занимают второе место после удовлетворения эго от победы. Сосредоточение на победе часто увеличивает уровень напряжения, активности, что прямо отрицает ее ценность в стимулировании и освобождении тела. Мы все знакомы с игроком в гольф, чье утро бывает погублено из-за слабого удара по мячу. Подобное эго ведет к достижению цели и к тому, чтобы удержаться наравне с модой, оно же порождает наши физкультурные программы. Мы выполняем их, чтобы поддерживать наш внешний вид, способствовать нашему представлению о здоровье или развивать мышцы. Наше идеальное тело имеет качества скаковой лошади, холеной, приведенной в порядок и готовой выигрывать.
Жизнь тела есть чувства: чувство бодрости, полноты жизни, здоровья, возбуждения, гнева, печали, радости и, наконец, удовлетворения. К терапии людей приводит недостаток чувств или беспорядок в чувствах. Я обнаружил, что спортсмены, танцоры и фанатики физкультуры страдают от этого недостатка или беспорядка так же сильно, как и остальные. Так же и я когда-то, несмотря на мое увлечение спортом и физкультурой, посредством терапии смог достичь и открыть мои чувства и таким образом возобновить некоторую жизнь в моем теле. Райхианская терапия и биоэнергетика направлены на эти цели.
Но проблема осталась. Как человек сохраняет жизнь тела текущей и полноценной после прекращения терапии? Наша жизнеотрицающая культура не обеспечивает никакой помощи в этой потребности. Этот вопрос никогда не рассматривался Райхом. Он верил, что человек сам находит решение, направляя свою энергию наружу. Его философия была выражена в изречении: «Любовь, работа и знание являются источником жизни. Они должны также управлять ею». Это утверждение оставляет только сексуальную активность как основной путь для выражения жизни тела — путь в целом слишком узкий и ограниченный.
Моим личным решением было использовать биоэнергетические упражнения, разработанные для продвижения терапии, ежедневно дома. Сейчас я делаю их уже около двадцати лет. Они не только дали мне возможность сохранить контакт с моим телом и поддерживать его жизнь, но они также продолжают рост, который начала терапия. Я нашел их такими полезными, что прошу моих пациентов делать их дома в дополнение к терапии. Ценность этих упражнений была подтверждена всеми, кто их делал. В настоящее время мы разработали регулярные занятия с биоэнергетическими упражнениями для пациентов и других людей, которые доверились жизни тела. Так как эта поддержка телу продолжительна, мы ожидаем, что человек свяжет себя подобными обязательствами с упражнениями.
Освобождение от чар антижизненной западной культуры привело многих людей к заинтересованности в восточной религии, философии и других дисциплинах. Большинство из них признают необходимость программ телесных упражнений для духовного развития. Широко распространившийся интерес к йоге является ярким тому доказательством. Я интересовался йогой до того, как встретил Райха, но она не привлекла мой «западный» ум. Однако во время моей работы с Райхом я осознал некоторое сходство между практической йогой и райхианской терапией. В обеих системах основной акцент делается на важности дыхания. Различие между двумя школами мышления заключалось в их направлении. Йога направлена вовнутрь, к духовному развитию, райхианская терапия — наружу, к творчеству и удовольствию. Согласование этих двух взглядов, конечно, необходимо, и я надеюсь, что биоэнергетика может помочь в этом. Некоторые передовые учителя йоги в Индии выразили свое личное отношение к биоэнергетическому пониманию тела — понимание, которое дает им возможность адаптировать техники йоги к западным потребностям.
Совсем недавно и другие восточные дисциплины, ориентированные на тело, стали популярны в нашей стране. Наиболее известными являются китайские упражнения тай чи чуань. Как йога, так и тай-чи подчеркивает важность восприятия тела, достижение координации и грации и приобретение духовного сознания через идентификацию с телом. В этом они сильно отличаются от западных физкультурных программ, которые направлены на силу и контроль.
