Потребность в успехе и превосходстве.
Чувство успеха, превосходства и удовлетворение от достигнутого результата являются мощным стимулом для человека к большей отдаче и производительности. Более того, они усиливают уверенность в себе и порождают желание принимать участие во всем новом. Ибо человек всегда стремиться делать то, что нравится окружающим; ожидает с их стороны ободрения и одобрения. По этой причине необходимо удовлетворять эту потребность у инвалидов посредством поощрения и похвалы, в случае хорошего исполнения; утешения, в случае ошибки в какой-либо работе, и требования повторить попытку, и напоминания о предшествовавших успехах. Как говорится: «Ничего не приводит к успеху так, как сам успех»1.
Работа с инвалидами, направленная на удовлетворение данной потребности может осуществляться посредством выполнения некоторых несложных работ, соответствующих их способностям, возможностям и степени инвалидности. Первоначально эти работы должны быть упрощенными, затем постепенно усложняться, по мере того как инвалид успешно выполнит предыдущую работу. Не стоит забывать о поощрении и стимулировании с целью побуждения их к обучению, практике и новым попыткам, что, в свою очередь, даст им уверенность в себе и заставит стремиться к достижению больших результатов в различных сферах жизнедеятельности.
Потребность в социальной принадлежности. Поскольку человек по своей природе является существом социальным, желает общения с себе подобными и не переносит одиночество, то необходимо удовлетворять эту потребность. Это значит, что инвалид испытывает острую потребность в насыщении этого чувства социального голода, особенно тогда, когда люди здоровые избегают его, и он испытывает чувство одиночества и изоляции, что отражается на его поведении, психологическом состоянии и взаимодействии с его социальной средой.
Необходимость удовлетворения данной потребности инвалида подтверждает и тот факт, что человек в некоторых случаях может прилагать больше усердия ради интересов группы, к которой он относится, чем ради интересов личных. Этой группой может быть группа друзей, одноклассников, соседей по району, по кружку заучивания Корана и т.д., которые дают личности ощущение силы, уверенности, когда он становится ее частью2.
Учитывая это, родители, педагоги и общество в целом должны заботиться об этой потребности инвалидов, включая их вместе со здоровыми людьми в обучение, некоторые работы, культурные мероприятия, совместные поездки, педагогические лагеря, общие научные конкурсы, подходящие для них игры, которые предоставляли бы инвалидам возможность общения с другими людьми. По этой причине ислам предписывает виды поклонения и системы, которые удовлетворяют потребность в чувстве коллективизма. Многие из психических расстройств человека возникают тогда, когда он не в полной мере удовлетворяет эту потребность либо полностью теряет возможность ее удовлетворения1.
Потребность в самоутверждении. Человек испытывает потребность в самоутверждении посредством проявления различного рода активности: социальной, культурной, спортивной, трудовой. В случае незанятости человека какой-либо деятельностью, которую от него требуется совершать правильным образом, он будет находиться в состоянии беспокойства. Если такое переживают люди здоровые, то к инвалидам это относится в большей степени, поскольку они по причине инвалидности оказываются не в состоянии выполнять некоторые действия, которые им бы хотелось совершать, либо которые ожидают от них окружающие.
Как известно, человек, если ему удастся выполнить порученную ему работу должным образом, испытывает чувство удовлетворения, от того что справился с поставленной задачей как требовалось. В связи с этим на педагогов и людей, работающих с инвалидами, возлагается обязанность по оказанию им помощи в деле удовлетворения потребности в самоутверждении посредством предоставления им возможности совершать работы, соответствующие их способностям и возможностям. При поручении инвалиду исполнять какую-либо работу или придерживаться определенного типа поведения педагогу следует учитывать эти два фактора.
Психологические исследования подтверждают важность исполнения религиозных предписаний, которые являются одним из важнейших средств самоутверждения2 личности. Необходимость удовлетворения данной потребности инвалидов продиктована также недопущением того, чтобы они прибегали ради нее к недозволенным способам, а также через аморальные действия.
