Новые направления в секс-терапии.

За прошедшие тридцать лет секс-терапевты значительно расширили методы, разработанные Мастерсом и Джонсон (LoPiccolo, 1997; Rosen & Leiblum, 1995). Например, современные секс-терапевты регулярно лечат партнеров, живущих вместе, но не состоящих в браке. Они также лечат сексуальные дисфункции, возникающие вследствие психических расстройств, например, после депрессии, мании, шизофрении и некоторых расстройств личности (Rowlands, 1995). Кроме того, секс-терапевты больше не отказываются работать с клиентами, переживающими семейный разлад, пожилыми, больными, физически неполноценными (Dupont, 1995; Rosen & Leiblum, 1995), а также с клиентами с гомосексуальной ориентацией или теми, у кого нет постоянного сексуального партнера (Stravinsky et al., 1997). Секс-терапевты также стали чаще обращать внимание на чрезмерную сексуальность, которую иногда называют зависимостью от секса (Black et al., 1997; Rosen & Leiblum, 1995).

Многие секс-терапевты в настоящее время обеспокоены тем, что люди все чаще используют лекарства и медицинское вмешательство для лечения сексуальных дисфункций, в частности для лечения сниженного сексуального влечения и расстройства мужской эрекции (Ackerman, 1995; Rosen & Leiblum, 1995). Вызывает тревогу, что врачи сосредоточивают свое внимание только на применении новых биологических методов, а не комбинируют биологические, психологические и социокультурные вмешательства (Hartmann & Langer, 1993; Althof et al., 1991). Фактически, любые ограниченные методы не могут полностью разрешить комплексные причины, лежащие в основе большинства сексуальных проблем (Ackerman & Carey, 1995).

Резюме

В 1970-х годах работы Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон привели к развитию секс-терапии. В современной секс-терапии сочетаются разнообразные формы терапии — когнитивная терапия, терапия поведения, терапия влюбленной пары и семьи. Секс-терапия включает тщательную оценку, взаимную ответственность, образование, смену установок, упражнения на чувственность, помогающие преодолеть тревогу, связанную с совершением полового акта. Эти упражнения также помогают человеку избавиться от роли наблюдателя, в ходе терапии развивается коммуникация с партнером. Помимо этого для лечения каждой отдельной сексуальной дисфункции применяется специальная техника. В последнее время возрастает количество биологических методов лечения сексуальных дисфункций.

Парафилии.

Парафилии — это расстройства, характеризующиеся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, связанным с неодушевленными предметами, детьми, взрослыми, равнодушными к этому человеку, или когда человек испытывает сексуальное удовольствие от собственных страданий или унижения других (см. справочник DSM-IV). При этом человек возбуждается только в присутствии соответствующего стимула или испытывает потребность в стимуле лишь время от времени и в период стресса.

В соответствии со справочником DSM-IV, диагноз парафилии можно ставить пациенту, только если импульсы, фантазии или поведение длятся по крайней мере шесть месяцев. Эти фантазии или поведение должны также причинять страдание или мешать социальной жизни человека или его работе (АРА, 1994). Люди, чья парафилия связана с сексуальным влечением к детям или равнодушным к ним взрослым, оказываются в кабинете терапевта, когда нарушают закон.

Пока теоретики предлагают различные объяснения парафилии, практические исследования мало говорят о причинах большинства таких расстройств (АРА, 1994). Помимо этого, многие способы лечения, которые к ним применяются, еще не подтвердили свою эффективность в ходе исследований (Bradford, 1995; Stein et al., 1992). Уже давно используется психологическое и социокультурное лечение парафилии, но, так же как и при лечении сексуальных дисфункций, все больше внимания в последние годы привлекают к себе биологические вмешательства. Некоторые клиницисты, например, применяют лекарственные препараты, уменьшающие выработку тестостерона, мужского сексуального гормона, и таким образом снижающие сексуальный драйв (Bradford, 1995). Такие лекарства в самом деле иногда изменяют у пациентов паттерны половых извращений, однако некоторые из них при этом также понижают сексуальность в целом. Таким образом, лекарства в настоящее время применяются, когда извращенность человека представляет опасность для самого человека или для окружающих. Клиницисты также проявляют сильный интерес к возможному применению для лечения от парафилии антидепрессантов второго поколения. Терапевты надеются, что такие препараты смогут изменить маниакальное сексуальное поведение, так же как помогают избавить человека от навязчивости при других дисфункциях (Bradford, 1995, 1991; Leo & Kim, 1995).

