Особенности фонематической системы.
Часто (но НЕ младший дошкольный возраст) обладают относительно полным набором фонем способностью произносить все или больше звуков, но нарушен выбор должных фонем и установления порядка их следствия в слове преобладают
1.замены
2.пропуски
3.перестановки звуков
имеют НЕ постоянный и разнообразный характер. В одних словах правильно, в других заменяет, пропускает, переставляет. Замена многих звуков имеет вариативный характер.
1.тип слога
2.слоговая структура всего слова длина слова
3.влияние ударения на выбор фонем
Таким образом:правильное или неправильное произношение звука М.А. часто зависит от множества контекстуальных условий, в которых находится звук.
Клиницистыотмечают, что замена звуков при М.А. чаще встречается в словах, изолированно правильно. затрудняется выбрать нужную артикулему вследствие, замены, пропуска.
27. Нейропсихологический и психолингвистический подходы к оценкесенсорной алалии. Речевая и неречевая симптоматика сенсорной алалии.
Нарушение формирования импрессивной речи, обусловленное недостаточностью центрального отдела речеслухового анализатора вследствие, органического поражения височной доли доминантного полушария, в до речевой период развития. У ребенка с С.А. достаточный для развития речи слух и первосохранен интеллект.
Симптоматика С.А.
Неречевая
Неврологическая симптоматика
Индивидуальна по проявлениям и по степени выраженности
1.возможны ММД, наличие церебрастении
2.неврозоподобного синдрома
3.двигательные расстройства НЕ характерны ( за исключением смешанной формы С.М.А.)
Ведущий синдром С.А.слуховая агнозия. Проявляется в нарушении фонематического слуха (степень выраженности различна) Н.Н.Трауготтопределяет С.А. , как специальную форму нейросенсорной тугоухости на самом высоком уровне,т.е. обусловлено поражением слуховой зоны коры Г.М.Она выделила ведущий неврологический синдром С.А. ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ АКУЛАТИЯ– нарушение образования условных рефлексов на звуки.особенности функционирования у детей с С.А. речеслухового анализатора есть некоторое снижение слуха, но НЕ столь значительное, чтобы НЕ воспроизводить речь.
Речеслуховой анализатор характеризует
1.Резкую истощаемость, запредельное торможение при воспроизведении слухового материала
2.Большую НЕ устойчивость слуховых порогов:
- громкость одинаково (то слышит, то нет)
- слышит тихую, но НЕ слышит громкую
- трудность образования рефлексов на звуковые раздражители «в отличии от зрительных и двигательных» (замыкательная акупатия)
3. Возможна гиперакупатия (повышенная чувствительность к звукам обычно НЕ воспроизводимых окружающими – шуршание бумаги (возникает у детей крик, плач))
4. восприятие речи С.А. может зависеть:
- от эмоционального состояния ребенка
- от собеседника
- от времени суток (утром К.Г.М. продуктивна)
Чтобы привлечь внимание Необходимо
1.попасть в его поле зрения
2.повернуть к себе лицом
3.дотронуться до него
П психопатологическая симптоматика
отклонениеот нормы в развитии и функционировании психических функций, деятельности, эмоционально – волевой сферы.отставание в формировании высших форм восприятия. позже чем в норме формируется
А) произвольное внимание характеризуется
6.неустойчивостью
7.слабостью концентрации
8.низким объемом
9.быстрой истощаемостью
10.особенно неполноценно к речи
Б) память
4.недостаточным объемом
5.неустойчивостью сохранения и неточным воспроизведением
6. особенно страдает слухоречевая память
В) интеллектуальное развитиеограничено состоянием речи. Неполноценность общения обуславливает недостаточный запас сведений об окружающем.. интеллект имеет особенности
6.конкретность мышления
7.примитивизм
8.пробелы в знаниях
9.не усвоение понятий
10.позднее формирование вербально – логического мышления
имеют вторичный характер. Иначе интеллектуально сохранны, следует учитывать, интеллектуальная недостаточность усугубляется при
1.повышенной утомляемостью
2низкой работоспособностью
3.недостаточным вниманием
Некоторая интеллектуальная недостаточность резко отличается от умственной отсталости при олигофрении
1.не страдает познавательный интерес
- живой взгляд
- играют (пытаются)
- восполняют речевую недостаточность мимикой, жестами
- способен к аналитико – синтетической деятельности
2. имеет порциальный характер(частичный), а НЕ диффузный, как при умственной отсталости, НЕ наблюдается равномерное снижение, как при олигофрении
3. по мере развития речипостепенно сглаживается, а у умственно отсталых нет
А.Н.Корневвыделяет 2 варианта алалии
1. не осложненный (ОНР)
2. осложненный (интеллекта– нижняя граница нормы, с выраженным отставанием интеллектуального развития, с пониженной психической активностью, тупоподвижным мышлением)
В силу замедленного формирования вербально – логического мышления, позднее и неравномерно формируется способность к учебной деятельности.