Духовные потребности. Исламское воспитание отличается от других земных концепций тем, что в нем уделяется внимание духовным потребностям человека: религии, вере, поклонению, нравственности, благодаря которым человек реализует цель своего сотворения.
Всевышний сказал:
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись»3.
Эта потребность способствует единению смысла жизни человека, его помыслов, устремлений и конечных целей.
Сообщается со слов Зайда ибн Сябита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тот, чьи помыслы будут связаны с жизнью ближайшей, дело того разведет Аллах, устроит ему бедность перед его глазами, и получит он в этом мире лишь то, что было предписано ему. А тот, чье намерение будет связано с жизнью последней, дело того объединит Аллах, устроит ему богатство в его сердце, и придет к нему жизнь ближайшая против своей воли (или: “побежденная”)”»1.2
Удовлетворение этих потребности достигается посредством совершения различных видов поклонения в виде речей, деяний явных и скрытых. Сила, побуждающая к удовлетворению этой потребности, является наиболее заметной и возникает в человеке чаще других мотивов. Удовлетворение духовной потребности и забота о ней отражается на психологическом состоянии и поведении как людей здоровых, так и инвалидов, дает чувство покоя и душевной радости, поскольку почтение человека и его счастье, как в ближайшей жизни, так и в последней, напрямую связаны с этими потребностями. Игнорирование и противоборство с ними со стороны педагога и общества будет означать пропажу, беспокойство, возникновение психических и социальных болезней и проблем, растерянность и неуверенность в жизни, как отдельных людей, так и семьи, общества и инвалидов.
Забота об удовлетворении данной потребности у инвалида оказывает значительное воздействие на его психологическую устойчивость, довольство судьбой, и как следствие, влияет на степень его взаимодействия с обществом, позволяет избавиться от чувства одиночества, боли или сожаления по причине отсутствия одного из чувств либо органов. Ибо за терпение, благодарность и принятие этого уготовано воздаяние. Так, например, лишение дара зрения Аллах компенсирует раем. Тот, на чью долю упадет тяжелое испытание, тому Аллах увеличит награду. Все эти факторы будут способствовать росту у инвалида стремления к сфере загробной жизни. Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах сказал: “Моим праведным рабам Я уготовил то, что не видел ни одни глаз, не слышалони одно ухо и никому из людей не приходило в голову”»3. Таким образом, инвалид, вспоминая об ожидающих его райских благах, которых он, возможно, окажется лишен в этом мире из-за своего недуга, станет проявлять терпение, когда его постигнут какие-либо лишения. Это будет способствовать развитию интересов инвалида, оказывать воздействие на его жизнь, удовлетворять его духовные потребности в виде надежды, ожидании награды, воздаяния и вечных благ, уготованных ему Всевышним Аллахом.
Второе: развивать потребности инвалида в ответственности.Проходя различные этапы своей жизни человек, начиная с раннего возраста, тяготеет к самостоятельности и желанию проявлять ответственность. Данную потребность он реализует через исполнение определенных функций: семейных, школьных или общественных.
Но, как показывают наблюдения, в некоторых случаях родители и педагоги не решаются возлагать на инвалида какую-бы то ни было ответственность из-за жалости и сострадания, а также принимая во внимание его состояние. Такого рода подход может отрицательным образом сказаться на инвалиде: это вынуждает инвалида постоянно помнить о своем недуге, бессилии и слабости, что усугубляет его пессимистические настроения и приводит к ухудшению его психологического состояния. Такое состояние называется также «ненормальной психической деятельностью»1. Учитывая это, на родителей, а также лиц, занимающихся реабилитацией и образованием инвалидов, возлагается ответственность по удовлетворению у них данной потребности, чтобы они развивались людьми здоровыми, были уверены в себе и в педагогах, были активными в своей среде настолько, насколько им позволяют их способности и возможности. Еще в древности говорили: «Всякий обладатель недуга – силен». Удовлетворение данной потребности инвалида, когда на него будет возложена определенная, адекватная его возможностям работа, подтолкнет его отнестись к ее исполнению совершенным образом, и избавит его от ощущения себя посторонним в обществе.
