Упражнение 1. «Звучание тела»

В этом упражнении можно получить необычный опыт, улучшить свое самочувствие и открыть для себя неосознаваемые чувства и проблемы, связанные с телом. Как уже говорилось, эмоции существуют в теле и нигде в другом месте, а звук является наиболее адекватным выразителем эмоций.

Участникам группы предлагается представить, как звучат те или иные органы тела. Понятно, что имеется в виду воображаемый звук, который ассоциируется с данным органом или участком тела. Прослушивание тела можно начинать в произвольном порядке и не задается список органов, обязательных для прослушивания. Это делается потому, что человек невольно начинает прослушивать те органы, которые связаны с психологическими или соматическими проблемами. Однако это упражнение можно выполнять и более системно, прослушивая все органы тела по очереди, но это требует значительного времени.

Участники разбиваются на пары, которые садятся друг против друга. Сначала один прослушивает свое тело, а другой записывает его ассоциации, потом они меняются ролями. Но можно выполнять упражнение и индивидуально, запоминая ассоциации. Участников предупреждают, что непроизвольно могут возникать и зрительные образы и их тоже следует отмечать. На выполнение упражнения каждым из участников отводится 5 минут, чтобы в дальнейшем было время обсудить полученный опыт.

Групповое обсуждение своих ассоциаций имеет большое значение для обогащения опыта участников. Руководитель обращает внимание на «плохие» звуки, которые указывают на те или иные психологические проблемы участника группы. Обычно в тех местах тела, где звуки дисгармоничные и неприятные, человек испытывает какой-то дискомфорт. Это могут быть болевые ощущения, тяжесть, напряжение и т.д. Если участник захочет, его проблемы могут стать предметом терапевтического сеанса.

Большинство участников легко создают звуковые ассоциации, если кто-то упорно ничего «не слышит» это означает, что он либо очень отчужден от своего тела, либо сопротивляется процессу самопознания и терапии. «Новенькие» тоже могут иметь трудности и им необходимо разъяснить, что ничего особенного от них не требуется, что каждый может сказать, что скажем, грузный мужчина ассоциируется с каким-то низким звуком, а хрупкая женщина с высоким. Нет проблем, представить себе звучание красной розы, также можно работать и с собственным телом. Можно провести релаксацию перед началом упражнения, что облегчит выполнение основного задания.

Упражнение 1б.Если в ходе первичного слушания выявились проблемные зоны, в который участники слышат неприятные дисгармоничные звуки, то можно предложить им сосредоточиться только на этой проблемной зоне и упорно прослушивать данный звук и следить за его динамикой. Остальные участники могут продолжать исследование звучания других частей тела.

В ходе прослушивания неприятных звуков, они постепенно начинают меняться в позитивную сторону, становятся менее неприятными или слабыми, затем исчезают или гармонизируются. Некоторые участники спонтанно предпринимают какие-то действия, улучшающие звучание органа тела. При этом исчезает и неприятный психосоматический симптом в данном органе. Таким образом, можно продемонстрировать эффективность метода созерцания. Если такое прослушивание у кого-то не дает эффекта, следует провести подробный психологический разбор его проблемы, но конечно, с его согласия и при его участии.

Пример 1.При групповом занятии одна из участниц сказала, что слышит сильный скрип в нижней части своего позвоночника (где у нее есть некоторые хронические проблемы), как будто там находится старая заржавленная дверь, которая не хочет открываться. Она мысленно подтесала эту дверь, смазала ее и в результате дверь стала легко открываться и закрываться, что доставило ей такое удовольствие и радость, что она сидит на занятии, а сама мысленно открывает и закрывает ее, открывает и закрывает... Болевые ощущения в позвоночники полностью прошли...

Пример 2.

Выполняя упражнение на прослушивание своего тела, женщина услышала, как два ее органа яростно спорят друг с другом. Она попыталась насильственным образом запретить им ссориться и заставить их помириться, однако это не получилось. Наоборот, спор разгорался все сильнее, так что самой женщине уже становилось плохо. Тогда она воспользовалась моим советом, данным перед занятием, не применять насилие и резкие изменения звучания, действовать плавно. Она стала уговаривать части своего тела примириться и аккуратно приводила их к согласию, пока не добилась полной гармонии между ними, после этого она почувствовала себя очень хорошо. Мы не стали выяснять житейскую подоплеку конфликта, исходя из соображений времени и конфиденциальности, хотя при необходимости это легко можно было бы сделать.

Упражнение 1в. Предыдущее упражнение на прослушивание своего тела можно значительно расширить.

Можно прослушивать группы органов тела, как маленькие инструментальные ансамбли и все свое тело как единый оркестр. Попробуйте уловить главную мелодию всего тела. Рекомендуемая длительность упражнения также 10 минут.

Пример 1.

