Глубоко и бесстрашно проанализировали себя с нравственной точки зрения
Четвёртый Шаг призывает нас проанализировать свою жизнь вплоть до сегодняшнего дня, записывая все важные действия и события морального и этического плана, определяя свое отношение к этому и черты характера, объясняющие те или иные действия. Такая письменная инвентаризация очень важна, она показывает, насколько твердо мы собираемся придерживаться программы Двенадцать Шагов. Выполнение этого шага требует от нас «бесстрашия». Как нам выполнить это требование?
Те, кто выполнил Четвёртый Шаг, считают, что честный анализ своего морального состояния – самое замечательное и полезное переживание в их жизни. Когда мы честно смотрим на своё прошлое, оцениваем свой облик и действия, мы начинаем лучше понимать себя. Это понимание стало началом нашего эмоционального исцеления. До сих пор многие из нас жили с тайным ощущением стыда. Глубоко в сердце было ложное чувство своей ничтожности, незначительности. Часто чувство стыда шло от неизжитой вины за те ошибки, которые мы полностью не осознали. Мы никогда честно не анализировали свои ошибки, не признавались в них, так и приходилось идти по жизни с чувством стыда. Составляя список своих неблаговидных поступков, как это предусмотрено Четвертым Шагом, мы очищаем свою душу, чтобы начать жить по-новому.
Самоанализ, который мы делаем в этом шаге, необходим для нашего освобождения от пищевой зависимости. Этот шаг продолжает внутренний процесс преобразования, который начался с признания нашей беспомощности в первом шаге. Процесс честного самоанализа освободит нас от внутреннего рабства. Наши прошлые проблемы контролировали наши действия и чувства многие годы часто таким образом, что мы даже не осознавали этого. Когда мы осознаём свои проблемы, они начинают терять власть и контроль над нами. Освобождаясь от пут прошлого, мы гораздо легче узнаём и воплощаем волю Высшей Силы. Нет необходимости уходить от отрицательных эмоций с помощью переедания.
Многие из нас стали специалистами самообмана после многих лет лжи самому себе о количестве съеденной пищи и физических, эмоциональных и духовных проблемах, появившихся в связи с неумеренным питанием. Мы лгали себе также по поводу других проблем, отрицая свои ошибки, не признаваясь себе в необходимости изменить свое поведение. Мы не осознавали, что выздоровление от пищевой зависимости невозможно без внутренних изменений. В Четвёртом Шаге мы развиваем новую способность видеть собственную нечестность и большее желание не лукавить больше.
В идеале, четвёртый шаг – это анализ, который должен проводиться после того, как мы прекратим неумеренно питаться, чтобы приступить к этой процедуре с чистой душой. Некоторые занялись инвентаризацией сразу после первых трех шагов без воздержания от переедания. Мы считаем, что запись результатов анализа помогает воздержанию.
Иногда мы отдаляем выздоровление, откладывая Четвёртый Шаг до тех пор, пока не почувствуем, что можем выполнить его безукоризненно. Это может задержать наше выздоровление. Некоторые месяцами получают советы наставников, друзей и других участников встреч, изучают всевозможную литературу по этому вопросу, только для того, чтобы найти «наиболее правильный» путь к Четвёртому Шагу. Когда наставник говорит нам, что главное сделать этот шаг, мы не понимаем его. Даже сделав этот шаг, мы не признаём, что перфекционизм (стремление к идеалу) – это один из недостатков нашего характера, от которого надо избавиться.
Многие откладывают начало Четвёртого Шага только по тому, что не хотят делать самоанализ. Говорят, что еще не готовы. Когда доходит до дела, оказывается, что быть готовым и реальным желанием – разные вещи. Иногда начинаем программу АО с большим энтузиазмом, но потом снова заболеваем, ожидая, когда, желание сделать Четвёртый Шаг увлечёт нас. Мы видим, что даже простая молитва о том, чтобы такое желание появилось, даёт результаты, особенно, если после молитвы следует действие. Любое, даже самое малое действие, помогает нам покончить с губительным промедлением. Помогает также обещание регулярно, и не отступая назад работать над шагом, пока окончательно не сделаем его.