Третье: с целью социальной адаптации избегать разочаровывающих инвалида ситуаций.Долгом лиц, окружающих инвалида и работающих с ним, является избегание разочаровывающих ситуаций, поскольку психологическое и физическое состояние человека оказывает воздействие на его поведение, поступки и позицию по отношению к другим людям.
Когда инвалид оказывается в какой-либо обезнадеживающей ситуации в своей социальной среде, это ослабляет в нем социальную адаптацию, и как следствие, он ощущает себя человеком второго сорта, что приводит к негативному поведению. Человек, «страдающий болезнями, недостатками и недугами, чувствует себя неполноценным, пребывает в напряжении и психологическом беспокойстве. Как следствие, он полагает, что станет предметом издевательств, насмешек и поводом для шуток других. Это ослабляет его уверенность в людях и доверие к ним. Он начинает испытывать отвращение к участию в общественной деятельности, что отрицательным образом сказывается на его социальном развитии»1. По этой причине следует оказывать помощь людям, пораженным недугами (инвалидам): избегать ситуаций, которые бы разочаровывающим образом воздействовали на их психику и делали бы их предметом издевательства, насмешек и поводом для шуток. Инвалид будет избегать окружающих, замкнется в себе самом, что приведет к краху в его социальной жизни.
Четвертое: радушно и приветливо относиться к инвалидам.Отзывчивость и мягкость в общении с инвалидами, радушие при встрече с ними оказывают на них психологическое и воспитательное воздействие, привносят в их сердца радость и хорошее настроение, поскольку дает им возможность ощутить любовь со стороны общества, и принятие их такими, какие они есть. А это, в свою очередь, способствует поднятию у них морального настроя, исчезновению чувства отчужденности, грусти и удрученности.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к такому рода поведению при общении: «Всякая добродетель есть милостыня. Если ты встретишь своего брата с приветливым лицом – это является добродетелью»2. Данный подход постулируется и в других хадисах. Сообщается со слов Абу Зарра, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не презирай из добродетели ничего, пусть дажевстретить своего брата с приветливым лицом»3. От мусульманина требуется, чтобы он всегда был приветлив, радушен при встрече с любыми людьми. Приветствие в виде искренней улыбки обладает положительным эффектом и оказывает воспитательное воздействие как на того, от кого оно исходит, так и на окружающих. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Твоя улыбка в лицо твоему брату – есть милостыня…»4.
Если в таком к себе отношении при общении нуждаются люди полноценные, то не вызывает сомнений, что инвалиды нуждаются в этом в большей степени, поскольку приветливая улыбка помогает сгладить их грусть и печаль. Также это является следованием примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором Абдуллах ибн Харис сказал: «Я не видел никого, кто улыбался бы чаще, чем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»1.
Искренняя улыбка порождает в инвалиде желание взаимодействовать с обществом, «поскольку человек, в котором присутствует данная положительная черта, является более притягательным и расположенным к общению, нежели тот, кто похож на немую скалу. В Соединенных Штатах Америки в программах, специализирующихся на развитии коммуникационных навыков, особый акцент делается на обучении детей с девиационным поведением и изгоев на умении улыбаться. Это дало заметные результаты в деле избавления их от изолированности»2.
Пятое: встречать инвалида со словами приветствия и рукопожатием.Ислам призывает к повсеместному произнесению слов приветствия среди всех членов мусульманской общины без исключения. Сообщается со слов Абдуллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, что однажды какой-то человек спросил Посланника Аллаха: «Какой ислам лучше?» На что тот ответил: «Кормить едой, приветствовать тех, кого ты знаешь и кого не знаешь»3. Следование данному мусульманам этикету Пророка и исламскому поведению будет способствовать возникновению между людьми любви независимо от того, являются ли они сильными или слабыми, больными или здоровыми. Это потому, что распространение приветствия приводит к любви между людьми. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдете в рай пока не уверуете. Но уверуете вы только тогда, когда возлюбите друг друга. Не указатьли мне вам на действие, которое если вы будете совершать, то возлюбите друг друга? Распространяйте приветствие между собой»4. Данное проявление высокой нравственности должно также сопровождаться и пожатием руки инвалида, что станет свидетельством любви и принятия. Приводится у ал-Бухари со слов Катады, который сказал: «Я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: “Пожимали ли сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, друг другу руки?” Он ответил: “Да”»1.