Где же находят отражение биоэнергетические упражнения? Они представляют собой сочетание восточного и западного подходов. Что касается восточных дисциплин, то они тщательно избегают власти и контроля в пользу грации, координации и духовности тела. Они также стремятся способствовать самовыражению и сексуальности. Таким образом, они служат для открытия внутренней жизни тела, а также помогают распространить эту жизнь на внешний мир. Особенно они предназначены помочь человеку справиться со своими напряжениями, которые тормозят жизнь тела. Но как все восточные практики, они будут действовать, если станут занятием, которое выполняют не механически или принудительно, а с чувством удовольствия и ощущением смысла.
Я не могу представить здесь полный список упражнений, которые мы используем в биоэнергетике. Я надеюсь сделать это в другой книге. Я могу добавить, что они не являются формальными и могут изменяться, чтобы соответствовать определенной потребности и определенной ситуации. Однако я опишу значительное количество этих упражнений, так как мы исследуем основные принципы, чтобы показать их назначение. Одним из основных упражнений было разработанное с самого начала и направленное на то, чтобы помочь мне тверже стать на ноги и ступни и стать более заземленным. Оно называется арка, или дуга и рассматривается как основная позиция напряжения (рис. 4).
Рис. 4.
Линия, наложенная на фигуру, показывает правильную арку, или изгиб тела. Центральная точка плеч находится прямо над центральной точкой ступней, и линия, соединяющая эти точки, является почти идеальной аркой, проходящей через центральную точку бедер.
Когда тело находится в данной позиции, его части идеально сбалансированы: динамически -лук натянут и готов к действию, энергетически — тело заряжено от ступней до головы. Это означает, что существует поток возбуждения через все тело. Человек чувствует свои ступни на земле и свою голову в воздухе, также он чувствует, что составляет единое целое. Из-за того, что эта позиция является энергетически заряженной позицией напряжения, ноги начнут вибрировать.
Мы используем эту позицию для того, чтобы дать возможность человеку ощутить чувство целостности и интегрированности посредством того, что он твердо стоит на ногах и держит голову вверх. Но мы также используем это положение для диагностики, так как оно позволяет немедленно обнаружить недостаток целостности в теле и указать на природу и местонахождение основного мышечного напряжения. Сейчас я опишу, как это влияет на арку.
Мы используем эту позицию и упражнение в нашей работе более чем восемнадцать лет. Вообразите мое удивление, когда пациент показал мне фотографию китайцев, выполняющих точно такое же упражнение (рис. 5)*.
Рис. 5.
Заголовок и комментарии были наиболее интересны. Тао означает путь. Путь тао проходит в становлении гармонии человека со своим внутренним миром, а также с внешним миром и со Вселенной. Внешняя гармония на самом деле зависит от внутренней гармонии, которая может быть достигнута посредством «комбинации телесного движения и дыхательной техники». Биоэнергетика направлена на достижение такой же гармонии такими же средствами. Многие наши пациенты использовали различные варианты упражнений тай чи в сочетании с биоэнергетикой. Китайцы, однако, начали с предположения, что у них нет значительных телесных нарушений, которые мешают им выполнять упражнение правильно. Это предположение не может быть применено к западным людям. И является ли оно справедливым на сегодняшний день для китайцев — вопрос спорный.
Широко распространенная проблема, с которой я встречаюсь у людей, — это общая зажатость и жесткость в теле, которые не дают людям согнуть их тело. Линия, соединяющая среднюю точку плеч и среднюю точку ступней, прямая (рис. 6).
Рис. 6.
В этом случае присутствует заметная негибкость ног. Человек совершенно не может согнуть свои лодыжки. Напряжение внизу спины мешает выгнуться. Таз слегка оттянут.
Противоположное состояние — гиперподатливость спины, т. е. когда она слишком сильно гнется. Это означает слабость в мышцах спины, которую я отношу к недостаточной чувствительности в позвоночнике. Когда тело негнущееся, то и человек слишком жесткий, а в этом случае тело и человек очень легко поддаются влиянию. В обоих случаях арка делается неправильно, таким образом отсутствует ощущение целостности и плавности линий, нет чувства внутренней и внешней гармонии. На линии дуги имеется точка разрыва. Нижняя часть спины не служит для поддержки тела; эту функцию принимают на себя брюшные мышцы, которые сильно сокращены (рис.7).
