Выполнить задания и письменно сделать выводы.

Задание № 1. Виды гиперлипопротеинемий и их последствия.

Определить вид гиперлипопротеинемии у белых крыс, подвергнуть патофизиологическому анализу механизмы развития каждого вида гиперлипопротеинемии при условии, что одна крыса находилась на диете, содержащей только животный жир, одна крыса подвергалась полному голоданию, одна крыса находилась на диете, содержащей избыток натрия хлорида. В выводе отметить: 1.форму липидов в крови при каждом виде гиперлипопротеинемии, последствия. Результаты работы оформить в виде схемы.

Задание № 2. Виды ожирения.

Путём мысленного эксперимента получить различные виды ожирения у лабораторных животных (белых крыс) в следующих случаях:

а) при избыточном приёме пищи и ограничении двигательной активности

б) при избытке в организме глюкокортикоидов

в) при гипофункции щитовидной железы (после её удаления)

Полученные данные оформить в виде таблицы.

При выполнении задания № 2:

1.По возможности правильно и полно составить схемы, иллюстрирующие патофизиологические механизмы развития разных видов ожирения.

2.Каждому студенту в учебной группе рассчитать:

а) индекс массы тела (ИМТ): для этого необходимо - вес в кг: на рост в м2 (если рост 170 см, то это равно 1,7м2). В норме ИМТ равняется от 19 до 24.

б) идеальную массу тела (ИМ)

в) индекс Брейтмана (рост в см умножить на 0,7 минус 50)

г) индекс Борнгардта (рост в см умножить на ОГК (объём грудной клетки в см) и разделить на 240

д) индекс Брока (для роста 155 – 170 см) Рост минус 100 = должный вес

3. Дать рекомендации по характеру диеты и общего режима при ожирении. Объяснить механизмы лечебного действия этой диеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 7

Определения идеальной массы тела (кг) в домашнем платье

Рост (в обуви) ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ  
Лёгкое Среднее   Тяжёлое
  ЖЕНЩИНЫ
47-51 49-55 53-60
48-51 50-56 54-61
48-52 51-56 54-62
49-52 51-57 55-62
49-53 52-58 55-63
50-54 52-59 56-64
51-54 53-60 57-65
51-55 54-60 58-65
52-56 54-61 58-66
52-57 55-62 59-67
53-57 56-63 60-68
54-58 57-64 61-69
55-59 58-64 62-69
56-59 58-65 62-70
56-60 59-66 63-71
57-61 60-67 64-72
58-62 61-67 64 –73
58-63 61-68 65-73
59-64 62-68 66-74
60-64 63-69 67-75
61-65 63-70 67-76

МУЖЧИНЫ

52-56 55-60 58-65
53-56 55-61 59-66
53-57 56-61 59-67
54-57 56-62 60-68
54-58 57-62 61-68
55-58 58-63 61-69
55-59 58-64 62-69
56-59 59-64 62-70
56-60 59-65 63-71
57-61 60-65 64-72
58-62 61-66 64-73
59-62 61-67 65-74
59-63 62-68 66-74
60-64 63-69 67-75
61-65 64-70 68-76
62-65 64-71 68-77
62-66 65-71 69-78
63-67 66-72 69-79
64-68 66-73 70-79
64-69 67-74 71-80
65-70 68-75 72-81

Представленная таблица идеальной массы тела отвечает требованиям практики по простоте пользования, так как нужно искать только пол, рост и тип конституции, которая оценивается в соответствии с долей массы мышц и костей как лёгкий, средний и тяжёлый тип. Расчёт: Индекс идеальной массы = истинная масса / должная масса. Далее, по индексу идеальной массы определить свой весовой класс.

Таблица 8

  Весовые классы   Индекс идеальной массы
М Ж
1.Пониженная масса
2.Идеальная масса
3.Избыточная масса 1 - 1,2 1 - 1,3
4.Ожирение 1,2 – 1,5 1, - 1,7
5.Тяжёлое ожирение 1,5 1,7
6.Верхняя граница Около 2 Около 3,3

Ожирением считается увеличение массы тела не менее чем на 20 % у мужчин и на 25% у женщин.

Тема №11. «Патофизиология водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации»

1.Мотивационная характеристика темы:

Изменение количества воды и электролитов в организме нарушает течение химических и физико-химических процессов.

Патология водно-электролитного обмена заключается в развитии де- и гипергидратации. Важную роль в этом играет изменение обмена натрия. В настоящее время известны основные закономерности обмена жидкости между сосудами и тканями, некоторые нейрогуморальные механизмы регуляции количества воды и электролитов в организме, нарушение которых приводит к возникновению патологических состояний.

2.Цели занятия:

2.1.Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу механизмы изменений вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при синдромах де- и гипергидратации.

2.2. Знать особенности водного обмена у детей и нарушение водно-электролитного баланса в детском возрасте.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

Для усвоения данной темы необходимо знание о значение и количество воды в организме, распределение воды по жизненно важным секторам: сосуд, межклеточное пространство, клетка, регуляция водно-солевого обмена: АДГ (вазопрессин), механизме его действия. Альдостерон, механизме его действия. Система ЮГА – ренин – альдостерон. Натрий – уретический гормон, механизме его действия. Понятие об осмотическом, гидростатическом и онкотическом давлениях крови.

Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии, нормальной физиологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:

Знать: Уметь:
1.Основные синдромы при нарушении водно-солевого обмена. 1.Определить причины де- и гипергидратации.  
2.Механизмы изменения вертикальной и горизон-тальной циркуляции жидкости при нарушениях водно-солевого обмена. 2.Объяснить механизмы развития де- и гипергидратации.  
3.Дегидратация. Основные проявления дефицита воды в жизненно важных секторах. 3.Дать рекомендации по устранению конкретного нарушения водно-электролитного обмена.
4.Гипергидратация. Основные проявления избытка воды в жизненно важных секторах.
5.Повышенная интенсивность водного обмена в детском организме.

Логическая структура темы: «Нарушение водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации»

         
    Выполнить задания и письменно сделать выводы. - student2.ru
 
    Выполнить задания и письменно сделать выводы. - student2.ru
 
  Выполнить задания и письменно сделать выводы. - student2.ru

5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно-солевого обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.

5.2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте:

Задание Способ оформления результатов
1. Перечислить основные причины и последствия общей дегидратации. 1. Объяснить механизмы развития нарушений при общей дегидратации.
2. Перечислить основные причины и последствия общей гипергидратации.   2. Объяснить механизмы развития нарушений при общей гипергидратации.

План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут

Наши рекомендации