Фетишизм.

Основные признаки фетишизма — это повторяющиеся сильные сексуальные импульсы, сексуально возбуждающие фантазии или сексуальные действия с использованием неодушевленного предмета. При этом исключаются все другие стимулы. Как правило, этот тип расстройства возникает у человека еще в юношеском возрасте (АРА, 1994). Фетишем может служить все, что угодно, но чаще всего женское нижнее белье, туфли и сапоги (АРА, 1994; Raphling, 1989).

Некоторые люди, страдающие фетишизмом, воруют вещи и собирают их как можно больше. Человек трогает, нюхает или надевает эти вещи (объект своего влечения) во время мастурбации или использует их как-то иначе, например, может попросить партнера надеть эту вещь во время занятий сексом. Некоторые из таких симптомов мы видим в следующем примере:

32-летний одинокий мужчина... признался, что несмотря на то, что его отчасти привлекали женщины, намного больше он соблазнялся «их трусиками».

Пациент вспоминает, что начал испытывать сексуальное возбуждение в возрасте 7 лет, когда ему попался на глаза порнографический журнал и мальчик почувствовал, что его возбуждают фотографии частично обнаженных женщин в трусиках. Первая эякуляция произошла в 13 лет, когда он мастурбировал, представляя себе женщин в трусиках. Он мастурбировал, занимаясь любовью с трусиками своей старшей сестры, которые он украл без ее ведома. Впоследствии он крал трусики у своих подруг и других женщин, с которыми знакомился. Под любым предлогом он «случайно забредал» в спальню к женщинам, быстро рылся в их вещах, пока не находил трусики, которые могли удовлетворить его. Позднее он мастурбировал с ними и «сберегал их» в «своем тайнике». Такая мастурбация с женским нижним бельем доставляла ему наибольшее сексуальное возбуждение и оргазм с юности и до времени этой консультации (Spitzer et al., 1994, р. 247).

Исследователи не выяснили причины фетишизма (Wise, 1985). Теоретики психодинамики предполагают, что фетиши — это защитные механизмы, которые помогают человеку избегать тревоги, связанной с обычным сексуальным контактом. Однако психодинамическое лечение этой проблемы не увенчалось успехом (LoPiccolo, 1992).

Бихевиористы предположили, что привыкание к фетишам происходит в процессе классического обусловливания. В одном бихевиористском исследовании испытуемым мужчинам показывали серию слайдов с обнаженными женщинами и с изображениями сапог (Rachman, 1966). После многих повторений этого показа испытуемых стали возбуждать не только женщины, но и одни фотографии сапог. Если первые сексуальные опыты человека проходят в присутствии каких-то определенных предметов, то таким образом создаются условия для развития фетишизма.

Бихевиористы иногда лечат фетишизм при помощи аверзивной терапии (терапии отвращения) (Kilmann et al., 1982). В одном исследовании описано, как испытуемые фетишисты получали удары электрошока, когда воображали объект своего влечения (Marks & Gelder, 1967). Через две недели терапии все испытуемые показали некоторое улучшение. При использовании другой техники отвращения скрытой десенситизации, людей, одержимых фетишизмом, просили воображать объект, доставляющий им удовольствие, и при этом соединять в воображении этот образ с воображаемым стимулом, вызывающим отвращение, пока они не переставали желать объект своего сексуального удовольствия.

Еще одно поведенческое лечение фетишизма состоит в пресыщении мастурбацией (Quinsey & Earls, 1990; Marshall & Lippens, 1977). При этом методе пациент мастурбирует и достигает оргазма, фантазируя вслух о сексуально подходящем объекте, затем переключается и представляет в деталях фетиш, при этом снова мастурбирует, и его фетишистская фантазия продолжается в течение часа. Эта процедура предназначена для того, чтобы человек почувствовал скуку, и это чувство в свою очередь оказалось связанным с фетишистским объектом.

Однако при других перверсиях используется другой бихевиористский метод — оргазмическая переориентация, при которой людей учат реагировать на более подходящие источники сексуальной стимуляции. Людям показывают обычные стимулы, пока они реагируют на необычные объекты. Человека, испытывающего, скажем, пристрастие к женским туфлям, обучают достигать эрекции, пользуясь фотографией туфель, а затем он начинает мастурбировать с фотографией обнаженной женщины. Если человек утрачивает эрекцию, то он должен снова взглянуть на фотографию туфель, а затем опять возвращается к изображению обнаженной женщины. Когда приближается оргазм, пациент должен полностью сосредоточиться на обычном стимуле.