Рис. 7.
Другим частым нарушением является разрыв в дуге из-за сильного втягивания таза. Это составляет контраст с предыдущим состоянием, когда таз слишком выдвинут вперед. Подобное нарушение показано на рис. 8.
Рис. 8.
Если в этом положении человек выдвигает свой таз вперед, его колени выпрямляются. Он может согнуть колени, только отведя таз назад. Заметно напряжение в нижней части спины, так же как и вдоль задней стороны ног.
Если смотреть на тело спереди, то иногда становится заметным разделение тела на сегменты. Основные части тела, голова и шея, туловище и ноги не лежат на одной линии. Голова и шея наклонены вправо или влево. Туловище наклонено в противоположную сторону, а ноги находятся под углом к туловищу. Я нарисовал это положение с линией, показывающей угловатость (рис. 9).
Рис. 9.
Эти угловатости показывают, что тело не соединено вместе. Они представляют фрагменты целой личности, типичные для шизоидной или шизофренической личности. Шизо означает расщепление. Если расщепление существует в личности, оно должно также существовать в теле на энергетическом уровне. Человек есть его тело.
Несколько лет назад мы с моими помощниками были приглашены для чтения лекций с демонстрацией методов биоэнергетики группе докторов и студентов Национального Института Психического Здоровья (National Institute of Mental Health). Моя лекция затронула тему тесных взаимоотношениях между телом и личностью. После лекции нас попросили продемонстрировать нашу способность устанавливать психиатрический диагноз по телу, не зная ничего о человеке. Нам последовательно представили нескольких человек, которых изучали доктора из института. Я просил каждого человека принять напряженное положение, описанное выше, чтобы посмотреть, насколько хорошо его тело выстраивается в линию. После наблюдения в течение короткого времени за телом пациента меня и моих помощников размещали по разным комнатам и вызывали по очереди, чтобы мы не могли консультироваться друг с другом, для оглашения диагноза.
Мы все установили одинаковые диагнозы, совпадающие с заключениями докторов из института. В двух случаях расщепление линии тела было настолько ясным, что легко было установить диагноз шизоидной личности. В третьем случае излишняя ригидность была доминирующим качеством. У одного из шизоидных пациентов обнаружилось необычное качество: его глаза были разного цвета. Когда я обратил на это внимание, то был удивлен, что ни один человек в комнате не заметил этого. Как большинство психологов и психиатров, они были обучены слушать, а не смотреть. Они интересовались мыслями пациента и историей его жизни, а не его телом и тем, что оно выражает. Они еще не научились читать язык тела.
Телесные нарушения, подобные описанным выше, поддерживают симптомы, побуждающие человека обратиться к терапевту. Ригидный человек будет неподатливым и неуступчивым в ситуациях, требующих мягкости и нежности. Человеку, чья спина слишком мягкая и гнущаяся, будет не хватать агрессии, когда это потребуется. Все пациенты чувствуют себя вне гармонии с самим собой и с окружающим миром. Для них выполнение упражнения «арка» не восстановит гармонию до тех пор, пока они не смогут делать его правильно. Однако это поможет им почувствовать напряжения в теле, которые мешают выполнять это упражнение правильно. Эти напряжения можно обнаружить при помощи других биоэнергетических упражнений; некоторые из них будут описаны в последующих главах данной книги.
Когда я говорю, что человек, выполняющий арку правильно, находится в гармонии со вселенной, я не сомневаюсь и не делаю никаких оговорок, потому что я не видел человека с серьезной эмоциональной проблемой, способного выполнять это упражнение точно. Это не зависит от практики, так как это положение нельзя заучить. Это не статическое положение. Человека в этом положении просят дышать глубоко и полно. Человек должен быть способен поддерживать функционирование и целостность тела в напряжении. Регулярное выполнение упражнения очень помогает. Оно помогает человеку найти связь со своим телом, почувствовать нарушения и напряжения и понять их значение. Оно также помогает сохранить чувство гармонии со вселенной, если человек достиг его. Это вызов технологической культуре.
