Об оплате за кровопускание
Что касается вопроса оплаты за кровопускание, то в одних хадисах сообщается, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, давал плату тому, кто сделал ему кровопускание:
Когда Анасу, رضي الله عنه, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику(5), он сказал: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайбаh пустил ему кровь, и он велел дать ему (за это) два са' съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату». аль-Бухари, 5696
‘АбдуЛЛАh Ибн Таус передал от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию и дал кровопускателю его плату, и принимал лекарство в нос». Муслим, 1202.
Анас Ибн Малик, رضي الله عنه, говорил: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию, а он никогда никого не обижал в оплате труда». Муслим, 1577.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «(Однажды) пророку, صلى الله عليه و سلم, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему». Аль-Бухари, 2103.
Передается от ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, который сказал: «Пророку, صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» аль-Бухари, 2103.
В другой версии говорится: «Он, صلى الله عليه و سلم, расплатился с хаджжамом; если бы он знал, что это макруh, он бы не дал ничего». Аль-Бухари, 2278.
Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату. аль-Бухари, 10/124.
Имам Муслим назвал главу в своём Сахихе: «О разрешении взимания платы за кровопускание.»
А в других хадисах сообщается, что деньги, заработанные на кровопускании грязные, и что оплата кровопускателю запрещена:
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Деньги, заработанные на кровопускании, суть грязные». Муслим, 1568.
Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Самая плохая прибыль это оплата проститутки, цена собаки и оплата хаджжаму». Муслим, 1568.
Передается что Абу Хурейра, رضي الله عنه, сказал: «Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, запретил оплату хаджжаму». Ахмад, 7635, Ибн Маджаh, 2165.
Ибн Къудама, رحمه الله تعالى, сказал: «Разрешено нанимать хаджжама для проведения процедуры хиджамы, и его оплата разрешена. Это мнение, которое предпочел Абуль-Хаттаб, и это мнение Ибн ‘Аббаса. Также это мнение Малика, Аш-Шафи’и и асхаб ар-ра`й.
Аль Къади Абу Йа’ля, который был ханбалитом, сказал: «Заработок хаджжама не разрешен», и он упомянул, что Ахмад передавал в нескольких местах об этом и сказал: «Если ему что-то дали как оплату без предварительного договора, он может взять это и потратить на кормление своих животных или невольников, или на инструменты торговли, но он не может это потратить на себя. Среди тех, кто придерживался мнения, что заработок хаджжама макруh – ‘Усман, Абу Хурайра, Аль-Хасан и Ан-Наха’и, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал «Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам». «Сахих ат-Тирмизи» (1277).
Факт того, что оплата не является харам и разрешена, передается ибн ‘Аббасом, который сказал: «Пророку,صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама, и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» Согласно другой версии «…если бы это было зло, он бы ему ничего не дал.» Слова Пророка, صلى الله عليه و سلم, об оплате хаджжама «Накорми этим своих невольников» свидетельствуют о том, что эта прибыль разрешена, потому что не было бы позволительно кормить невольников неразрешенным доходом, так как невольники люди и все, что запрещено свободным людям, запрещено и невольникам. Называть что-либо злом не значит, что это запрещено, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, называл чеснок и лук злом, хотя они разрешены.
Более того, Пророку, صلى الله عليه و سلم, не нравился такой род занятий для свободного человека, так как это работа не подходит свободному человеку. То, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал отдать этот заработок своему рабу, показывает нам, что этот заработок разрешен. Запрет употребления его означает, что это макруh, но не харам.» аль-Мугъни (6/133)
Наиболее правильным является то, что это разрешено, но без предварительной договорённости, а Аллаh знает лучше.
Если же человеку нечем отблагодарить, то пусть обращается с мольбами за хаджжама.
Передается от Ибн ‘Умара что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «…вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, (чем можно) будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаhу с мольбами за (такого человека), пока не увидите, что вы уже отблагодарили(6) его.» См. Сахихуль джами’ 6021.