Парафилии — расстройства, характеризующиеся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, связанными с неодушевленными предметами, детьми, взрослыми, равнодушными к этому человеку, или когда человек испытывает сексуальное удовольствие от собственных страданий или унижения других.

Фетишизм — перверсия, включающая постоянные и интенсивные сексуальные импульсы, фантазии или поведение, в котором используются неодушевленные предметы, при этом часто исключаются все другие стимулы.

Пресыщение мастурбацией — бихевиористский метод лечения, при котором клиент мастурбирует очень долгий период времени, представляя детально объект своей перверсии. Эта процедура должна вызвать ощущение скуки, которое постепенно начинает соединяться с объектом.

Оргазмическая переориентация — процедура лечения некоторых видов перверсии, при помощи которых клиентов учат реагировать на новые более подходящие источники стимуляции.

Фетишизм трансвеститов — перверсия, которая приводит к повторяющимся и интенсивным сексуальным импульсам, фантазиям или поведению, включающим переодевание в одежду противоположного пола. Также это явление известно как трансвестизм.

Трансвеститский фетишизм

Трансвеститский фетишизм, также известный как трансвестизм, это навязчивая потребность или желание одеваться в одежду противоположного пола, для того чтобы испытать сексуальное возбуждение. В следующем отрывке 42-летний отец семейства так описывает свое поведение.

Мне сказали, что когда я одеваюсь в женское платье, то похож на мамашу Уистлер [смеется], особенно если я не побреюсь. Обычно я придаю большое значение деталям и слежу, чтобы когда я одеваюсь как женщина, цвет лака для ногтей был в тон платью. Честно говоря, мне трудно вспомнить, когда я начал переодеваться в женскую одежду ...если все же попытаться, я бы сказал, что это началось, когда мне было лет 10, я дурачился и надел мамино платье... Я всегда тщательно следил за тем, чтобы все класть на свое место. Я прожил с матерью 18 лет, и она никогда и не подозревала, что я надеваю ее одежду. Я вхожу в общество поддержки трансвеститов... это общество, в котором мужчины переодеваются в женское платье. Некоторые члены нашего общества гомосексуалисты, но большинство — нет. Настоящие трансвеститы, а я и есть трансвестит, насколько я знаю — не гомосексуалисты. Мы в нашем обществе не проводим дискриминацию против них; ну, понимаете, у нас самих достаточно проблем, мы хотим, чтобы нас считали нормальными людьми, а не просто кучкой сумасшедших. В этом обществе хорошие парни... действительно... Почти все такие же, как я.

Большинство [мужчин в группе] рассказали близким о своей склонности к переодеванию, однако у женатых мужчин бывают затруднения; некоторые жены знают об их увлечении, а некоторые — нет, и только подозревают. Я верю в честность и рассказал своей жене об этом перед тем, как мы поженились. Теперь мы развелись, но я не думаю, что это произошло из-за переодевания... Меня много раз спрашивали, почему я переодеваюсь в женское платье, и это трудно объяснить, просто мне это нравится. Я хорошо себя чувствую в женском платье. Мне это приносит глубокое удовлетворение. Некоторые мои друзья, когда я повзрослел, предложили мне пройти курс психотерапии, но я не считаю это проблемой. Если это волнует кого-то еще, то это их проблема... Я вполне удовлетворял свою жену в сексуальном плане, хотя ей потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть, что я надеваю женское белье; да. Иногда я надеваю его, когда занимаюсь любовью, это меня просто сильнее возбуждает (Janus & Janus, 1993, p. 121).

Так же как этот человек, типичный трансвестит почти всегда гетеросексуальный мужчина, он начинает заниматься переодеванием в детстве или юности (Bradley, 1995; Schott, 1995). В повседневной жизни такой мужчина ведет себя с характерной для своего пола маскулинностью, а когда остается один, переодевается в женское платье. Незначительный процент таких мужчин переодеваются в женское платье, когда отправляются в бар или в клуб. Некоторые носят отдельные предметы женского туалета, например женское белье или чулки под мужской одеждой. Другие наносят на лицо макияж и полностью одеваются как женщины. Многие женатые мужчины-трансвеститы переодеваются и перед своими женами (Kolodny, Masters & Johnson, 1979). Этот паттерн часто смешивают с транссексуализмом, но, как мы увидим дальше, это два разных расстройства.