Мы считаем, что необходима инвентаризация в письменном виде. Всякий, кто проводил инвентаризацию, например, в магазине, знает, что проверить наличие товара можно только при тщательной записи. Письменный анализ помогает нам понять наши чувства, связанные с теми или иными поступками. Нам становится ясно, какие реакции полезны для нас, а какие разрушительны.
Иногда мы начинаем делать Четвёртый Шаг не понимая, почему он необходим и делаем его только потому, что нам сказали, что это поможет нашему освобождению от пищевой зависимости. Мы пробуем сделать этот шаг, и он действительно помогает. Это один из примеров того, что в АО мы учимся использовать положительный опыт, а не анализировать его. Те, кто пытаются предварительно анализировать шаг, и почему он срабатывает, вскоре понимают, что теряют время. Бессмысленно заниматься самоанализом до того, как делаем шаг. Гораздо лучше приступить к делу и начинать записывать.
Какова должна быть форма такой инвентаризации? Любая, так как мы пишем для себя, и никому не обязаны показывать свои записи. На самом деле, мы видим, что никакого значения не имеет, как именно мы совершаем Четвёртый Шаг. Важно его сделать. Наши наставники могут помочь нам, предлагая различные способы анализа.
Многие пользуются инструкцией из Большой Книги «Анонимные алкоголики»3 находят, что она чрезвычайно полезна. Сначала мы пишем имена людей, названия организаций, а также перечисляем принципы, которые вызывают у нас чувства обиды, страха дискомфорта. Затем рядом с каждым из них мы записываем события, которые вызвали в нас эти чувства. Наконец, рядом с каждым событием мы отмечаем тот основной инстинкт в нас, на который это событие повлияло, а также отрицательные черты нашего характера, и из-за которых мы оказались в данной неблагоприятной ситуации.
Легче прорабатывать Четвёртый Шаг, если мы не спеша оценим не только наши недостатки, но и наши достоинства. Конечно, у нас много проблем, но производя инвентаризацию, важно видеть и свои положительные качества. Существуют разные способы проведения инвентаризации. Некоторые члены АО считают полезным перечислить свои положительные качества и достижения в самом начале. Другие делят страницу на две половины. С одной стороны записывает свои положительные качества, некоторые подробности и примеры из своей жизни, а с другой – отрицательные качества, подробности и примеры. Некоторые уделяют один абзац какому-то положительному качеству, а следующий отводят соответствующему недостатку. Кто-то предпочитает запись в хронологическом порядке, перечисляя события, чувства, положительные и отрицательные качества в определенный период времени. Такой взвешенный разбор делает нас более объективными, и помогают нам настойчиво и бесстрашно выявлять свои недостатки.
Ещё один хороший способ самоанализа – задавать вопросы самому себе об отличительных свойствах своего характера. Далее мы анализируем и записываем, каким образом эти качества проявляются в нашей жизни.
Например, можно спросить себя: высокомерны ли мы, характерны ли для нашего поведения заносчивость и зазнайство. Если «да», то мы вносим это в наш реестр и подтверждаем примерами из жизни, как именно мы действовали под влиянием этих качеств.
Вот другие вопросы:
Свойственна ли нам жажда власти?
Любим ли мы командовать другими?
Каким образом мы пытаемся контролировать наших мужей/жен, детей, друзей, работодателей, коллег, учителей и пр.? Манипулируем ли мы людьми? Запугиваем ли их?
Ревнуем ли своих партнеров, друзей?
Какова наша реакция, когда нам не дают поступать по своей воле?
Как мы реагируем, если люди не согласны с нами?
Терпимы ли мы в спорах?
Пытаемся ли мы сгладить конфликт или сами создаём его?
Стараемся ли мы быть в центре внимания?
Ведем ли мы себя вызывающе, чтобы нас заметили? Боимся ли мы, что наши достоинства не будут признаны, что нас не будут уважать, любить? Боимся ли мы остаться обделенными, что нас не выслушают? Стараемся ли мы прорваться и быть первыми? Как гордость и эгоцентризм влияют на наше поведение?