Учитывая сказанное, нам становится ясным, что приветствие и рукопожатие являются универсальными инструментами, благодаря которым можно проникнуть в сердца других людей. Это дает возможность людям слабым и больным ощутить чувство близости, сплачивает сердца. К тому же приветствие является Сунной, а отвечать на него обязательно. Более того, приветствие является долгом мусульман по отношению друг к другу. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Долгом мусульманина в отношении его брата является пять вещей: ответ на приветствие, ташмит2 чихнувшего, принятие приглашения, посещение больного и провожание похорон»3.
Таким образом, мы видим, что ислам призывает не просто к произнесению слов приветствия, а к распространению их. Распространение приветствия означает его обнаружение, разглашение и распространение среди людей4.
Шестое: по-доброму относиться к инвалиду и закрывать глаза на недостатки при совместном проживании.Мусульманин, проживающий вместе с инвалидами и находящийся с ними в постоянном контакте, должен по-доброму сожительствовать с ними: проявлять к ним мягкость, доброту, закрывать глаза на некоторые их недостатки, например оплошности, которые они совершают непреднамеренно. Он не должен замечать отсутствия признательности за заботу о них, поскольку некоторые из них могут этого не осознавать, в особенности, страдающие тяжелыми формами инвалидности. Педагоги и те, кто взаимодействует с данной социальной группой, должны по-доброму с ними сожительствовать и работать над исправлением их ошибок постепенно, поскольку некоторые из них приходят к осознанию всей пагубности совершенного ими только после того, как событие или действие произойдут.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял скромность и терпение, сносил трудности и тяготы ради людей слабых и бедняков. Сообщается со слов Анаса, что однажды какая-то нездорового ума женщина сказала: «О Посланник Аллаха, у меня к тебе есть одно дело». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О мать такого-то, подожди меня на той улице, которой пожелаешь, и я отвечу на твой вопрос». Когда же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказался с ней на улице, он удовлетворил ее просьбу»1. Взгляните на то, насколько Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был к людям доброжелателен. Мусульманину также следует вооружиться этим нравом при общении с людьми больными, страдающими хроническими недугами и слабыми. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «приходил к беспомощным мусульманам, посещал их, навещал больных, участвовал в похоронах»2.
Исследователь советует всем тем, кто вовлечен в работу с инвалидами, особенно лицам, занимающимся их образованием и оказанием им других различных услуг, использовать при повествовании о достижениях и выполненных работах такие обороты, как: «Мы сделали то-то и то-то», «Мы достигли таких-то и таких-то результатов». Поскольку такого рода риторический прием обладает определенным психологическим и воспитательным воздействием на инвалида в отличие от произнесения таких слов как: «Я сделал», «Я совершил», «Я добился». Ибо подобного рода лексика заставит инвалида ощущать неудачу и бессилие, и как следствие, он будет смотреть на себя, как на человека второго сорта, что приведет к отчаянию, провалу, агрессивности или бегству из среды, в которой он живет, либо ко всем этим отрицательным актам поведения одновременно.
Полагаю, что использование подобного рода фраз поможет инвалиду преодолевать кризисы и трудности, которые встречаются на его пути, выстаивать перед ними и взаимодействовать со своей социальной средой, давшей ему ощутить принятие и любовь.
Седьмое: облегчать жизнь инвалиду и избегать осложнений.Если придерживаться простоты и избегать осложнений является требованием, обращенным ко всем людям, а практическое воплощение этого – пророческим этикетом, то реализация этого требования в работе с инвалидами обязательна и необходима в еще большей степени. «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являл собой наивысший пример простоты в общении с людьми и избегании осложнений»3. О себе он сказал: «Аллах не отправил меня обременять людям и выискивать их недостатки, а послал обучать и облегчать»1. Облегчение является одним из основополагающих принципов ислама, а также одним из правил шариата, в соответствии с которым необходимо избегать затруднений.
