Шкала и критерии оценки знаний

Количество часов дисциплины.

Количество часов дисциплины

Название дисциплины входящая в модуль Общее количество кредитов/часов Аудиторные кредиты/часы Внеаудиторные кредиты/часы
ПЗ СРИП СРИ
1. Клиническая фармакология 90ч (2 кр) 30ч 30ч 30ч
  Всего: 90ч (2 кр) 30ч 30ч 30ч

Требования к подготовленности интернов

5. Пререквизиты: Акушерство и гинекология 4-5 курс

- знание основ клинической физиологии и патофизиологии в акушерстве;

- знание правил применения лекарственных препаратов, применяемых у беременных и их свойств у больных с акушерской и экстрагенитальной патологией.

Конечные результаты обучения интернов

Постреквизиты:Резидентура по Акушерству и гинекологии

Интерн должен знать:

· Интерпретацию результатов исследований фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств (ЛС), применяемых в акушерстве;

· Комплекс методов исследования для оценки фармакодинамических эффектов ЛС, применяемых в акушерстве, интерпретировать полученные данные;

· Адекватный выбор наиболее эффективные и безопасные ЛС, применяемых в акушерстве;

· Оптимальный режим дозирования,

· Наиболее эффективные и безопасные комбинации ЛС в конкретной клинической ситуации;

· Побочные эффекты действия ЛС и их коррекцию.

Интерн должен уметь:

· Анализировать результаты исследований фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;

· Выбирать необходимый комплекс методов исследования для оценки фармакодинамических эффектов ЛС, применяемых в акушерстве, интерпретировать полученные данные;

· Рекомендовать к назначению наиболее эффективные и безопасные комбинации ЛС в конкретной клинической ситуации;

· Прогнозировать и выявлять на ранних стадиях побочные эффекты действия ЛС и проводить их коррекцию.

Интерн должен владеть навыками

· Рационального назначения наиболее эффективных и безопасных ЛС, применяемых в акушерстве;

· Определения оптимального режима дозирования, выбора способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров препарата, возраста, пола, физиологического и(или) патологического профиля у конкретного больного.

7. Методология преподаваниякурация больных, учебные протоколы по изучению эффективности и безопасности лекарственных средств, составление П- персонального списка лекарственных средств, заполнение карты экспертной оценки качества фармакотерапии, малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.

8. Тематические планы занятий по каждой дисциплине, входящей в модуль:(темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия - (практических, самостоятельной работы интерна).

Краткое содержание:Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии: клиническая фармакодинамика, клиническая фармокинетика, фармакогенетика, фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, формулярная система. Основы рациональной фармакотерапии в гинекологии, этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве, доказательная медицина. Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценки эффективности и безопасности препаратов в гинекологии. Выбор препаратов конкретному больному с учетом тяжести болезни, сопутствующей патологии, возраста.

Тематический план занятий по дисциплине Клиническая фармакология

Тематический план практических занятий

Наименование темы занятия Кол-во часов
Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии
Доказательная медицина в фармакологии
Побочные действия лекарств, применяемые в акушерстве
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых в акушерской практике
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов женщинам в послеродовом периоде с осложнениями
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов беременным с учетом сроков беременности, сопутствующей патологии, возраста.
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов для сохранения беременности.
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов беременным женщинам с экстрагенитальной патологией.
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов пациентов с патологией беременности.
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов для стимуляции родовой деятельности и препаратов при кровотечении в послеродовом периоде
  ИТОГО

8.2.Тематический план самостоятельной работы интернов под руководством преподавателя

Наименование тем занятий Количество часов График консультаций СРИП
Курация пациента в гинекологическом отделении. Определение эффективных и безопасных способов лечения во время беременности (лекарственных и нелекарственных). 11.30 – 14.15
Курация пациентки в гинекологическом отделении. Определение способов лечения с доказанной эффективностью. 11.30 – 14.15
Курация пациентки с анемией в гинекологическом отделении. Проведение тест дозы на инъекционные препараты железа    
Курация пациентки со слабостью родовой деятельности. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных). Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация пациентки с маститом. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация беременной с Артериальной Гипертензией. Определение эффективных и безопасных способов лечения(лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация пациентки с угрозой прерывания беременности. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация беременной пациентки с пневмонией, хр.пиелонефритом, анемией, запором. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация пациентки с гестозом (преэклампсией). Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
Курация пациентки с послеродовым кровотечением. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. 11.30 – 14.15
  Итого  

8.3 Тематический план самостоятельной работы интерна

Наименование темы занятия Кол-во часов
Работа в интернете. Поиск информации в области доказательной медицины по теме «Идиопатическая томбоцитопеническая пурпура беременных»
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при заболеваниях щитовидной железы у беременных (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС)
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при запорах у беременных (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС)
Этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве. Реферат
Общие принципы фармакогенетики. Реферат
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при железодефицитной анемии (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС)
  ИТОГО

8.4.Тематический план, график выполнения и сдачи заданий самостоятельной работы интернов (СРИ)