III. Язык тела.
Сердце жизни: суть дела.
У языка тела, или телесного языка, две части. Одна имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о личности, другая — с вербальными выражениями, которые направлены на определение телесных функций. В этой главе я буду рассматривать обе части того, что называется телесным языком, начав со второй. Например, выражение «стоять на своих собственных ногах» является телесным языком. Оно значит, конечно, быть независимым и происходит из нашего общего опыта. Когда мы были детьми и были зависимы, нас поддерживали и содержали. Вырастая, мы учимся стоять на своих собственных ногах и быть независимыми. Многие подобные выражения являются частью нашего повседневного языка. Мы можем сказать о человеке, что у него «шея не сгибается», что означает упрямство, что он «кулак», что означает скупой, прижимистый и дающий мало, или у него «рот на замке», что означает малоговорящий. Мы говорим: «взвалить ответственность на свои плечи», «держать голову высоко», «прочно стоять на ногах», чтобы выразить наше психологическое отношение.
Шандор Радо (Sandor Rado) предположил, что язык имеет свои корни в проприоцептивных ощущениях, так как основой всего языка является телесный язык. Я считаю, что это предположение обосновано, так как общение в первую очередь является попыткой поделиться чувствами, которые в свою очередь являются телесным ответом на ситуацию и события. Однако в мире, где существуют другие актуальные системы отношений, язык будет соединять в единое целое выражения из этих систем. Например, выражение «движение на высокой скорости» происходит из нашего опыта общения с самодвижущимися машинами и имеет смысл только для людей, которые хорошо осведомлены о подобных системах. Вторым примером является выражение «голова, полная пара», которое ссылается на работу паровых машин. Подобные выражения называются машинным языком. Сколько из них стало частью нашего способа общения и, следовательно, мышления! Я не знаю. Можно только предполагать, что наша продвигающаяся вперед технология будет вводить в наш словарь много новых выражений, далеких от телесного языка.
Все механизмы являются в каком-то смысле продолжением человеческого тела и функций. Они работают на тех же принципах, что и тело. Это легко увидеть в простых инструментах, таких как вилы, которые являются продолжением руки, и пальцы, лопата, продолжающая сложенную в пригоршню руку, и кузнечный молот, продолжающий кулак. И даже сложные механизмы допускают это отношение к телу: телескоп является продолжением глаз, компьютер — мозга. Тем не менее мы часто не замечаем этого факта и стремимся думать о теле, которое действует по принципам механизма, а не наоборот. Мы отождествляем себя с машиной, которая в своем ограниченном функционировании является более мощным инструментом, чем тело. Мы начинаем представлять тело как машину, а затем теряем связь с его жизненными и чувствующими аспектами.
Биоэнергетика не рассматривает тело ни как просто машину, ни даже как самую сложную и прекрасную машину, когда-либо созданную. Верно, что кто-то может сравнивать некоторые аспекты телесного функционирования с машиной. Сердце, например, может рассматриваться как насос. Изолированное от тела сердце является насосом, иначе говоря: если бы сердце не было включено в общую жизнь тела, оно было бы только насосом. Но оно вовлечено настолько, что это делает его сердцем, а не насосом. Разница между машиной и сердцем в том, что машина имеет ограниченную функцию. Насос качает — и больше ничего. Сердце также перекачивает, и в этой ограниченной работе оно функционирует как машина. Но сердце также является неотъемлемой частью тела, и в этом аспекте своего функционирования оно делает больше, чем перекачивает кровь. Оно принимает участие и вносит свой вклад в жизнь тела. Телесный язык признает эти различия, и это важно.