Г) эмоционально – волевая сфераимеет особенности, как реакция на речевую недостаточность развивается:
8.невротическое состояние
9.излишняя стеснительность
10.замкнутость
11.неуверенность в себе
12.повышенная раздражительность
13.капризность
14.обидчивость
А.Н. Корнев. с НЕ осложненным вариантом М.А. наблюдаются черты характера:
1. легкомысленность
2. беспечность
3. неадекватная веселость
4. смена настроения (смех, на плачь)
Их характеризует
8.контактность
9.доброжелательное отношение к окружающим
10.истощаемы в любой деятельности
11.отсутствует самокритика
12.не понимают запретов
13.интерес к игре
14.ведомые
при осложненном варианте
6.снижена эмоциональная реакция
7.часто плохое настроение
8.угрюмы
9.агрессивны
10.неконтактны.
с С.А. особенновыражено нарушения формирования
1. слухового восприятия
2. внимания (имеет мерцающий характер, то есть , то нет)
3. резко нарушено развитие речеслуховой памяти
4. вторичная интеллектуальна НЕ достаточность грубее, чем при М.А.
Поэтому диагностируем:
1.от у/о
2.от у/о + тугоухость
3.д. аутизм
РЕЧЕВАЯ
Ведущая симптоматикаНЕ развитиеИмпрессивной и Экспрессивной речи.
В отличииот М.А. при С.А. НЕТ большого расхождения в состоянии экспрессивной и импрессивной речи, зато есть резкое расхождение между степенью снижения слуха (незначительно) и выраженным НЕ до развитием речи.
Характерные речевые симптомы С.А.
1.эхолалия – воспроизведение услышанной речи без понимания, может быть отраженная эхолалия
2.вербализм – произношение отдельных слов без соотношениия со смыслом
3.контаминация – соединение частей разных слов в одно (красная смородина -> крародина)
Импрессивная речь На момент обследования уровень её развития может быть различен. Т.В.Костина выделила4 ступени нарушения импрессивной речи дошкольников с С.А.
Ступень
1. полное отсутствие понимания речи
2. нет реакции на звуки
3. НЕ прислушиваются
4. НЕ смотрит в лицо говорящему
5. экспрессивная речь отсутствует
6. НЕ понимает и НЕ использует жесты
П ступень
1. понимает отдельные слова, заученные ранее, связанные с повторяющейся ситуацией
2. знает имена близких, своё имя
3. в собственной речи эти слова НЕ использует
Ш ступень
1. понимает бытовые, ситуационные фразы
2. при понимании фраз опирается на лексическое значение слов, грамматические НЕ дифференцирует (род, число)
IV ступень
1.понимает развернутую речь
2.НЕ полноценность импрессивной речи проявляется в нарушении дифференцированных, акустически близких звуков, слов со сходной слоговой структурой, что может приводить к НЕ до пониманию смысла услышанного.
3.трудности при восприятии сложных, длинных синтаксических конструкций текста, что связано с низкой речеслуховой памятью, НЕ достаточной дифференциацией безударных флексий (окончание, последняя часть слова, изменяющаяся при склонении, спряжении) или др. морфем.
Экспрессивная речь
1.отличает её задержка и патология развития
2.она может быть представлена только ЭХОЛОЛИЕЙ и ВЕРБАЛИЗМОМ
3.начинает формироваться после того, как овладевает ИМПРЕССИВНОЙ речью
На момент ОБСЛЕДОВАНИЯ уровня развития экспрессивная речь может быть различна. В целом ХАРАКТЕРНО
1.НЕ достаточный словарный запас и трудности его пополнения
2.стойкий дефект звукопроизношения фонематического характера (замены, смешения, пропуски, искажения звукослоговой структуры слова) контаминация (при произношении соединений двух или более слов в одно белток = белок + желток)
3.Нарушение развития грамматического строя речи, так же как и в М.А. проявляется в аграмматизме (морфологическом, синтаксическом и т.д.), НО в ОТЛИЧИИ от М.А. НЕ кажется очень грубым. Возможно это связано с сохранным ритмика - интонационным строением речи.