Шкала и критерии оценки знаний
Количество часов дисциплины.
Количество часов дисциплины
№ | Название дисциплины входящая в модуль | Общее количество кредитов/часов | Аудиторные кредиты/часы | Внеаудиторные кредиты/часы | |
ПЗ | СРИП | СРИ | |||
1. | Клиническая фармакология | 90ч (2 кр) | 30ч | 30ч | 30ч |
Всего: | 90ч (2 кр) | 30ч | 30ч | 30ч |
Требования к подготовленности интернов
5. Пререквизиты: Акушерство и гинекология 4-5 курс
- знание основ клинической физиологии и патофизиологии в акушерстве;
- знание правил применения лекарственных препаратов, применяемых у беременных и их свойств у больных с акушерской и экстрагенитальной патологией.
Конечные результаты обучения интернов
Постреквизиты:Резидентура по Акушерству и гинекологии
Интерн должен знать:
· Интерпретацию результатов исследований фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств (ЛС), применяемых в акушерстве;
· Комплекс методов исследования для оценки фармакодинамических эффектов ЛС, применяемых в акушерстве, интерпретировать полученные данные;
· Адекватный выбор наиболее эффективные и безопасные ЛС, применяемых в акушерстве;
· Оптимальный режим дозирования,
· Наиболее эффективные и безопасные комбинации ЛС в конкретной клинической ситуации;
· Побочные эффекты действия ЛС и их коррекцию.
Интерн должен уметь:
· Анализировать результаты исследований фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;
· Выбирать необходимый комплекс методов исследования для оценки фармакодинамических эффектов ЛС, применяемых в акушерстве, интерпретировать полученные данные;
· Рекомендовать к назначению наиболее эффективные и безопасные комбинации ЛС в конкретной клинической ситуации;
· Прогнозировать и выявлять на ранних стадиях побочные эффекты действия ЛС и проводить их коррекцию.
Интерн должен владеть навыками
· Рационального назначения наиболее эффективных и безопасных ЛС, применяемых в акушерстве;
· Определения оптимального режима дозирования, выбора способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров препарата, возраста, пола, физиологического и(или) патологического профиля у конкретного больного.
7. Методология преподаваниякурация больных, учебные протоколы по изучению эффективности и безопасности лекарственных средств, составление П- персонального списка лекарственных средств, заполнение карты экспертной оценки качества фармакотерапии, малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади и т.д.
8. Тематические планы занятий по каждой дисциплине, входящей в модуль:(темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия - (практических, самостоятельной работы интерна).
Краткое содержание:Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии: клиническая фармакодинамика, клиническая фармокинетика, фармакогенетика, фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, формулярная система. Основы рациональной фармакотерапии в гинекологии, этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве, доказательная медицина. Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценки эффективности и безопасности препаратов в гинекологии. Выбор препаратов конкретному больному с учетом тяжести болезни, сопутствующей патологии, возраста.
Тематический план занятий по дисциплине Клиническая фармакология
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Общие вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии | ||
Доказательная медицина в фармакологии | ||
Побочные действия лекарств, применяемые в акушерстве | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых в акушерской практике | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов женщинам в послеродовом периоде с осложнениями | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов беременным с учетом сроков беременности, сопутствующей патологии, возраста. | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов для сохранения беременности. | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов беременным женщинам с экстрагенитальной патологией. | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов пациентов с патологией беременности. | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов для стимуляции родовой деятельности и препаратов при кровотечении в послеродовом периоде | ||
ИТОГО |
8.2.Тематический план самостоятельной работы интернов под руководством преподавателя
№ | Наименование тем занятий | Количество часов | График консультаций СРИП |
Курация пациента в гинекологическом отделении. Определение эффективных и безопасных способов лечения во время беременности (лекарственных и нелекарственных). | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки в гинекологическом отделении. Определение способов лечения с доказанной эффективностью. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки с анемией в гинекологическом отделении. Проведение тест дозы на инъекционные препараты железа | |||
Курация пациентки со слабостью родовой деятельности. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных). Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки с маститом. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация беременной с Артериальной Гипертензией. Определение эффективных и безопасных способов лечения(лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки с угрозой прерывания беременности. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация беременной пациентки с пневмонией, хр.пиелонефритом, анемией, запором. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки с гестозом (преэклампсией). Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Курация пациентки с послеродовым кровотечением. Определение эффективных и безопасных способов лечения (лекарственных и нелекарственных).Выбор соответствующих лекарств, дозировок и продолжительность лечения. | 11.30 – 14.15 | ||
Итого |
8.3 Тематический план самостоятельной работы интерна
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Работа в интернете. Поиск информации в области доказательной медицины по теме «Идиопатическая томбоцитопеническая пурпура беременных» | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при заболеваниях щитовидной железы у беременных (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС) | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при запорах у беременных (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС) | ||
Этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве. Реферат | ||
Общие принципы фармакогенетики. Реферат | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при железодефицитной анемии (Фрагмент протокола по оценке эффективности и безопасности ЛС) | ||
ИТОГО |
8.4.Тематический план, график выполнения и сдачи заданий самостоятельной работы интернов (СРИ)
№ | Тема СРС | Задания/ формы проведения СРИ | Формы контроля СРИ | Часы | Сроки сдачи |
Идиопатическая томбоцитопеническая пурпура беременных | Работа в интернете. Поиск информации в области доказательной медицины по теме | Проверка полноты представленных данных | 5-е ПЗ | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при заболеваниях щитовидной железы у беременных | Оформление фрагмента протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС | Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного | 6 -е ПЗ | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при запорах у беременных | Оформление протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС | Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного | 7-е ПЗ | ||
Этические и социальные аспекты клинической фармакологии в акушерстве. | Реферат на тему | Проверка полноты представленных в реферате данных | 8-е ПЗ | ||
Общие принципы фармакогенетики. | Реферат на тему | Проверка полноты представленных в реферате данных | 9-е ПЗ | ||
Клинико-фармакологические подходы к обоснованию назначения, выбору режима дозирования, оценке эффективности и безопасности препаратов, применяемых при железодефицитной анемии | Оформление протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС | Проверка и оценка протокола по изучению эффективности и безопасности ЛС у конкретного больного | 10-е ПЗ | ||
Итого |
9. Методы обучения и преподавания – включают в себя практические занятия и самостоятельную работу. Самостоятельная работа подразделяется на два вида: самостоятельная работа, которая выполняется под руководством преподавателя (СРИП) и самостоятельная работа интерна (СРИ).