Исходя из этого, чем больше во взаимодействии с людьми будет присутствовать простота, тем в большей степени это будет располагать к довольству Аллаха. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Если ты окажешься в раздумьях относительно выбора одного из двух, то наиболее близким к истине станет наиболее легкое в соответствии со словами Всевышнего: “Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения”2, а также потому, что наша религия основана на избавлении от тягот3». «Поистине, религия – это легкость»4.
Вышеизложенное подводит к тому, что в поведении лиц, работающих с инвалидами и занимающихся их реабилитацией, требуется присутствие таких качеств как простота, легкость, снисходительность. Также им следует избегать отягощения инвалидов, поскольку это идет вразрез с целями, которые преследует шариат. Всякая цель, противоречащая целям шариата, является ложной5.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благовестил об избавлении от огня тех, которые в своем общении с людьми придерживаются простоты и стремятся избавить их от неудобств и тягот: «Запретен для огня всякий простой, мягкий, легкий и близкий к людям человек»6.
Восьмое: работать во благо инвалидов.Всякий раз, когда инвалид будет ощущать, что члены общества или те, кто окружает его и взаимодействует с ним, стремятся принести ему пользу и благо, это будет воздействовать на его поведение, взаимодействие и психологическое здоровье. Более того, станет стимулом к отдаче и деятельности. Учитывая это, всем тем, кто работает с инвалидами, необходимо стремиться приносить им пользу и давать почувствовать, что они трудятся ради их блага, желают им добра, успеха и счастья в обоих мирах.
Нет сомнений в том, что чертой, отличающей мусульман от представителей других сообществ, является стремление к тому, чтобы их личное благо распространялось также и на других, как сильных, так и слабых, детей и взрослых. И делают они это, следуя наставлению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто сможет чем-либо помочь своему брату, пусть сделает это»1.
Данный способ взаимодействия не должен вызывать удивления, поскольку «мусульман по своей сути должен стремиться к предоставлению помощи тому, кто в ней нуждается; совета тому, кто не знает; скорейшей пользы тому, кто ее заслуживает. Одним из наставлений Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, данных Абу Барзе, когда тот пришел к нему и сказал: “О Посланник Аллаха, научи меня тому, благодаря чему Всеблагой и Всевышний Аллах окажет мне пользу”, было: “Посмотри, что доставляет людям неудобство, и удали это с их пути”»2.3
Таким образом, нам становится ясным, какое большое значение имеет использование данного метода при работе с инвалидами. Они нуждаются как в материальной, так и в моральной помощи, которая будет способствовать укреплению в них положительного отношения к обществу, увеличивать представления о добре. Она даст им возможность ощущать себя частью общества, будет способствовать господству в их среде благочестия, добродетели; их чувства и реальность покинут негативные эмоции и трудности, отчаяние и безнадежность.
На важность этого метода указывает то, что его эффектом является достижение любви Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым любимым из людей Аллаху является самый полезный из них»4.
Девятое: давать возможность инвалидам ощутить исламское братства.Реализация принципа исламского братства является одним из прав мусульман в отношении друг к другу. Именно поэтому необходимо, чтобы эта Кораническая мораль господствовала в обществе.
Всевышний сказал:
«Поистине, верующие – братья»5.
Религиозное братство необходимо актуализировать в большей степени в среде людей слабых, чтобы они ощущали величие ислама, сплоченность общества; чтобы между здоровыми людьми и инвалидами царили доброжелательные и братские отношения. Забота об инвалидах, оказание им помощи, посещение в случае болезни, искреннее к ним отношение и указание на то, в чем для них польза, утешение в случаях возникновения неприятностей – все это является одним из проявлений братства и ее требований.
