Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
5.1. Место дисциплины в структуре ОПОП отражено в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.
Перечень развиваемых в дисциплине компетенций ОК – 15, ОПК – 4.
Описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.
5.2. Оценивание уровня сформированности компетенций ОК – 15, ОПК – 4 обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки – 49.03.02 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивное физическое воспитание).
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета |
«Зачтено» | - Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом. - Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы. - Все предусмотренные рабочей программой учебные задания выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки. |
«Не зачтено» | - Теоретическое содержание курса освоено частично. - Необходимые навыки работы не сформированы. - Большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками. |
При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена успеваемость обучающегося оценивается по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена |
«Отлично» | - Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко/ - Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы. - Все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно. |
«Хорошо» | - Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов. - Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы. - Все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями. |
«Удовлетворительно» | - Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера. - Необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы. - Большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки. |
«Неудовлетворительно» | - Теоретическое содержание курса освоено частично. - Необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них. - Большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов близким к минимуму. |
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности
5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации
№ п/п | Тема, контрольные вопросы |
1. | Тема 1: Введение в предмет «Анатомия». Общие вопросы остеоартрологии. |
1.1. Анатомия человека как наука, ее предмет, цели, задачи, методы. 1.2. Уровни структурной организации организма человека как целостной биологической системы. 1.3. Классификация костей. 1.4. Соединение костей: классификация соединений костей соответственно их строению и функциям. 1.5. Суставы: составные элементы; классификация суставов (по строению, форме, выполняемым функциям). 1.5. Общая анатомия скелета. | |
2. | Тема 2: Скелет туловища и верхних конечностей. |
2.1. Скелет туловища. 2.2. Скелет пояса верхней конечности. 2.3. Скелет свободной верхней конечности | |
3. | Тема 3: Скелет нижних конечностей. |
3.1. Скелет пояса нижней конечности. 3.2. Скелет свободной нижней конечности. 3.3. Соединение костей скелета нижней конечности. | |
4. | Тема 4: Скелет черепа. |
4.1. Отделы черепа и кости их составляющие. 4.2. Соединение костей черепа. 4.3. Полости черепа и контрфорсы. | |
5. | Тема 5: Общие вопросы миологии. |
5.1. Мышца как орган. 5.2. Вспомогательные аппараты мышц. 5.3. Классификация мышц. 5.4. Понятие об анатомическом и физиологическом поперечнике мышц. 5.5. Классификация положений и движений тела и его частей. 5.6. Анализ основных положений и движений тела человека. | |
6. | Тема 6: Мышцы торса, шеи, головы. |
6.1. Мышцы спины (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 6.2. Мышцы груди (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 6.3. Мышцы живота (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 6.4. Мышцы шеи (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). | |
Тема 7: Мышцы верхних конечностей. | |
7.1. Мышцы плечевого пояса (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 7.2. Мышцы и фасции плеча (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 7.3. Мышцы и фасции предплечья начало, место прикрепления и выполняемая функция). 7,4. мышцы кисти (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). | |
Тема 8: Мышцы нижних конечностей. | |
8.1. Мышцы таза (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 8.2. Мышцы бедра (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 8.3. Мышцы голени (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). 8.4. Мышцы стопы (их начало, место прикрепления и выполняемая функция). | |
Тема 9: Анатомия системы пищеварения и дыхания. | |