5.1 Практические занятия: опрос, тестовые задания, решение ситуационных задач, разбор тематических больных, работа в малых группах, презентации клинического случая для разбора или клинической конференции, рецензирование историй болезни, участие в научно-практических конференциях и семинарах (в том числе, с применением современных инновационных технологий обучения).
5.2 Самостоятельная работа интернов под руководством преподавателя (СРИП): курация больных, ведение медицинской документации, работа в различных подразделениях лечебно-профилактических организаций, участие в утренних врачебных конференциях, в обходах, консилиумах, клинических разборах, патологоанатомических конференциях.
9.3 Самостоятельная работа интерна (СРИ): работа с учебно-научной литературой, написание рефератов, подготовка презентаций, закрепление навыков в учебно-клиническом центре на фантомах и муляжах, формирование портфолио.
При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна (СРИ):
v Самостоятельная врачебная работа интерна в учебное время
v Внеаудиторная самостоятельная деятельность врача-интерна
Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам выполнения реферата, презентации и т.д., подготовленной интерном по темам, определяемые кафедрой.
10. Обучение с выездом в региональные клиники:не предусмотрено.
Литература основная и дополнительная
Основная
1. Клиническая фармакология: учеб./ Под ред. В.Г.Кукеса.- 3-е изд. перераб. и доп., 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006, 2008, 2009. – 944-1054с.
2. Клиническая фармакология: нац.руководство + СД./ ред. Ю.Б.Белоусова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 976с.
3. Клиническая фармакология по Гилману и Гудману: в 4-х кн../ ред. А.Г.Гилман.– М.: Практика, 2006, 520с.-336с.-400с.-448с..
4. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб./ В.Г.Кукес, А.К.Стародубцев.- 2-е изд. испр. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 640с.
5. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологии: руководство/ В.С.Моисеев, Ж.Д.Кабалава, С.В.Моисеев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832с.
Дополнительная
1. Клиническая фармакогенетика: учебное пособие / под ред. В.Г.Кукеса, Н.П.Бочкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, 248с.
2. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии /Под редакцией Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова // webmaster @antibiotic.ru
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства, Ч.1,2/ М.Д.Машковский. – Харьков
2009. – 1200с.
4. Калиева Ш.С. Клиническая фармакология и рациональная фармакотерапия: учебник, Т.1/Ш. С. Калиева, Н.А.Минакова. – Алматы: Эверо, 2014. -464с.
6. Орманов Б.Н. Клиническая фармакология для акушеров-гинекологов: учебное пособие/Б. Н.Орманов.-Алматы: Эверо, 2014.-179 с.
7. Орманов Н.Ж.. Фармакотерапия: оқулық, 1-ші кітап/ Н.Ж.Орманов, Л.Н. Орманова-Алматы: Эверо, 2012.-500 б.
8. Орманов Н.Ж.. Фармакотерапия: оқулық, 2-ші кітап/ Н.Ж.Орманов, Л.Н. Орманова-Алматы: Эверо, 2012.-352 б.
9. Орысша – қазақша медициналық фармакологиялық сөздік: 19 мыңға жуық сөз/ред.: Г.Д. Бердімүратова., Күзденбаева.-Алматы, 2006.-608б.
12. Контрольно – измерительные средства для оценки знаний, умений и навыков по модулю:шкала и критерий оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий, штрафные санкции, правила апелляции итоговой оценки
Текущий контроль: оценка работы интерна по видам деятельности (курация, оформление медицинской документации, клинический разбор, врачебные манипуляции) по чек-листу.
Рубежный контроль: решение тестовых заданий (ситуационной задачи), защита протокола по изучению эффективности и безопасности лекарственных средств.
Итоговый контроль: тестирование и прием практических навыков в виде заполнения карты экспертной оценки качества фармакотерапии.
Условием для получения зачета по модулю: является выполнение всех видов работ по каждой дисциплине модуля и положительная оценка по итоговому контролю. В случае получения неудовлетворительной оценки итогового контроля по модулю в целом, но обучающийся имеет положительные оценки по отдельным ее компонентам - учебным дисциплинам, то они перезачитываются.
Шкала и критерии оценки знаний
Адаптированная балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний | |||
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент оценки | Процентное содержание оценки | Оценка по традиционной системе |
А | 3.84-4,0 | 95-100 | «Отлично» |
А- | 3,51-3,83 | 90-94 | |
В+ | 3,17-3,50 | 85-89 | «Хорошо» |
В | 2,84-3,16 | 80-84 | |
В- | 2,51-2,83 | 75-79 | |
С+ | 2,17-2,50 | 70-74 | «Удовлетворительно» |
С | 1,84-2,16 | 65-69 | |
С- | 1,51-1,83 | 60-64 | |
D+ | 1,17-1,50 | 55-59 | |
D | 1,0-1,16 | 50-54 | |
F | 0-0,99 | 0-49 | «Неудовлетворительно» |
Приложения
Приложение 1
Форма № 1