Богатство выражений, включающих слово «сердце», показывает, как важны его немеханические аспекты для людей. Вот некоторые из них. В выражении «дойти до самой сердцевины дела» мы уравниваем сердце с пониманием сути. Оно также означает центр, или ядро, как в выражении «вы проникли в самое сердце», которое, мы предполагаем, означает глубину человека, более центральный аспект. «От всего сердца» — показывает полное доверие, так как это вовлекает глубинную часть человека.
Каждый знает, что чувство любви у нас ассоциируется с сердцем. «Отдать сердце» — то же самое, что влюбиться, «открыть свое сердце» -поделиться любовью с другим человеком. «Носить сердце на рукаве» (значок, эмблема) — надеяться на любовь. Таким образом, это используется широко символично. Но сердце не только лишь ассоциируется с чувством, оно в соответствии с нашим языком чувствующий орган. Когда мы говорим: «Сердце сжалось у меня внутри», — это выражает проприоцептивное ощущение, которое другой человек может ощутить внутри себя как крайнюю степень беспокойства и разочарования. Сердце так же расширяется от радости, и это буквальное утверждение, не только переносное. Не является ли примером выражение «Вы разбили мое сердце», означающее реальную физическую травму? Я склонен верить, что это так, а так же то, что разбитые сердца часто сами поправляются. Слово «разбить» не обязательно означает «разбить на две или более части» Это может означать перерыв в ощущении связи между сердцем и телесной периферией. Чувство любви более не течет свободно из сердца в окружающий мир.
Биоэнергетика проявляет интерес к тому, как человек обращается с чувством любви. Закрыто его сердце или у него открытое сердце? Открыто ли оно для мира или закрыто? Отношение человека ко всему может быть определено по выражению его тела, но чтобы сделать такой вывод, необходимо понимать язык тела.
Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может быть жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям. Ее качество может быть оценено ощупыванием, когда замечаешь, что мышцы сжаты и поверхность грудной клетки не поддается мягкому надавливанию. Подвижность грудной клетки видна при дыхании. У большого количества людей грудная клетка не движется вместе с дыханием. У таких людей видимые дыхательные движения являются преимущественно диафрагмальными, лишь с легким вовлечением живота. Грудная клетка наполнена воздухом и держится в положении вдоха. У некоторых людей грудина образует выпуклость, как бы удерживая окружающих на расстояний от сердца. Выпячивание грудной клетки является формой вызова, неповиновения. Если вы сделаете это намеренно, вы ощутите, что тело говорит: «Я не позволю вам приблизиться ко мне».
Первый канал коммуникации для сердца проходит через рот и горло. Это первый, младенческий канал, так как младенец с помощью губ и рта достигает материнской груди. Однако ребенок не делает это исключительно при помощи губ и рта, он также устанавливает контакт с помощью сердца. При поцелуе мы сохраняем осознание этого момента как выражение любви. Но поцелуй может быть жестом любви или выражением любви; разница в том присутствует там сердце или нет, а это зависит от того, открыт или закрыт канал коммуникации между ртом и сердцем. Зажатое горло и напряженная шея могут фактически блокировать любые проходящие чувства. В этих случаях сердце относительно изолировано, закрыто.
Второй сердечный канал коммуникации проходит через руки -от начала до кончиков пальцев так как они предназначены для того, чтобы прикасаться. В этом случае образом любви является нежное мягкое и заботливое прикосновение материнской руки. И здесь также, если действие должно быть выражением любви, чувство должно пойти от сердца и влиться в руки. Истинно любящие руки в высшей степени заряжены энергией. Такие руки обладают целебным свойством при прикосновении. Течение чувств или энергии к рукам может быть заблокировано напряжением плечей или спазмами в мышцах кистей. Напряжение в плечах развивается, когда человек боится ударить сплеча или наброситься с кулаками. Напряжение в мелких мышцах кисти является результатом подавления побуждения схватить или сжать, царапать или душить. Я полагаю что подобные напряжения ответственны за ревматоидный артрит в руках. В некоторых случаях я находил, что выполнение упражнения, описанного в первой главе, когда кисти рук сжаты вместе в сверхрастяжении, помогло ряду людей побороть атаку ревматоидного артрита в кистях рук.
