Некоторые педагогические приемы взаимодействия с инвалидами

Введение

В процессе взаимодействия с инвалидами необходимо придерживаться ряда различных педагогических приемов с учетом их психологических, физических и интеллектуальных особенностей; способностей и возможностей, которыми они обладают; вида и степени инвалидности, болезни либо недуга. Не вызывает сомнений, что все вышеперечисленные факторы требуют специального взаимодействия. Ниже будут приведены некоторые педагогические приемы, а также наставления и рекомендации общего характера, которых следует придерживаться в процессе взаимодействия с инвалидами, равно как в семейной, учебной, профессиональной так и медицинской среде. Доброе отношение и применение соответствующих воспитательных методов позволят достичь положительных результатов, благодаря которым инвалиды смогут обрести чувство уверенности и покоя, интегрироваться в общество и не чувствовать себя чужими. Последнее может привести к замкнутости, депрессии или ощущению собственной неполноценности, что имеет отрицательные психологические последствия, которые могут сделать инвалида бесполезным и праздным членом общества. Поскольку некоторые угнетающие ситуации, возникающие при взаимодействии с инвалидом, воздействуют на его психику. Исламский метод воспитания призывает к созданию такой атмосферы для инвалидов, в которой они стали бы позитивными, настроенными на принятие и готовыми к взаимодействию. Ниже исследователь приведет некоторые, по его мнению, необходимые педагогические приемы, которых следует придерживаться при взаимодействии с инвалидами, чтобы те пребывали в полном психологическом здравии; смотрели на мир с оптимизмом и любовью; твердо, без волнений, без чувства отчаяния переносили встречающиеся им преграды, проблемы и трудности; не прибегали для разрешения своих проблем к таким неприемлемым способам как агрессивность, гнев; не замыкались бы в себе от страха перед обществом; были избавлены от тревоги, которая является одним из самых разрушительных по воздействию на психологическое здоровье переживаний.

Первое: удовлетворять потребности инвалида.У человека есть множество разнообразных потребностей, к реализации которых он всегда стремится и желает их удовлетворить, ибо такова его природа. Эти потребности испытывают все, а не только здоровые люди, и в первую очередь инвалиды.

В связи с этим в процессе работы и взаимодействия с инвалидами необходимо уделять внимание их нуждам и удовлетворять их. Чем в большей степени лица, занимающиеся уходом за инвалидами, их воспитанием, реабилитацией и обучением, будут удовлетворять эти потребности, заботиться о них, взаимодействовать с ними, тем в большей степени успешным окажется наставление и адаптация. Более того, у инвалидов возрастет стимул к взаимодействию и приспособлению к обществу. Поскольку тот, кому удастся удовлетворить нужду инвалида, получит доступ к его сердцу, пленит его благодаря своей добродетели и сможет войти с ним в контакт.

Если же эти нужды будут игнорироваться, то результатом станет уменьшение мотивации, ухудшение психологического здоровья и, как следствие, ослабление результата в деле руководства, педагогического наставления и полной реабилитации. Ниже мы упомянем некоторые потребности инвалидов, с тем чтобы обратить внимания на важность их осознания и действий по их удовлетворению со стороны семьи, школы и общества, а также всех тех, кто занимается заботой об инвалидах в обществе.

Потребности физиологические (телесные).

Это те необходимые потребности, которые обеспечивают человеку его существование. Их удовлетворение является первичным для людей в общем и инвалидов в частности, ибо их неудовлетворение подвергнет человека гибели и тем негативным последствиям, которые могут привести к летальному исходу.

Ни один человек не может обойтись без удовлетворения этих потребностей: они являются первичными, а не вторичными. На педагогов, родителей и общество возлагается обязанность по удовлетворению этих потребностей инвалида и облегчению этого, если он окажется не в состоянии удовлетворять их самостоятельно. К числу такого рода нужд относятся:

· принятие пищи;

· отдых;

· отправление нужды;

· удовлетворение полового инстинкта;

· сон.

На важность этих нужд указывает то, что запоздалое их удовлетворение может привести к нарушению жизненного процесса инвалида. Эти нужды «коренятся в нем и появляются постепенно. После рождения он испытывает телесные потребности и начинает дышать, затем кормиться молоком, затем пить и есть, также спать, отдыхать, отправлять нужду»1. Эти первичные потребности должны удовлетворяться в первую очередь. Человек, не удовлетворивший эти нужды, не будет способен думать об использовании своих способностей и возможностей.

Потребности психологические и воспитательные.

Эти потребности по важности следуют за физиологическими проблемами. Они представляют собой «духовные потребности, в которых нуждается человек, чтобы сохранить свое психологическое существование. Это означает то, что их связь с психологическим строением крепче, чем связь со строением физиологическим»2.