9.1. Классификация внутренних органов. 9.2. Пищеварительная система: значение для организма. 9.3. Анатомия ротовой полости. 9.4. Анатомия желудка. 9.5. Анатомия кишечника. 9.5. Анатимия печени. 9.6. Анатомия поджелудочной железы. 9.7. Дыхательная система: значение для организма. 9.8. Анатомия верхних дыхательных путей. 9.9. Анатомия трахеобронхиального дерева. 9.10. Анатомия легких. | |
Тема 10: Анатомия сердечно-сосудистой и иммунной систем. | |
10.1. Общая анатомия и функции сердечно-сосудистой системы. 10.2. Анатомия сердца. 10.3. Анатомия артерий большого круга кровообращения. 10.4 Анатомия вен большого круга кровообращения. 10.5. Анатомия малого круга кровообращения. 10.6. Лимфатическая система: значение и строение лимфатической системы. 10.7. Центральные и периферические органы иммунной системы. | |
Тема 11: Анатомия мочеполового аппарата и желез внутренней секреции. | |
11.1. Значение мочевыделительной системы. 11.2. Анатомия почек. 11.3. Анатомия органов мочевыведения. 11.4. Анатомия женских внутренних половых органов. 11.4. Анатомия мужских внутренних половых органов. 11.5. Анатомия желез внутренней секреции. | |
Тема 12: Анатомия центральной нервной системы. | |
12.1. Значение и строение нервной ткани. 12.2. Классификация нервной системы. 12.3. Анатомия спинного мозга. 12.4. Анатомия ствола головного мозга. 12.5. Анатомия Коры больших полушарий. | |
Тема 13: Анатомия периферической нервной системы. | |
13.1. Основные сплетения спинномозговых нервов. 13.2. Основные ветви шейного сплетения и зоны иннервации. 13.3. Основные ветви плечевого сплетения и зоны их иннервации. 13.4. Основные ветви поясничного сплетения и зоны их иннервации. 13.5. Основные ветви крестцового сплетения и зоны их иннервации. 13.5. Анатомия автономной нервной системы. 13.6. Анатомия черепно-мозговых нервов. | |
Тема 14: Анатомия сенсорных систем. | |
14.1. Анатомо-функциональная характеристика органа зрения. 14.2. Анатомо-функциональная характеристика органа слуха. 14.3. Анатомо-функциональная характеристика органа вестибулярного анализатора. |
5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации
5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации – тестовые задания, способствуют формированию компетенций ОК – 15, ОПК – 4.
Примерный перечень тестовых заданий:
Остеоартрология
Задание 1. Выберите правильный ответ.
В1 Структурной единицей кости является
1 – ацинус
2 – нефрон
3 – остеон
В2 Средняя часть трубчатой кости называется
1 – эпифиз
2 – диафиз
3 – метафиз
В3 Утолщенные концы трубчатой кости называются
1 – эпифиз
2 – диафиз
3 – метафиз
Задание 2. Дополнить.
В1 Костная система благодаря формированию костных вместилищ для головного мозга, органов чувств, и спинного мозга выполняет ________________ функцию.
В2. Костная система благодаря наличию специальных структур, уменьшающих и смягчающих сотрясения при движении выполняет _____________________ функцию.
В3 Костная система благодаря прикреплению к ней мягких тканей и многих органов выполняет __________________функцию.
Задание 3. Установите соответствие.
В 1
Количество позвонков | Отдел позвоночника |
1. 7 | 1. Копчиковый |
2. 3-5 | 2. Грудной |
3. 5 | 3. Шейный |
4. 12 | 4. Кресцовый |
5. 5 | 5. Поясничный |
В2.
Особенности позвонков | Отдел позвоночника |
1.Отверстие поперечного отростка. | 1. Копчиковый |
2.Поперечные отростки располагаются почти во фронтальной плоскости, остистые отростки плоские, короткие, с утолщенными концами. | 2. Грудной |
3. Наличие на заднебоковых поверхностях тела реберных ямок. | 3. Шейный |
4. Некоторые признаки позвонка сохранились только у первого позвонка. | 4. Кресцовый |
5. Состоит из 5 позвонков, сросшихся в одну кость. | 5. Поясничный |
В3.
Анатомические образования | Кость |
1. Ушковидная поверхность | 1.Грудина |
2. Мечевидный отросток | 2.Лопатка |
3. Клювовидный отросток | 3.Плечевая кость |
4. Венечная ямка | 4.Крестец |
5.Шиловидный отросток | 5.Лучевая кость |
Задание 4. Выберите несколько правильных ответов.
В1 У грудины выделяют части
1 – тело
2 - головка
3 – рукоятка
4 - мечевидный отросток
В2 Пояс верхней конечности образуют кости
1 - грудина
2 – ключица
3 – лопатка
4 - первое ребро.
В3 К поясу нижней конечности относятся
1 – крестец
2 - лобковая кость
3 - бедренная кость
4 - подвздошная кость
Задание 5. Выберите несколько правильных ответов.
В1 На проксимальном конце плечевой кости располагаются
1 - анатомическая шейка
2 - борозда локтевого нерва
3 – головка
4 - латеральный надмыщелок
В2 На дистальном конце бедренной кости располагаются
1 - межвертельный гребень
2 - медиальный надмыщелок
3 - головка
4 - подколенная поверхность
В3 На проксимальном конце большеберцовой кости располагаются
1 - медиальная лодыжка
2 - латеральный мыщелок
3 - межмыщелковое поле
4 - межмыщелковое возвышение
Задание 6. Выберите несколько правильных ответов.