Третий канал коммуникации от сердца к миру спускается вниз через талию и таз к половым органам. Секс является актом любви, но является ли он просто действием или выражением искренних чувств, снова вопрос того, участвует ли в этом сердце. Когда чувство любви к партнеру сильное, сексуальное переживание интенсивное и достигает уровня возбуждения, что делает кульминационный пик или оргазм, экстатическим явлением. Ранее я уже отмечал /11/, что полный и удовлетворяющий оргазм возможен только тогда, когда человек отдается этому полностью. В этом случае он может почувствовать сердечный скачок (скачок радости) в момент кульминации. Но этот канал также может быть отрезан или закрыт в разной степени напряжением в нижней части тела.
Секс без чувств подобен еде без аппетита. Конечно, у многих людей есть какие-то чувства, вопрос лишь в том, как их много и насколько открыт канал коммуникации. Одним из наиболее общих расстройств у людей является разобщение между верхней и нижней половинами тела. Иногда эти две половины не выглядят принадлежащими одному и тому же человеку. У некоторых людей верхняя часть тела хорошо развита, в то время как таз и ноги малы и выглядят довольно незрелыми, как если бы они принадлежали ребенку. У других таз полный и округлый, но верхняя половина тела маленькая, узкая, как у ребенка. Во всех этих случаях чувства одной части не интегрированы с чувствами другой. Иногда верхняя половина тела имеет жесткие ригидные агрессивные качества, в то время как нижняя половина проявляет мягкость, пассивность и мазохизм. Всякий раз, когда существует степень диссоциации, естественные дыхательные движения свободно не протекают через тело. Дыхание либо грудное, с малым вовлечением живота, либо диафрагмальное, с ограниченными движениями грудной клетки. Если попросить человека согнуться, как в арке тайчи, описанной ранее, линия тела не сформирует правильную дугу. Таз либо удерживается впереди, либо оттянут назад, вызывая разрыв в линии и в единстве тела. Недостаток единства означает, что голова, сердце и гениталии дезинтегрированы.
Хроническое мышечное напряжение, блокирующее свободное течение возбуждения и чувства, часто обнаруживается в диафрагме, мышцах, окружающих таз, и в верхних частях ног. Расслабление мышц с помощью как физического, так и психологического подхода позволяет людям начать чувствовать «целостность». Это их мир. Голова, сердце и гениталии или мысли, чувства и секс более не разделены на части или отдельные функции. Секс все больше и больше становится выражением любви с соответственно большим удовольствием. Беспорядочное половое поведение, которое было ранее, как правило, прекращается.
У женщин сердце имеет прямую и непосредственную связь с грудью, которая эротически и гормонально отвечает на импульсы, проистекающие из сердца. При сексуальном возбуждении соски наливаются кровью и выпрямляются, при кормлении молочные железы выделяют молоко. Таким образом, естественно, что процесс кормления является одним из явных выражений материнской любви. Иначе говоря, трудно представить, чтобы материнское молоко было не по душе ребенку. Младенец был зачат и развивался в той же самой среде, в которой вырабатывается молоко. Тем не менее пациенты сообщали, что они ощущали материнское молоко невкусным. Хотя я принимал подобные заявления серьезно, я не верю, что молоко само по себе было виновато. Более вероятно, что мать была озлоблена и обижена на обремененность ребенком, а ребенок ощущал это и реагировал. Кормление, аналогично сексу, более чем физиологическая реакция. Это эмоциональный ответ, и, следовательно, он так же подчинен материнскому настроению и отношению. Поток чувств из сердца к груди может быть созидательным и разрушительным.
Я рассуждал о сердце так обстоятельно, потому что оно является центром всей терапии. Люди приходят на лечение с различными жалобами: депрессия, тревога, чувство неадекватности, ощущение несостоятельности и т. д. Но за каждой жалобой стоит отсутствие радости и удовлетворения в жизни.
