Моторной алалии. Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии.

Моторная алалия – системное нарушение развития экспрессивной речи центрального органического характера, при котором наблюдается НЕ сформированность языковых операций, процесса порождения речевых высказываний, при относительно сохранных (семантических) и сенсомоторных операций.

М.А. патологическое состояние, характеризуется комплексной речевой симптоматикой:

1. клинической

2. неврологической

3. психологической

Неречевая симптоматика моторной алалии(клиническая)

обусловлена поражением Ц.Н.С.симптоматика имеет комплексный характер.

Характер синдрома в каждом конкретном случае зависит и всегда индивидуален.

1.локализации и тяжести поражения Г.М.

2.возраста ребенка

3.соматическим здоровьем

4.динамики развития

5.от интеллекта (окружение)

I неврологическая симптоматика

На момента обследования может иметь, как стертый, так и выраженный характер. Часто отмечается наличие пренатальной энцефалопатии – повреждение Г.М. в пренатальный, натальный период, травмы Г.М. кровоизлияние, асфиксия в раннем периоде (после родов) проявляются в симптомах ( судороги мышц лица, конечностей, угнетение безусловных рефлексов), в дальнейшем двигательные расстройства, эпилепсические припадки.

Могут наблюдаться у алаликов

1.отклонения со стороны рефлекторной сферы

2.двигательные расстройства

3.расстройство чувствительности (слуховая, зрительная, кожная, болевая)

4.вегетативные расстройства (слюнотечение, гиперемия (увеличенное кровенаполнения сосудов какого – либо органа или ткани) кожных и слизистых покровов, вазомоторные расстройства (изменение в распределении крови и кровенаполнении кожных сосудов на органической или психогенной почве) мочеиспускание)

Невропатологи могут отмечать наличие М.М.Д.

в раннем периоде расстройство сна, принятия пищи, плаксивость, психомоторное возбуждение

в старшем дошкольном возрасте расстройство психической активности, нарушение формирования В.П.Ф., отклонение в эмоционально – волевой сфере, трудности в формировании интеллектуальной деятельности

Микро - симптоматика свидетельствует об органическом поражении Ц.Н.С.

1.сглаженность носогубных складок

2.односторонний птоз (опущение верхнего века)

3.нарушение мышечного тонуса

4.нарушения, каких либо групп мышц по типу пирамидных и экстрапирамидных расстройств

Характерныедля М.А.неврологические симптомы

1.диспраксия

2.порциальная агнозия

Диспраксия(корковый отдел) нарушение произвольных движений к действию. Может затрагивать всю двигательную сферу ребенка, а может иметь избирательный характер (ручная, артикуляционная)

Примечание: наблюдается в структуре алалии диспраксии, а так же расстройства мышечного тонуса (спастичность= спазматичность (судорожный, имеющий характер спазм), паретичность(неподвижность мышц)). Это неврологические симптомыв структуре алалии, синдрома, механизма, как языкового расстройства НЕ объясняют.

Некоторые исследователи выделяют 2 типа детей с М.А.

1.двигательно – расторможенные

2.заторможенные

Примечание: среди алаликов ЧАЩЕ леворукие и амбидекстры(хорошо развиты обе руки)

Может наблюдаться

1. гипертензионный – гидроцефальный синдром в/черепного давления

2. церебрастенический синдром двигательных расстройств (нарушение тонуса, координации движения, легкие односторонние порезы, ручная и артикуляционная апраксия)

3. неврозоподобные в виде тиков мышц лица, энурезы

Агнозия

Расстройство узнавания при сохранной элементарной чувствительности.характерна

зрительная агнозия(характерна для М.А.)

1.в грубых случаях зрительная агнозия проявляется в невозможности зрительного узнавания предметов

2.в легких случаях возможна избирательная. Нарушение дифференциации предметов

- по форме, величине, цвете

- геометрические фигуры

- буквенная

- цифровая

- комбинированная

слуховая агнозия(характерна для сенсорной алалии)

1.в тяжелых случаях НЕ узнает НЕ речевые звуки, не видя предмет не может узнать по звуку. С.А. может затрагивать только речевые звуки.