<Групповой метод «перекресток»— это группа самопомощи для мужчин, склонных к трансвеститскому фетишизму и испытывающих постоянную потребность переодеваться в женскую одежду, чтобы достичь сексуального возбуждения.>

Представляется, что явление трансвеститского фетишизма строится на принципах вознаграждения и оперантного обусловливания. Родители и другие взрослые в детстве открыто поощряли этих людей переодеваться в платье противоположного пола. В одном случае, женщина пришла в восхищение, когда обнаружила, что ее юный племянник получал удовольствие, переодеваясь в девичье платье. Она всегда хотела иметь племянницу, и стала покупать ему платья и украшения, а иногда одевала его как девочку и брала с собой в магазин.

Эксгибиционизм.

Эксгибиционист — это человек, который постоянно чувствует стремление показать свои гениталии другому человеку, почти всегда — представителю противоположного пола, или его возбуждают фантазии на эту тему. Эксгибиционист может действовать в соответствии со своими импульсами, но редко пытается заниматься сексом с человеком, перед которым он обнажает себя (АРА, 1994; Abel, 1989) Чаще всего эксгибиционист хочет вызвать шок или удивление. Порой он выставляет свои гениталии напоказ в определенном месте в определенные часы. Его импульсы усиливаются, когда он не занят работой или испытывает стресс (Abel, 1989).

Как правило, этот тип расстройства возникает у человека в возрасте до 18 лет и преобладает у мужчин (АРА, 1994). Люди, увлекающиеся эксгибиционизмом, не испытывают зрелых чувств к представителям противоположного пола и им трудно установить межличностные отношения. Половина из них женаты, однако их сексуальные взаимоотношения в браке неудовлетворительны (Blair & Lanyon, 1981; Mohr et al., 1964). Многие из них не уверены в своей мужественности или боятся ее, а некоторые, как выясняется, сильно привязаны к матери-собственнице.

Проводится то же лечение, что и при других половых извращениях, в том числе терапия отвращения или пресыщение мастурбацией, которые могут сочетаться с оргазмической переориентацией, тренингом социальных навыков и психодинамической терапией (LoPiccolo, 1992; McNally & Lukach, 1991). Клиницисты говорят о том, что некоторый успех приносит гипнотерапия (Epstein, 1983; Polk, 1983).

Вуайеризм.

Человек, занимающийся вуайеризмом, испытывает постоянное и сильное сексуальное желание, когда наблюдает за обнаженными, ничего не подозревающими людьми или подглядывает за тем, как другие занимаются сексом. Вуайерист, как правило, не стремится сам заниматься сексом с теми людьми или той парой, за которыми он подсматривает (АРА, 1994). Ощущение опасности и риска, что его обнаружат, часто усиливает возбуждение вуайеристов, это видно из следующего утверждения человека, страдающего такого типа расстройством.

Просто наблюдать за голой девушкой не доставило бы мне такого удовольствия, как подсматривать за ней. Это не просто обнаженное тело, а подсматривание и наблюдение за тем, чего вы видеть не должны. Риск того, что тебя застанут врасплох, лишь еще больше возбуждает. Я не хочу, чтобы меня поймали за этим занятием, но каждый раз, когда я решаюсь подсматривать, я подвергаю себя опасности (Yalom, 1960, р. 316).

Эксгибиционизм — парафилия, при которой человек переживает возбуждающие импульсы или фантазирует о том, что покажет свои гениталии другому человеку. Иногда человек может действовать в соответствии с этими импульсами.

Люди, склонные к вуайеризму, мастурбируют или во время наблюдения, или когда вспоминают об этом Зачастую человек испытывает удовольствие, когда видит ранимость людей, за которыми наблюдает, и понимает, что они, вероятно, почувствуют себя униженными, если обнаружат его. Вуайеризм, как правило, возникает в возрасте до 15 лет и продолжается довольно долго (АРА, 1994).

Эксгибиционизм и вуайеризм могут быть составляющей обычного секса, но в таком случае партнер должен проявить понимание и участие к любителю таких сексуальных извращений. Клинический вид вуайеризма сопровождается постоянным вторжением в частную жизнь другого человека. Некоторые вуайеристы не способны осуществлять нормальное сексуальное взаимодействие; а другие все же поддерживают обычные сексуальные отношения, независимо от вуайеризма.