Стремимся ли мы достичь какого-то статуса? Сколько денег мы тратим, пытаясь поразить окружающих или показать, что мы лучше других?
Мы снобы? Уделяем ли мы важным персонам больше внимания, чем обычным людям?
Пытались ли мы подавлять людей, поставить их на место?
Часто ли мы стараемся унижать людей?
Приходилось ли нам сыграть с кем-либо злую шутку?
Осуждали ли кого-либо, за то, в чем и сами грешны? Лицемерим ли мы даже тогда, когда осуждаем за лицемерие других?
Способны ли мы сознательно опорочить человека?
Любим ли мы сплетничать сам, слушать, как другие сплетничают?
Присуща ли нам повышенная чувствительность, чрезмерная обидчивость? Или мы стараемся показать, что равнодушны к тому, что о нас говорят?
Мы эгоистичны, разрешая собственным желаниям руководить нами, игнорируя нужды других? Не тратим ли мы деньги, необходимые на нужды семьи, на удовлетворение пищевой зависимости или в угоду своим прихотям? Всегда ли наши дети или другие члены семьи получают необходимую им помощь от нас?
Или потребности других для нас важней своих собственных нужд? Берем ли мы на себя обязанности других людей, делая для них то, что они сами должны делать для себя?
Готовы ли мы сами исправлять собственные ошибки или пытаемся переложить вину и ответственность на других? В каких случаях мы исправляли свое поведение?
Свойственен ли нам фанатизм? Не относитесь ли вы предвзято к людям, исходя из расовых, религиозных, политических и половых различий, а также состояния их здоровья и пр.? Рассказываем ли мы анекдоты про людей другой этнической, расовой, половой принадлежности? Если не рассказываем сами, хватает ли у нас смелости остановить других, когда они предаются подобному «веселью»?
Умеем ли мы замечать свои ошибки и признавать, что другие тоже бывают правы? Стремимся ли мы научиться чему-то или самодовольны?
Мы принимаем свои недостатки и недостатки других спокойно или негодуем, критикуем, жалуемся?
Мы любим, потакать другим, чтобы все нас любили? Становится ли целью нашей жизни узнать, что люди хотят и, во что бы то ни стало, дать им это? Мы боимся отказывать другим?
Свойственная ли нам явная или тайная дерзость? Как мы относимся к законам, правилам, к людям, которые по закону имеют над нами власть?
Когда мы проводим самоанализ, мы обращаем внимание на свои тревоги. В жизни многих из нас страх, беспокойство, нервозность играют ключевую роль, лишают нас радости, мешают нам осуществить наши мечты. Только после инвентаризации по Четвёртому Шагу мы начинаем понимать, что с чувством страха жить нельзя. Мы начинаем с того, что записываем имена людей, названия мест, предметы, которые вызывают это чувство. Затем смотрим, что ещё тревожит нас.
Мы беспокоимся о будущем? Сколько времени мы проводим в тревоге?
Мы боимся людей? Мы уединяемся от друзей и общества?
Мы боимся новых контактов? Держимся ли мы в стороне от других, ожидая, когда они сами подойдут к нам?
Часто ли нам встречаются люди, которые психологически и физически подавляют нас?
Мы боимся ли прервать сложившиеся уже отношения, которые нас не устраивают или разрушительны для нас?
Откладываем ли мы поиски новой работы, карьеры из-за чувства беспокойства или страха? Боимся ли мы изменений, настолько сильно, что предпочитаем оставаться в неблагоприятной для нас обстановке?
Избегаем ли мы самовыражения, боимся открыто рассказывать о своих чувствах?
Боимся ли мы конфликтов настолько, что безропотно принимаем давление на нас?
В каких случаях чувство тревоги и страха удерживали нас от необходимых действий? Бывало ли так, что мы спокойно позволяли, обижать других, ничего не делая в их защиту? Позволяем ли мы обвинять другого человека за наши ошибки?