№   Тема СРС Задания/ формы проведения СРИ Формы контроля СРИ Часы Сроки сдачи
Идиопатическая томбоцитопеническая пурпура беременных Работа в интернете. Поиск информации в области доказательной медицины по теме Проверка полноты представленных данных 5-е ПЗ
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при заболеваниях щитовидной железы у беременных Оформление фрагмента протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного 6 -е ПЗ
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при запорах у беременных   Оформление протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного 7-е ПЗ
  Этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве. Реферат на тему Проверка полноты представленных в реферате данных 8-е ПЗ
Общие принципы фармакогенетики. Реферат на тему Проверка полноты представленных в реферате данных 9-е ПЗ
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при железодефицитной анемии Оформление протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного 10-е ПЗ
  Итого      

9. Методы обучения и преподавания – включают в себя практические занятия и самостоятельную работу. Самостоятельная работа подразделяется на два вида: самостоятельная работа, которая выполняется под руководством преподавателя (СРИП) и самостоятельная работа интерна (СРИ).

5.1 Практические занятия: опрос, тестовые задания, решение ситуационных задач, разбор тематических больных, работа в малых группах, презентации клинического случая для разбора или клинической конференции, рецензирование историй болезни, участие в научно-практических конференциях и семинарах (в том числе, с применением современных инновационных технологий обучения).

5.2 Самостоятельная работа интернов под руководством преподавателя (СРИП): курация больных, ведение медицинской документации, работа в различных подразделениях лечебно-профилактических организаций, участие в утренних врачебных конференциях, в обходах, консилиумах, клинических разборах, патологоанатомических конференциях.

9.3 Самостоятельная работа интерна (СРИ): работа с учебно-научной литературой, написание рефератов, подготовка презентаций, закрепление навыков в учебно-клиническом центре на фантомах и муляжах, формирование портфолио.

При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна (СРИ):

v Самостоятельная врачебная работа интерна в учебное время

v Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна

Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам выполнения реферата, презентации и т.д., подготовленной интерном по темам, определяемые кафедрой.

10. Обучение с выездом в региональные клиники:не предусмотрено.

Литература основная и дополнительная

Основная

1. Клиническая фармакология: учеб./ Под ред. В.Г.Кукеса.- 3-е изд. перераб. и доп., 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006, 2008, 2009. – 944-1054с.

2. Клиническая фармакология: нац.руководство + СД./ ред. Ю.Б.Белоусова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 976с.

3. Клиническая фармакология по Гилману и Гудману: в 4-х кн../ ред. А.Г.Гилман.– М.: Практика, 2006, 520с.-336с.-400с.-448с..

4. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб./ В.Г.Кукес, А.К.Стародубцев.- 2-е изд. испр. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 640с.

5. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологии: руководство/ В.С.Моисеев, Ж.Д.Кабалава, С.В.Моисеев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832с.

Дополнительная

1. Клиническая фармакогенетика: учебное пособие / под ред. В.Г.Кукеса, Н.П.Бочкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, 248с.

2. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии /Под редакцией Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова // webmaster @antibiotic.ru

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства, Ч.1,2/ М.Д.Машковский. – Харьков

2009. – 1200с.

4. Калиева Ш.С. Клиническая фармакология и рациональная фармакотерапия: учебник, Т.1/Ш. С. Калиева, Н.А.Минакова. – Алматы: Эверо, 2014. -464с.

6. Орманов Б.Н. Клиническая фармакология для акушеров-гинекологов: учебное пособие/Б. Н.Орманов.-Алматы: Эверо, 2014.-179 с.

7. Орманов Н.Ж.. Фармакотерапия: оқулық, 1-ші кітап/ Н.Ж.Орманов, Л.Н. Орманова-Алматы: Эверо, 2012.-500 б.

8. Орманов Н.Ж.. Фармакотерапия: оқулық, 2-ші кітап/ Н.Ж.Орманов, Л.Н. Орманова-Алматы: Эверо, 2012.-352 б.

9. Орысша – қазақша медициналық фармакологиялық сөздік: 19 мыңға жуық сөз/ред.: Г.Д. Бердімүратова., Күзденбаева.-Алматы, 2006.-608б.

12. Контрольно – измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по модулю:шкала и критерий оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий, штрафные санкции, правила апелляции итоговой оценки

Текущий контроль: оценка работы интерна по видам деятельности (курация, оформление медицинской документации, клинический разбор, врачебные манипуляции) по чек-листу.

Рубежный контроль: решение тестовых заданий (ситуационной задачи), защита протокола по изучению эффективности и безопасности лекарственных средств.

Итоговый контроль: тестирование и прием практических навыков в виде заполнения карты экспертной оценки качества фармакотерапии.

Условием для получения зачета по модулю: является выполнение всех видов работ по каждой дисциплине модуля и положительная оценка по итоговому контролю. В случае получения неудовлетворительной оценки итогового контроля по модулю в целом, но обучающийся имеет положительные оценки по отдельным ее компонентам - учебным дисциплинам, то они перезачитываются.

Шкала и критерии оценки знаний

Адаптированная балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки Процентное содержание оценки Оценка по традиционной системе
А 3.84-4,0 95-100 «Отлично»
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 «Хорошо»
В 2,84-3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,50 70-74 «Удовлетворительно»
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,50 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0-0,99 0-49 «Неудовлетворительно»

Приложения

Приложение 1

Форма № 1

Наши рекомендации