Сегодня модно говорить о самореализации и человеческом потенциале, но эти выражения не имеют смысла, пока кто-нибудь не спросит: потенциал для чего? Если кто-нибудь хочет жить более полно и богато, это возможно только в том случае, когда он откроет свое сердце для жизни и любви. Без любви к себе подобным — к природе, к Вселенной человек холоден, обособлен и жесток. Из наших сердец исходит теплота, объединяющая нас с миром, в котором мы живем. Эта теплота и есть чувство любви. Цель всей терапии помочь человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце, не только ум.
Взаимодействие с жизнью.
Поскольку мы движемся от сердца к периферии тела, далее рассмотрим те органы, которые взаимодействуют с окружающим миром. Наш телесный язык насыщен выражениями, которые происходят из проприоцептивного осознавания функций. Эти выражения столь богаты образами и значениями, что никто из изучающих человеческую личность не может проигнорировать их.
Мы начнем с лица, так как это та часть тела, которая открыто обращена к миру. Это то первое, что оценивается, когда один человек смотрит на другого. Так же как слово «сердце» сравнивалось по значению с центром, или ядром, так же и значение слова «лицо» расширилось и включает в себя внешний вид предметов и ситуаций. Так говорят о лице здания или пейзажа. В замечании «старые проблемы с новым лицом» мы ссылаемся на внешние изменения в ситуации без соответствующего изменения в сущности.
Слово «лицо» так же используется при обращении к персональному образу, который соотносит понятие лица с эго, так как эго в одной из своих функций сопоставляется с образом, который человек проецирует. «Потерять лицо» означает испытать удар по своему эго, поэтому большинство людей стараются «сохранить лицо». Если кто-то «прячет свое лицо», это означает чувство стыда, в котором эго чувствует себя униженным. Личность с сильным эго «глядит в лицо» ситуации, в то время как слабая личность могла «отвернуть лицо». Самовыражение включает в себя лицо, а то выражение лица, которое мы принимаем, много говорит о том, кто мы и как мы себя чувствуем. Есть лица улыбающиеся, подавленные, ясные, печальные и т. д. К несчастью, большинство людей не осознают выражение своих лиц до такой степени, что они теряют связь с тем, что они есть и что они чувствуют.
Эти размышления позволяют нам оценить персональное эго, исходя из лица. Лицо шизоидного индивидуума обычно маскообразно, что является одним из диагностических признаков этого состояния — показателем низкого положения его эго. Так как состояние при терапии улучшается, лицо становится более выразительным. Большое полное лицо означает сильное эго (это язык тела), но иногда можно увидеть большие голову и лицо на маленьком теле или наоборот, большое тело с маленькими головой и лицом. В этих случаях можно предположить определенный уровень диссоциации между эго и телом.
Другое интересное наблюдение — тенденция многих длинноволосых юношей и девушек прятать свое лицо под волосами. Мне это представляется выражением их нежелания быть обращенными лицом к миру. Это может быть так же интерпретировано как неприятие нашей культуральной склонности придавать слишком большое значение внешнему виду. Многие молодые люди в своих личных выпадах имеют анти-эго предубеждение: престиж, состояние, внешний вид и материальные признаки положения и власти отвратительны для них. Мы можем понять эту позицию как сверхреакцию на важность внешнего вида, который ценился их родителями так высоко и часто за счет внутренней правды и внутренних ценностей.
Каждый орган и черты лица имеют свой собственный телесный язык. Брови, глаза, щеки, рот и подбородок используются для обозначения различных качеств или особенностей. Посмотрим на некоторые из выражений, включающих в себя эти анатомические части. Высокий лоб означает человека, претендующего на утонченность и интеллектуальность. Противоположность этому — низкий лоб — грубый малый. Когда человек смотрит потупленно, это значит, что он запуган угрозами, повелительными словами или взглядами. Его брови фактически опущены. Когда человек бесстыжий и дерзкий, говорят. что он имеет наглую морду. Его щеки буквально выделяются, так как они становятся наполненными кровью и чувством.