Многие когнитивные клиницисты и клиницисты-психодинамики предполагают, что вуайеристы своими действиями стремятся получить власть над другими людьми, вероятно, потому что чувствуют себя неадекватными или проявляют сексуальную или социальную застенчивость. Некоторые теоретики в области психодинамики объясняют вуайеризм как попытку избавиться от страха кастрации, возникшего у ребенка, когда он увидел гениталии взрослого. Теоретически такие вуайеристы повторяют поведение, вызванное первоначальным испугом, так, чтобы убедить себя, что им нечего бояться (Fenichel, 1945). Бихевиористы настаивают на том, что вуайеризм это приобретенное поведение — последствия случайного наблюдения за сексуально возбуждающей сценой. Если человек наблюдает такие сцены несколько раз и мастурбирует при этом, то у него развивается вуайеристский паттерн поведения.

Сцены из современной жизни

За сексом — в Интернет

Большой популярностью у пользователей Интернета пользуется популярная компьютерная программа Veronica. Какая тема чаще всего интересует пользователей? «Секс». Вторая самая популярная тема — это «Эротика». Пользователи ищут материалы на эту тему почти в четыре раза чаще чем «игры», и в пять раз чаще, чем «музыку» (Foster, 1995).

<Вопросы для размышления.Почему секс может быть такой популярной темой в Интернете? Приносит ли психологическую пользу или, наоборот, вред доступность секс-чатов и другого сексуального материала? Действительно ли, как опасаются некоторые наблюдатели, распространение сексуального материала в нашем компьютеризированном мире может развить у пользователей патологически повышенный интерес к сексу и отклонения в поведении?>

Фроттеризм.

Человек, склонный к фроттеризму, испытывает постоянное и сильное влечение дотрагиваться и тереться о человека, не собирающегося заниматься с ним сексом, и действует в соответствии со своими импульсами. Диагноз оправдан, если побуждения и поступки расстраивают самого человека и мешают ему нормально жить. Фроттеризмом (от французского слова frotter — тереть) люди, как правило, занимаются в местах скопления народа, например, в метро или в оживленном подземном переходе (АРА, 1994). Почти всегда фроттеризмом занимаются мужчины. Мужчина трется гениталиями о бедра или ягодицы женщины, ласкает ее гениталии или грудь руками. Как правило, во время такого акта он воображает, что жертва отвечает па его чувства.

Фроттеризм, как правило, начинается в подростковом возрасте или раньше, зачастую он возникает как подражание другим людям, совершающим данный акт. После того как люди, страдающие этим расстройством, достигнут 25 лет, они все реже прибегают к таким поступкам (АРА, 1994).

Вуайеризм — парафилия, при которой человека одолевает навязчивое желание подсматривать за ничего не подозревающими людьми, когда они раздеваются или занимаются сексом. Человек может действовать в соответствии с этими желаниями.

Фроттеризм — парафилия, выражающаяся в постоянных и интенсивных сексуальных импульсах, фантазиях и поступках, когда человек дотрагивается или трется гениталиями о другого человека, не испытывающего к нему никакого влечения.

Педофилия.

Человек, подверженный педофилии, буквально, «любви к детям», получает сексуальное удовлетворение, когда наблюдает, дотрагивается или занимается сексом с детьми, не достигшими половой зрелости, — 13 лет и младше. Некоторые люди с таким видом нарушений получают сексуальное удовольствие от детской порнографии или материала, на первый взгляд невинного содержания, например, рекламы нижнего белья; других возбуждает настоящее наблюдение за детьми, ласки или половой акт с детьми (Howitt, 1995; Barnard et al., 1989). Некоторые люди, страдающие педофилией, испытывают влечение только к детям, а другие — еще и ко взрослым (АРА, 1994). Жертвами педофилии могут стать как девочки, так и мальчики, однако есть некоторые доказательства того, что три четверти жертв педофилов — девочки (Koss & Heslet, 1992).

Склонность к педофилии, как правило, возникает в детстве. Многих педофилов в детстве самих изнасиловали (Howitt, 1995; McCormack et al., 1992). Бывает, педофилы-мужчины женятся, испытывают сексуальные трудности или фрустрацию в семейной жизни и стремятся найти ту область, в которой они чувствовали бы себя хозяевами положения. Во многих случаях злоупотребление алкоголем также способствует возникновению данного расстройства (Rada, 1976).