Бросали ли мы в беде человека, за которого несём ответственность?
Злость и обида очень характерны для нашей болезни. На самом деле, большинство из нас переедают, когда сердятся или обижены. Продолжая записывать результаты анализа, важно назвать людей, учреждения, обстоятельства, которые вызывают чувства обиды и озлобления.
Мы испытываем чувство обиды, потому что кто-то грозил нам или задел наше самолюбие, амбиции; нарушил наши отношения с другими и безопасность?
Пробовали ли мы свести счеты с людьми, которые обидели нас?
Позволяем ли мы себе забывать обиды?
Затаиваем ли мы зло против тех, кто вызывает в нас зависть?
Завидуем ли мы чьей-то, внешности, богатству, личной жизни, популярности или положению в обществе? Если это так, то перечислите эти проблемы в самоанализе.
Испытываем ли мы чувство злобы к себе за то, что мы сделали или не смогли сделать, за пищевую зависимость?
Если это так, то мы включаем себя в список людей и вещей, к которым мы испытываем неприязненные чувства.
Анализируя ситуации, которые вызывают негативные чувства, мы спрашиваем себя, не склонны ли мы к жестокости, злопамятству и самодовольству
Всегда ли мы направляем свой гнев на того, кто действительно виноват перед нами? Мы обрушиваемся на своих близких вместо того, чтобы выяснить отношения с тем, на кого сердимся?
Обижали ли мы кого-нибудь словесно или физически? Необходимо перечислить все случаи, когда мы нападали на другого человека.
Мы когда-нибудь обижали животных?
Лишили ил мы кого-нибудь жизни из-за своей злобы, страха, невнимания или по другим причинам, зависящим от нас?
Как жадность влияет на всю нашу жизнь? Мы щедры или скупы? Испытываем ли мы чувство удовлетворения, когда наши желания исполняются, или всегда хотим ещё что-то, редко удовлетворяясь тем, что есть?
Мы одержимы страстью к деньгам? Считаем ли мы, что деньги могут разрешить все наши проблемы? Мы тратим деньги быстрее, чем можем заработать? Мы ответственно распоряжаемся имеющимися у нас деньгами? Мы оплачиваем свои счета?
Как проявляется наша лень и инертность? У нас замедленная реакция? Если «да», мы записываем примеры, где появилась наша медлительность.
Мы сторонники совершенства?
Мы откладываем дело, потому что боимся, что не сумеем сделать его в совершенстве?
Или, наоборот, мы в спешке приступаем к тому, что требует тщательной подготовки? Мы раздражительны?
Мы выполняем свою часть коллективной работы или ждем, когда кто-то другой проявит инициативу?
Мы чрезмерно зависим от других? Мы ждём, что кто-то защитит нас от последствий наших ошибочных действий, или возьмет на себя то, что мы сами должны делать?
Какие проблемы связаны с сексом? Не подрывает ли нашу самооценку наша неумеренная сексуальная жизнь? Упорядочены ли наши связи?
Много ли мы фантазируем на тему секса, вместо того, чтобы строить наши отношения?
Нас всегда интересует собственное удовлетворения, или мы также заботимся о партнёре?
Считаемся ли мы с состоянием партнера или думаем только о себе?
Были ли мы когда-либо в связи с супругом или любовником другого лица? Изменяли ли мы своим супругам или любимым?
Склоняли ли мы кого-то к сексуальным контактам силой или хитростью?
Домогались ли мы кого-нибудь? Была ли у нас когда-либо сексуальная связь с ребёнком или с кем-нибудь, кто не может оказать сопротивление?
Мы когда-нибудь злоупотребляли доверием тех, кто нуждается в нашей помощи, чтобы добиться сексуальных связей?
Мы когда-нибудь запугиваем, чтобы вступить в сексуальные отношения? Мы когда-нибудь угрожаем или мстим тому, кто не идёт на сексуальное сближение?
Мы использовали когда-нибудь секс или беременность как ловушку?
Уходили ли мы от ответственности, если по нашей вине женщина становилась беременна?