Функция зрения очень важна, чтобы осознать, что мы уравниваем слово «видение» с пониманием. «Далеко видящий человек» не только видит далеко, но также мыслит вперед. Блестящие глаза являются одновременно признаком и символом бьющей через край энергии. Как выразительный орган глаза играют большую роль в языке тела. Так много значения может быть передано взглядом, что мы часто оцениваем людские ответы по глазам. Что касается рта, мы используем такие выражение, как «большеротый», «златоустый», «рот на замке» и так далее. Функция зубов также богата метафорами. «Ухватить кусок» — более сильное выражение, чем «вступить в борьбу». Человек, который «держится зубами за свою шкуру», находится в отчаянии. Мы говорим о «лакомом кусочке», как о чем-то, что обещает удовольствие. Наконец, я хотел бы отметить английское выражение «выше голову» (дословно «выше подбородок»), что означает не унывать при невзгодах. Опускание подбородка является начальным движением на пути к рыданиям. Это можно отчетливо наблюдать у младенцев, чьи подбородки опускаются и начинают дрожать непосредственно перед началом плача. В биоэнергетической терапии иногда необходимо убедить пациента опустить подбородок прежде чем он сможет позволить себе начать плакать.
Человеческий голос наиболее выразительное средство человека. Пол Мозес в своей книге «Голос невроза» описывает звуковые элементы в голосе и показывает их отношение к личности. В дальнейшем я буду обсуждать лежащие в данной основе концепции, которые дают возможность интерпретировать личность, исходя из голоса. Телесный язык признает важность присутствия голоса. Если у кого-то в деле «нет голоса», это означает, что он не идет в расчет. Ему «нечего говорить». Потеря голоса может, следовательно, означать потерю положения в обществе.
Функции плеч, рук и кистей рук делают свой вклад в телесный язык. Человек «взваливает на свои плечи ответственность», если он несет ее. Он «расталкивает локтями себе дорогу», если агрессивен; и «берет в руки оружие», когда встречает опасность. Если кто-то «держит себя в руках», мы гордимся им. Чье-то участие в делах описывается как «иметь свою руку».
Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит больше осязательных нервных окончаний, чем любая другая часть тела. Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях прикасание является чувственным контактом с другим лицом. Итак, выражение «я тронут вами» является другим способом высказывания того, что вы пробудили во мне ответные чувства — более тонкий способ высказывания, так как это также подразумевает идею близости. «Контактировать» означает быть осведомленным. Это выражение показывает тесную связь между прикасанием и знаниями. Младенцы узнают качества предметов, помещая их в рот, где вкус является важной чувствительной модальностью. Дети, однако, учатся дотрагиваться.
Связь между прикасанием и узнаванием ставит важный вопрос перед терапией. Можно ли реально узнать другого человека, не прикасаясь к нему? Или как вы сможете почувствовать другого человека, не прикасаясь к нему? Традиционный психоанализ с его избеганием любого физического контакта между пациентом и аналитиком, я полагаю, из-за страха, что подобный контакт может пробудить сексуальные чувства, поставил барьер между двумя людьми, которые нуждаются в соприкосновении друг с другом более непосредственным способом, чем через слова. При прикасании к телу пациента терапевт может ощутить в нем многие вещи: мягкость и жесткость его мускулатуры, сухость его кожи, жизненность его тканей. Через свое касание он может передать пациенту идею, что он чувствует и принимает пациента как физическое существо и что прикасание является естественным способом контактирования.
Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее прикосновение было выражением нежной и ласковой заботы матери. В нашей культуре многие люди страдают от отсутствия телесного контакта, восходящего ко времени их раннего детства. В результате этого лишения они хотят, чтобы к ним прикасались бережно и держали на руках, но они боятся попросить об этом. Они чувствуют запрет на физический контакт, потому что умственно и