<Игривый контекст. Переодевание в одежду противоположного пола не обязательно свидетельствует о половом извращении. Нужно всегда учитывать контекст ситуации и сексуальное поведение этого человека в целом. Мужчины-актеры, например, часто одеваются как женщины, чтобы развлечь посетителей ночных клубов или театров. На фотографии вы видите актеров театрального клуба Гарвардского университета «Заварной пудинг», в этом клубе ставят мюзиклы, и мужчины-студенты последнего курса одеваются и выглядят как женщины. На фотографии они окружают актрису Мишель Пфайффер и вручают ей приз «Женщина года».>

Главным фактором в педофилии может быть незрелость личности (Groth & Birnbaum, 1978). У человека могут быть недостаточно развиты социальные и сексуальные навыки, так что он испытывает сильную тревогу при одной мысли о нормальных сексуальных взаимоотношениях. У некоторых людей складываются ошибочные представления, например, что «вполне нормально заниматься сексом с детьми, если они согласны» (Abel et al., 1984).

Большинство преступников-педофилов попадают в тюрьму или подвергаются принудительному лечению, если их ловят за совершение сексуального насилия в отношении детей. Педофилию лечат так же, как и другие извращения, например, применяют терапию отвращения, пресыщение мастурбацией и оргазмическую переориентацию (LoPiccolo, 1992; Enright, 1989). Существует также и когнитивно-бихевиористское лечение педофилии: тренинг по предупреждению рецидивов, который составляется в соответствии с программами по предотвращению рецидивов, использующимися для лечения от наркотической зависимости. Когда используется такой метод, пациенты вспоминают ситуации, провоцирующие их фантазии или действия по отношению к детям (например, подавленное настроение или извращенные мысли). Затем пациентов учат стратегиям, как избегать таких ситуаций или эффективно с ними справляться (LoPiccolo, 1992; Pithers, 1990). Несомненно, что тренинг по предупреждению рецидивов помогает в лечении педофилии, так же как и других половых извращений. В одном исследовании 147 людей, страдающих педофилией, обнаружилось, что среди пациентов, прошедших такой курс лечения, уровень рецидивов составил всего 4% (Pithers & Cumming, 1989).

Сексуальный мазохизм.

Человек, подверженный сексуальному мазохизму, возбуждается, когда представляет, как его унижают, бьют, связывают или заставляют страдать, или когда с ним в действительности так обращаются. Многие фантазируют о том, что их заставляют заниматься сексом против их воли; однако диагноз мазохиста ставят только людям, которые действительно возбуждаются или наносят себе повреждения после таких фантазий (АРА, 1994; Reik, 1989). Некоторые люди с данным расстройством сами направляют свои мазохистские импульсы: они связывают себя, колют булавками или наносят себе порезы. Другим ограничивают свободу партнеры, связывают, завязывают им глаза, шлепают их, бьют палкой, наносят удары хлыстом и электрошоком, «колют их иголкой и пронзают их» или унижают (АРА, 1994).

Индустрия товаров и услуг идет навстречу мазохистам. Вот как 34-летняя женщина описывает свою работу в публичном доме для садомазохистов.

У меня здесь люди, стремящиеся получить боль, которую они, как им кажется, заслуживают. Не спрашивайте меня, почему они хотят испытать боль, я не психолог; но когда они попадают к нам, они никуда больше не уходят. Может быть, каким-то девушкам понадобится час или даже два часа, чтобы вылечить этих парней, так как они того заслуживают, — мне удается сделать это за 20 минут... Учтите, что все они бизнесмены, они не только покупают мое время, им также надо снова возвращаться к работе, поэтому время для них важно.

Вот что я могу быстро и хорошо: я втыкаю булавки им в соски или прокалываю им [мошонку]. Некоторым из них, чтобы завестись, нужно увидеть свою кровь...