Одним из примеров практического воплощения данного метода со стороны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было то, что к своим наставлениям он добавлял: «Будьте, рабы Аллаха, братьями»1.Ал-Куртуби значение слова «братство», упоминаемое в хадисе, объясняет так: «совершайте то, благодаря чему вы станете подобны братьям по крови в сострадании, милосердии, сочувствии, помощи и искреннем совете»2.
Практическая реализация данного принципа в среде инвалидов положительным образом отразится на их жизнедеятельности и поведении, будет способствовать единению сердец, наполнять их постоянным чувством любви.
Десятое: работать по оказанию помощи инвалидам.Оказание помощи инвалидам в случае, если они в таковой нуждаются, является одним из отличительных черт мусульманского общества. Человек не в состоянии обойтись без помощи со стороны. Ведь какими бы возможностями и способностями не обладал индивид, он всегда будет нуждаться в других людях. Это является свидетельством его слабости, бессилия и неспособности обойтись без окружающей его социальной среды. Все это подчеркивает потребность инвалидов в помощи и содействии. Все это подчеркивает потребность инвалидов в помощи и содействии. По этой причине в исламском воспитании делается акцент на образ поведения человека, в основе которого лежат содействие и взаимопомощь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто избавит мусульманина от одной из бед этого мира, того Аллах избавит от одного из бед Судного дня... тот, кто покроет мусульманина, того покроет Аллах в этой жизни и последней. Аллах будет проявлять заботу о Своем рабе до тех пор, пока тот будет проявлять заботу о своем брате-мусульманине»3.
Таким образом, нам становится ясно, что здоровый человек не может обойтись без содействия со стороны членов своего общества. К инвалидам же это относится в большей степени, учитывая их слабость и бессилие.
Одиннадцатое: прививать инвалидам покорность воле Аллаха и довольство предначертанным Всевышним.Людей, как здоровых, так и инвалидов, следует воспитывать на покорности воле Аллаха и довольстве тем, что Он – Всемогущий и Великий – предписал: «... и нaм вeлeнo покоритьcя Гocпoдy миpoв»1, т.е. подчиниться для исполнения того, что повелел Всевышний Аллах, и смириться перед предначертанным Им2. Ибо человек подвержен испытаниям.
Всевышний сказал:
«Mы непременно иcпытaeм вac кoe-чeм из cтpaxa, гoлoдa, нeдocтaткa в имyщecтвe, дyшax и плoдax. Обpaдyй же тepпeливыx, кoтopыe, кoгдa иx пocтигаeт бeдcтвиe, гoвopят: “Пoиcтинe, мы пpинaдлeжим Aллaxy, и к Нeмy вернемся”. Это – тe, кoтopым блaгocлoвeния oт иx Гocпoдa и милocть, и oни следуют прямым пyтeм»3.
Важность этого метода проявляется в том, что «не поручение человеком своих дел Тому, в Чьих руках находится ход вещей, порождает у людей в общем и у инвалидов в частности психические и нервные стрессы, ослабление иммунитета, что провоцирует возникновение болезней»4. Вера в то, что постигает человека, является предрешенным, как об этом говорится в хадисе, переданном со слов Джабира, да будет доволен им Аллах: «То, что было предрешено человеку, неизбежно случится»5, сохранит человека от подобного рода психологических ситуаций, которые могут усугубить инвалидность. Знание же того, что все происходящее является предрешенным и принятие этого, сохранит человека. Вера в судьбу позволит человеку пребывать в спокойствии, довольстве и являть смиренность перед Аллахом.
Всевышний сказал: «Cкaжи: “Bce – oт Aллaxa”»6.
Воспитание на вере в судьбу позволит членам семьи приспособиться к инвалидности, какую бы форму и степень она не имела, что заставит их по-доброму относиться к инвалиду, и он ощутит с их стороны любовь и милосердие; они будут оказывать ему любую помощь, в которой он будет нуждаться. Но самое важное: благодарность, восхваление и прославление Всемогущего и Великого Аллаха с их стороны, в надежде на получение награды и воздаяния за проявляемое терпение.
Всевышний Аллах сказал:
«Но если вы проявите терпение, то это – лучше для терпеливых»7.