Данный вид потребностей может иметь различные проявления. Ниже исследователь приведет некоторые из них, с тем чтобы разъяснить их важность и необходимость в деле воспитания и ухода за инвалидами, поскольку они непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. Их также необходимо понимать всем тем, кто занимается руководством, наставлением и лечением людей здоровых вообще и инвалидов в частности. Вот некоторые примеры воспитательных психологических потребностей:

Потребность в безопасности.Замечено, что человек всегда испытывает страх от неизведанного, желает уверенности в своем сегодняшнем и завтрашнем дне, в будущем. Эти чувства особенно сильно проявляются у инвалидов, которые ощущают слабость, бессилие и, как следствие, нуждаются в большей защите и внимании со стороны окружающего их общества, к которому они могли бы прибегнуть и обратиться за помощью в случае опасения чего-либо, по той причине, что здоровье в некоторых случаях не позволяет им постоять за себя либо знать о местах, где сокрыта опасность. В связи с этим на лиц, занимающимся защитой и воспитанием инвалидов, возлагается обязанность вселить в инвалида чувство безопасности. Этого также можно достичь посредством удовлетворения его потребности в поклонении и совершении благих дел, общения с праведными приятелями, избавления от тревожных мыслей, связанных со страхом за жизнь, средства существования, от возможной опасности, исходящей от других. По этой причине инвалиды должны ощущать, что окружающая их среда трудится им во благо, что она доброжелательна и сочувственна к ним. В случае неудовлетворения этой потребности, инвалид может стать агрессивным или негативно настроенным и не будет стремиться исправлять ошибки.

Потребность в любви и сочувствии.Эта потребность является одной из врожденных потребностей человека. Желание быть любимым и понятым другими оказывает свое воздействие на поведение инвалида. Он ощущает потребность в этом в глубине своей души, желает быть любимым другими, предметом их заботы и сочувствия, и отвечать им взаимностью. Важность этой потребности для инвалида заключается в том, что она представляет собой духовную пищу, которую можно сопоставить с пищей для тела. Ее удовлетворение дает инвалиду ощущение тепла человеческих отношений. Учитывая это, окружающее инвалида общество должно обеспечивать его духовной пищей, чтобы не нарушалось его психологическое, интеллектуальное и нравственное здоровье. Инвалид по своей сути любит окружающих и желает, чтобы они отвечали ему тем же. Вероятно, первое, что следует удовлетворять из этой потребности, – это дать инвалиду ощущение того, что Аллах любит его. Удостоиться же любви Всевышнего возможно через следование Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует:

«Cкaжи: “Ecли вы любитe Aллaxa, тo cлeдyйтe зa мнoй, и тогда возлюбит вac Aллax и пpocтит вaм вaши гpexи”…»1.

Потребность в уважении, принятии и почтении.Человеку свойственно стремление быть уважаемым, принятым и почитаемым. Ему неугодно являться предметом унижения и презрения со стороны кого бы то ни было при любых обстоятельствах. Инвалид, несмотря на свою слабость, бессилие и неполноценность относительно других, испытывает те же самые чувства, что полноценный человек. «Мнение педагога о воспитуемом обладает сильным воздействием на его личность. Много из своих отношений человек строит исходя из преобладающего о нем мнения»2. Так, если мнение педагога будет отрицательным, это отразиться на его поведении; если оно будет положительным, то породит поведение положительное. Таким образом, инвалид не смирится с униженностью, а будет стремиться к собственному человеческому достоинству, желать уважения, принятия и почитания. Он будет прикладывать все имеющиеся в нем таланты, способности и силы ради достижения уважения, принятия и почитания со стороны окружающей его социальной среды. Если же он этого не получит, то лишение этой потребности приведет к отрицательным разрушительным результатам.

Исходя из этого педагоги и те, кто взаимодействует с инвалидами, должны заботиться об этих чувствах инвалидов и стимулировать их, давая им возможность услышать слова похвалы в свой адрес и выражения благодарности за достижения, пусть даже небольшие. Они должны поощрять их за это и разъяснять им то, что они обладают различными способностями, которые позволяют им выполнять больше действий, выражать больше мнений и достигать большего.

Игнорирование этой потребности или ее неудовлетворение приводит инвалида к самопрезрению и ощущению себя человеком второго сорта. Инвалид может потерять уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, более того, подвергнуться гнетущим наущениям, возникающим вследствие этой неуверенности, постоянного разочарования со стороны общества, а также по причине черствости окружающей его среды1.

Потребность в образовании. Выше мы разъяснили, что просвещение и знание, особенно религиозное, является правом каждого мусульманина. Поскольку каждый человек, будь то инвалид или полноценный человек, испытывают острую потребность в просвещении, понимании и в том, чтобы больше узнавать о культуре. Если человек полноценный обладает возможностью получать знания в любом месте, где они есть, то инвалиды в этом отношении ограничены. Долгом людей, окружающих инвалидов, является удовлетворять эту потребность в образовании через предоставление возможности получать его посредством использования различных облегченных средств обучения и разъяснения: чтения, слушания, наблюдения, учебы в общих и специальных образовательных учреждениях, либо посредством других подходящих и доступных средств.

Наши рекомендации