...Пока разворачивается эта сцена, между нами не прекращается диалог.. Я кричу на парня, я говорю ему, какой он ублюдок, кричу, что для него это даже слишком хорошее обращение, он знает, что заслуживает худшего, и я начинаю перечислять его грехи. Каждый раз это срабатывает. Послушайте, я в своем уме и знаю, что делаю. Я веду себя чрезвычайно жестко и грубо, но я очень чувствительная женщина. При этом вам надо оберегать здоровье парня... Вы не должны убить его или довести до сердечного приступа... Я знаю, что есть другие места, где парни умирают. Я ни разу не доводила клиента до смерти, даже если они страстно хотели умереть во время моего «лечения». Учтите, что это постоянные посетители. У меня есть клиенты и репутация, которую я ценю (Janus & Janus, 1993, p. 115).

Одной из форм сексуального мазохизма является гипоксифилия — чтобы усилить свое сексуальное удовольствие, люди задыхаются или душат самих себя (или просят своих партнеров задушить их). Есть достаточно много тревожных данных клинических отчетов об аутоэротической асфиксии, когда подростки, преимущественно мужского пола и в возрасте около 10 лет, случайно во время мастурбации умирают от нехватки кислорода и удушья. Нет единого мнения о том, следует ли отнести такую мастурбацию к мазохизму, однако эти действия зачастую сопровождаются также актами связывания (Blanchard & Hucker, 1991).

Большинство мазохистских сексуальных фантазий возникают в детстве. Человек, однако, обычно не действует в соответствии со своими стимулами до периода ранней зрелости. Это расстройство длится долгие годы, многие люди со временем совершают все более опасные действия, прибегая к актам мазохизма в период стресса (АРА, 1994).

Во многих случаях сексуальный мазохизм возникает в процессе классического обусловливания. Известен случай, произошедший с мальчиком-тинейджером. Он сломал руку и привлекательная медсестра ласкала и прижимала его к себе, пока хирург вправлял ему перелом без анестезии (Gebhard, 1965).

Педофилия — половое извращение, при котором человек переживает постоянные и интенсивные сексуальные импульсы или у него возникают сексуальные фантазии, когда он наблюдает за не достигшими половой зрелости детьми, дотрагивается до них или совершает сексуальные акты и стремится реализовать эти импульсы и фантазии.

Сексуальный мазохизм — половое извращение, характеризующееся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, связанным с унижением, избиением, связыванием или какими-то другими действиями, причиняющими страдание.

<Психологические заметки.По данным одного современного исследования чатов для детей и тинейджеров в Интернете, две трети посетителей в них на самом деле были взрослыми, притворяющимися детьми, они стремились завести разговор о сексе, приобрести или продать порнографический материал (Lamb, 1998).>

Гипоксифилия — паттерн поведения, при котором люди душат себя, чтобы усилить сексуальное удовольствие.

Аутоэротическая асфиксия — фатальная нехватка кислорода, возникающая непроизвольно, когда человек привязывает себя, душит или задыхается во время мастурбации.

<«Что за странная это вещь, друзья, то, что люди зовут приятным! И как удивительно, на мой взгляд, относится оно к тому, что принято считать его противоположностью, мучительным!. Они словно срослись в одной вершине». — Платон, «Федон», IV век до н. э.>

Сексуальный садизм.

Сексуальным садизмом, как правило, одержимы мужчины, их возбуждает мысль или действие, вызывающее страдание других людей, им нравится доминировать, ограничивать свободу другого человека, связывать, наносить порезы, душить, увечить или даже убивать жертву. Название этого извращения происходит от имени маркиза де Сада (1740-1814), мучившего других людей, чтобы удовлетворить свои сексуальные желания. Люди с садистскими фантазиями, как правило, воображают, что они полностью контролируют свою сексуальную жертву, переживающую ужас перед садистским актом. Многие проводят садистские акты с партнером, который соглашается принять в нем участие, часто с сексуальным мазохистом. Некоторые люди реализуют свои садистские импульсы, когда ищут случайных жертв. Поведение насильников — это проявление сексуального садизма. В любом случае в основе возбуждения садиста — страдание реальной или воображаемой жертвы.

<Люди с сексуальным мазохизмом и с сексуальным садизмом часто получают удовлетворение друг от друга. Несмотря на то, что такие взаимоотношения, как правило, безопасны и с юмором изображаются в романах и кино, они могут перейти за грань дозволенного и привести к сильным физическим и психологическим травмам.>

Фантазии на тему сексуального садизма, так же как и сексуального мазохизма, появляются в детстве; садистские акты человек, как правило, начинает совершать в период ранней зрелости (АРА, 1994). Паттерн такого поведения устойчив и сохраняется на протяжении длительного времени. По жестокости садистские акты иногда остаются на том же уровне, но чаще с годами жестокость усиливается. Очевидно, люди с сильной формой этого вида расстройства представляют большую опасность для окружающих.