2.в легких случаях С.А. может проявляться в нарушении дифференциации акустически близких согласных звуков

П психопатологическая симптоматика

отклонениеот нормы в развитии и функционировании психических функций, деятельности, эмоционально – волевой сферы.отставание в формировании высших форм восприятия. позже чем в норме формируется

А) произвольное внимание характеризуется

1.неустойчивостью

2.слабостью концентрации

3.низким объемом

4.быстрой истощаемостью

5.особенно неполноценно к речи

Б) память

1.недостаточным объемом

2.неустойчивостью сохранения и неточным воспроизведением

3. особенно страдает слухоречевая память

В) интеллектуальное развитиеограничено состоянием речи. Неполноценность общения обуславливает недостаточный запас сведений об окружающем.. интеллект имеет особенности

1.конкретность мышления

2.примитивизм

3.пробелы в знаниях

4.не усвоение понятий

5.позднее формирование вербально – логического мышления

имеют вторичный характер. Иначе интеллектуально сохранны, следует учитывать, интеллектуальная недостаточность усугубляется при

1.повышенной утомляемостью

2низкой работоспособностью

3.недостаточным вниманием

Некоторая интеллектуальная недостаточность резко отличается от умственной отсталости при олигофрении

1.не страдает познавательный интерес

- живой взгляд

- играют (пытаются)

- восполняют речевую недостаточность мимикой, жестами

- способен к аналитико – синтетической деятельности

2. имеет порциальный характер(частичный), а НЕ диффузный, как при умственной отсталости, НЕ наблюдается равномерное снижение, как при олигофрении

3. по мере развития речипостепенно сглаживается, а у умственно отсталых нет

А.Н.Корневвыделяет 2 варианта алалии

1. не осложненный (ОНР)

2. осложненный (интеллекта– нижняя граница нормы, с выраженным отставанием интеллектуального развития, с пониженной психической активностью, тупоподвижным мышлением)

В силу замедленного формирования вербально – логического мышления, позднее и неравномерно формируется способность к учебной деятельности.

Г) эмоционально – волевая сфераимеет особенности, как реакция на речевую недостаточность развивается:

1.невротическое состояние

2.излишняя стеснительность

3.замкнутость

4.неуверенность в себе

5.повышенная раздражительность

6.капризность

7.обидчивость

А.Н. Корнев. с НЕ осложненным вариантом М.А. наблюдаются черты характера:

1. легкомысленность

2. беспечность

3. неадекватная веселость

4. смена настроения (смех, на плачь)

Их характеризует

1.контактность

2.доброжелательное отношение к окружающим

3.истощаемы в любой деятельности

4.отсутствует самокритика

5.не понимают запретов

6.интерес к игре

7.ведомые

при осложненном варианте

1.снижена эмоциональная реакция

2.часто плохое настроение

3.угрюмы

4.агрессивны

5.неконтактны.

Речевая симптоматика

Левина Р.Е. отмечала проявления ОНР, речевое недоразвитие может колебаться от полного отсутствия речи или зачаточного её состояния до относительно развернутой речи с элементами лексика – грамматического, фонетика – фонематического недоразвития.

ею введено и используются сейчас понятие уровень речевого развития при ОНР

Уровень

1. отсутствие общеупотребительных форм речи

2. отсутствие словесных средств общения

П уровень

Начатки общеупотребительной речи. Начинает использовать фразу, в его активном словаре не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия…

Ш уровень

развернутая речь с элементами фонетика – фонематического и лексика - грамматического строя речи

Р.Е.Левина «в практике мы редко имеем дело с чистым выражением, какого – то определенного уровня. Чаще можно встретить переходное состояние, в котором сочетается черты нового уровня на ряду с ещё не изжиточными проявлениями предыдущего»

Наши рекомендации