Женщина, опоздавшая на занятие, и включившаяся сходу в упражнение по прослушиванию всего тела целиком, была просто ошеломлена обрушившимися на нее звуками. Она услышала свои ноги как духовые инструменты, руки как скрипки, в груди ее пел мужской хор, в голове женский, сама она словно сидела в оркестровой яме и наслаждалась прекрасной и гармоничной музыкой, звучащей со всех сторон. Эта музыка не прекращалась даже после того, как упражнение формально было закончено. «Я не могу это прекратить!»- возбужденно восклицала она. «Как вы себя при этом чувствуете?»- спросил я. «Прекрасно...Даже необыкновенно хорошо.»- ответила она. «Тогда можете продолжать слушать, пока это доставляет вам удовольствие и приносит энергию».- предложил я. Дама успокоилась, и постепенно оркестр перестал звучать в ее сознании.

Такое слушание приносит и отдых, и ощущение прилива энергии.

Пример 2.У молодой женщины возникло позитивное переживание своего тела как целостного джаз-оркестра, играющего некоторую веселую и задорную мелодию. Она сама заметно оживилась и повеселела. При обсуждении этих переживаний она отметила, что, к сожалению, не может позволить себе достаточно часто испытывать подобные чувства. Это совпало с моими наблюдениями за ее невербальным поведением - она была сильно зажата. Теперь, когда в ее теле играл оркестр, легко было заметить, что она расслабилась и ведет себя более естественно и эмоционально открыто. Я сообщил ей о своих наблюдениях, и она поняла, что слишком ограничивает и контролирует себя в жизни. К сожалению, она не согласилась, что может позволить себе более раскованный стиль жизни. В дальнейшем я наблюдал ее неоднократно, она теперь явно проявляла большую непосредственность и эмоциональность, ее напряженность уменьшилась.

Упражнение 1г.Можно развить эту тему дальше.

Попробуйте услышать звучание не только своего тела, но и ближайшего окружающего пространства (в пределах 0,5-1 метра от поверхности тела), услышьте, как звучат другие участники группы. Как звучит комната и здание, в котором вы находитесь, улица, город, страна, другие страны, планета Земля, другие планеты, Солнце, солнечная система, наша галактика, другие галактики, вся Вселенная... Затем вернитесь назад, не пропуская пройденных ранее ступенек. Вселенная, другие галактики, наша галактика, солнечная система, Солнце, планеты, Земля, другие страны, наша страна, ваш город, улица, здание, группа, вы лично... Остановитесь подробнее на прослушивании себя самого, после чего заканчивайте упражнение. На это упражнение потребуется минут 20.

При всей кажущейся странности задания (как это можно услышать галактики?) это упражнение дает очень много каждому из участников прежде всего тем, что позволяет субъективно «встроиться» в окружающий мир и ощутить свое единство с ним, ощутить свое единство с Вселенной. Кроме того, при обмене впечатлениями обнаруживаются те или иные «болевые точки» для каждого из членов группы, которые затем можно обсудить и использовать для решения его проблем.

Упражнение 2. «Эмоции тела»

Если в предыдущих упражнениях речь шла о слушании, то теперь предлагается просто почувствовать эмоциональное состояние того или иного органа тела, например, в каком он сейчас настроении: печален, бодр, ощущает свое одиночество, раздражен, гневен, полон сострадания к кому-либо, в отчаянии, ему скучно или он совершенно спокоен? Можете представлять, что вы осторожно касаетесь руками того или другого органа, чтобы лучше почувствовать его состояние.

Определите тот орган тела, который в данный момент находится в плохом настроении (можете выбрать самый усталый, печальный и т.д. орган). Теперь попытайтесь как-то повлиять на него (с помощью внутреннего диалога с ним, эмоциональной поддержки, энергетического воздействия, ласкового внимания или любым интуитивным образом), чтобы он пришел в хорошее расположение духа и стал искренне улыбаться. Я с полной серьезностью утверждаю, что вы можете всегда найти такой способ воздействия, при котором тот или иной орган начнет улыбаться, и вы это почувствуете. А теперь оцените, как изменилось ваше собственное состояние, ручаюсь, что оно не ухудшится...

Проделайте ту же процедуру с другим органом, с третьим и так далее... В итоге ваше состояние в целом кардинально поменяется в лучшую сторону. Если вы, например, в депрессивном состоянии, то очень трудно перейти к нормальному, а тем более к веселому настроению, уговаривая самого себя, но можно легко воздействовать на каждый орган в отдельности, постепенно приводя себя в целом к легкости, бодрости и веселости не взирая на внешние причины.

Пример.Одна из участниц моего кружка, призналась, что воспользовалась данным приемом, когда у нее очень болел желудок, она страдала от язвы желудка. Боли действительно прошли. Последующий осмотр у врача показал, что язва полностью зарубцевалась. Срок, когда это произошло, по мнению врача, совпал по времени с применением ею данного приема. В дальнейшем боли не возобновлялись...

Наши рекомендации