Теоретики предлагают различные объяснения этого паттерна. Некоторые бихевиористы предполагают, что здесь снова срабатывает классическое обусловливание. Причиняя даже ненамеренно боль другому человек или животному, подросток может почувствовать сильные эмоции и сексуальное возбуждение. Связь между причинением боли и сексуальным возбуждением формирует почву для паттерна сексуального садизма. Бихевиористы также считают, что во многих случаях подростки моделируют свое поведение, когда наблюдают, как кто-то получает сексуальное удовольствие, причиняя боль другому. Многие журналы, книги и фильмы, распространенные в нашем обществе, представляют такую модель поведения как вполне приемлемую (Lebegue, 1991).

Многие теоретики психодинамики и когнитивные теоретики указывают, что люди, склонные к сексуальному садизму, вероятно, ощущают скрытое чувство сексуальной неадекватности и причиняют боль другим, чтобы приобрести ощущение собственной власти, которое в свою очередь усиливает их возбуждение. В некоторых биологических исследованиях учеными были обнаружены признаки ненормального функционирования эндокринных систем у садистов (Langevin et al, 1988). Ни одно из этих объяснений, однако, не проверялось тщательно.

Сексуальный садизм лечат с помощью терапии отвращением. На отношение общества к этой процедуре и неприязнь к ней повлиял роман Энтони Берджеса «Заводной апельсин» (позже был снят фильм по этому роману, также вызвавший много откликов), в романе описано, как человеку последовательно представляют садистские образы и при этом вводят препарат, вызывающий спазмы в животе, пока такие ощущения не вызовут у человека чувство тошноты. Неясно, помогает ли терапия отвращением для лечения сексуального садизма. Тем не менее тренинг по предупреждению рецидивов, использующийся в некоторых криминальных случаях, кажется, представляет некоторую ценность (Vaillant & Antonowicz, 1992; Pithers & Cumming, 1989).

Сексуальный садизм — перверсия, характеризующаяся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, подразумевающим причинение боли другим людям.

Крупным планом

Гомосексуализм и общество

В 1948 году, когда Альфред Кинси и его помощники провели одно из первых обширных исследований мужской сексуальности, они обнаружили, что 4% всех мужчин были гомосексуалистами, а 37% имели в своей жизни гомосексуальный опыт, который вел к оргазму. В более позднем исследовании ученые обнаружили, что гомосексуальность среди женщин составляет половину или треть по сравнению с мужчинами (Kinsley et al., 1953). Эти результаты шокировали многих людей.

Гомосексуальность не нова; она существовала во многих культурах, как и споры, которые ее окружают. Несмотря на то, что большинство культур не защищают гомосексуальность открыто, в ходе истории лишь немногие культуры так жестоко ее осуждали, как современная западная. Тем не менее исследование показывает, что общественное одобрение или отвержение гомосексуалистов не влияет на оценку поведения.

До 1973 года в справочнике DSM гомосексуализм числился в качестве сексуального расстройства. Протесты групп геев-активистов и многих психотерапевтов в конце концов привели к тому, что гомосексуализм исключили из справочника как сексуальное расстройство. Большинство клиницистов теперь рассматривают гомосексуальность как вариант нормального сексуального поведения, а не расстройства.

Несмотря на растущее принятие гомосексуальности клиницистами, многие люди в западном обществе продолжают придерживаться антигомосексуальных установок и распространяют мифы о жизненном стиле гомосексуалистов. Несмотря на такие мифы, исследование показало, что гомосексуалисты не страдают от смешения полов; они не более склонны к психопатологии, чем другие; и не существует четко определенной «гомосексуальной личности».

Чтобы справиться со стрессом, дискриминацией и даже опасностью, многие гомосексуалисты предпочитают жить в тех же районах и домах, где живут другие гомосексуалисты. Некоторые бары или рестораны служат местом для собраний, в них геи общаются и обмениваются информацией. Помимо этого есть организации, которые поддерживают и лоббируют вопросы, касающиеся гомосексуалистов, они требуют для них равноправия в обществе и перед законом (Freiberg, 1994).

Существенно повлияли на поддержку прав гомосексуалистов дебаты о том, сами ли гомосексуалисты выбирают свой образ жизни или это естес

Наши рекомендации