Мы кого-нибудь заражали?
Как ещё мы пользовались сексом во зло? Пищевая зависимость часто снижает наш сексуальный потенциал? Поступаем ли мы правильно в таких случаях,, предпочитая одиночество и неумеренное питание риску неудачи в физической близости?
Мы доверяем людям или не верим никому, в том числе и себе?
Может быть, мы никому не доверяем потому, что сами недостойны доверия? Желание быть честным необходимо для выздоровления в О.А. Часто ли мы говорим правду? Много ли мы лжём? Кому мы лгали и при каких обстоятельствах? О чем именно лгали?
Мы склонны хитрить или обманывать без стеснения? Вместо того, чтобы сказать полную правду мы пользуемся чьим-то невежеством или незнанием?
Мы всегда возвращаем хозяевам найденные деньги или вещи?
Мы когда-нибудь воровали?
Необходимо описать каждый случай, который мы помним, когда мы берём не принадлежащую нам пищу, деньги, вещи и т.д.
Мы когда-нибудь портим чье-либо имущество и не ремонтируем или не оплачиваем убытки?
Выманивали ли мы деньги или вещи? В каких случаях мы одалживали вещи, деньги и не возвращали?
Подрывали ли мы доверие к себе?
Мы когда-нибудь жульничали при тестах, в игре, на соревнованиях? Превратился ли обман для нас в привычку?
Обманываем ли мы самих себя? Закрываем ли глаза на свою болезнь, на свои недостатки, на необходимость меняться?
Отрицательное мышление – это ещё одна форма самообмана, который мучает людей с пищевой зависимостью. Мы склонны преувеличивать тёмные стороны жизни?
Мы благодарны за то, что у нас есть, за эту благодать, или концентрируем внимание на отсутствии чего-либо?
Мы оптимистичны или пессимистичны? Мы сосредотачиваемся на умножении хорошего в нашей жизни или страшимся потенциальных бед?
Наши отрицательные воззрения омрачают жизнь тех, кто живет и работает рядом с нами? Присущ ли нам цинизм, чрезмерная критичность?
Склонны ли мы слишком жалеть себя, изображать из себя мучеников?
Негативное настроение, например, страхи — это те наши качества, от которых мы должны избавляться по мере нашего выздоровления.
После того, как результаты анализа записаны, надо их просмотреть. Всё ли мы сообщили о себе, как конструктивное, так и разрушительное. Мы считаем, что надо записать качества своей личности, тенденции, чувства, предубеждения и те действия, которые мы предпринимаем в связи с ними. Даже если некоторые действия оставляют болезненные воспоминания, в любом случае их надо записать. Когда мы стоим перед фактом своей вины, который честно говорит нам: «Ты допустил ошибку», мы освобождаемся от чувства ложного стыда, говорящего нам: «Ты сплошное недоразумение».
После того, как мы провели инвентаризацию, проверили все и еще раз просмотрели, мы просим Бога помочь нам вспомнить, не упустили ли мы чего-нибудь. Мы проводим время в спокойной медитации, в полной готовности увидеть правду, какая бы она ни была, которую Бог хочет показать нам. Если мы понимаем, что пропустили что-то важное, надо добавить это к нашему списку. Когда мы продвигаемся к выздоровлению, мы находим у себя всё больше достоинств и недостатков. Сейчас необходимо лишь перечислить всё, что мы знаем о себе на данный момент. Честно и бесстрашно проанализировав своё’ состояние, мы можем быть уверены, что завершили Четвёртый Шаг.
Просматривая свои записи, не надо расстраиваться, если число отрицательных качеств превышает положительные. Чем больше недостатков мы обнаруживаем у себя, тем лучше мы совершенствуемся, работая над Двенадцатью шагами.
Каждый, кто завершает инвентаризацию по Четвёртому Шагу в программе АО, считает, что этот шаг необходим нам и важен для нашего выздоровления. Начинают сбываться слова членов АО: «От неумеренного питания и эмоционального опустошения мы идем к полноценной жизни».
Пятый Шаг