В1. Проксимальный ряд запястья составляют кости
1 – трехгранная
2 – головчатая
3- гороховидная
4 – полулунная
В2. Дистальный ряд запястья составляют кости
1 - полулунная
2 – крючковидная
3 – трапецевидная
4 – ладьевидная
В3 Дистальный ряд предплюсны образуют кости
1 - медиальная клиновидная кость
2 - ладьевидная кость
3 – таранная кость
4 - кубовидная кость
Задание 7 Выберите несколько правильных ответов.
В1 В образовании латеральной стенки полости носа участвуют кости
1 - слезная кость
2 - решетчатая кость
3 - клиновидная кость
4 - верхняя челюсть
В2 В образовании костной перегородки носа участвуют
1 - носовая кость
2 - сошник
3 - слезная кость
4 - решетчатая кость
В3 В образовании твердого (костного) неба участвуют кости
1 - небная кость
2 - решетчатая кость
3 - верхняя челюсть
4 - клиновидная кость
Задание 8 Выберите несколько правильных ответов.
В 1 Воздухоносная полость имеется в костях.
1 - клиновидная кость
2 - затылочная кость
3 - решетчатая кость
4 - небная кость
В2 У лобной кости различают части
1 – чешуя
2 - тело
3 - глазничная часть
4 - решетчатая вырезка
В3 У затылочной кости выделяют анатомические образования (части)
1 - базилярная часть
2 - тело
3 - подъязычный канал
4 - борозда поперечного синуса
Задание 9 Установите соответствие
В1
Анатомические образования | Кость |
1. Турецкое седло | 1.Нижняя челюсть |
2. Клыковая (собачья) ямка | 2.Височная кость |
3. Пирамида | 3.Решетчатая кость |
4. Перпендикулярная пластинка | 4.Затылочная кость |
5.Верхняя выйная линия | 5.Клиновидная кость |
В2
Анатомические образования | Кость |
1. Глоточный бугорок | 1. Височная кость |
2. Овальное отверстие | 2.Лобная кость |
3. Сосцевидный отросток | 3. Затылочная кость |
4. Слепое отверстие | 4. Клиновидная кость |
5.Глазничная пластинка | 5. Решетчатая кость |
В2
Анатомические образования | Кость |
1. Петушиный гребень | 1. Височная кость |
2. Шиловидный отросток | 2. Верхняя челюсть |
3. Малое крыло | 3. Затылочная кость |
4. Скат | 4. Клиновидная кость |
5.Подглазничное отверстие | 5. Решетчатая кость |
Задание 10 Дополните.
В1 К непарным костям, принимающим участие в образовании мозгового черепа относятся: затылочная, клиновидная, лобная и __________________кости.
В2 К парным костям, принимающим участие в образовании мозгового черепа относятся: височная и _____________ кости.
В3 К парным костям, принимающим участие в образовании лицевого черепа относятся: верхняя челюсть, скуловая, слезная, нижняя носовая раковина, носовая и __________________ кости.
Задание 11 Дополните.
В1 Наука о соединении костей называется _______________.
В2 Учение о костях называется __________________.
В3 Учение о мышцах называется ________________.
Задание 12 Дополните.
В1 Хрящевые соединения называются _______________.
В2 Соединения костей посредством связок и межкостных мембран называется ______________.
В3 Костные сращения называются ___________________.
Миология
Задание 1. Выберите несколько правильных ответов
В1. К функциям скелетных мышц относиться
1 - перемещение тела в пространстве
2 – участвуют в обмене веществ
3 – обеспечивают сохранение поз и положений тела
4 – организуют шагательный рефлекс
В2. К функциям скелетных мышц относиться
1- осуществляют дыхательные, глотательные движения, формируют мимику
2 - защищают находящиеся под ними внутренние органы, сосуды и нервы
3 – участвуют в поддержании сосудистого тонуса
4 – организуют чесательный рефлекс
В3 К функциям скелетных мышц относиться
1 - участвуют в регуляции работы вегетативных органов
2 - реализуют первичный анализ силы и качества раздражения
3 - участвуют в поддержании постоянства температуры тела
4 - являются компонентом двигательной сенсорной системы.
Задание 2. Выберите один правильный ответ
В1 Основным структурным элементом скелетной мышцы является
1 – остеон
2 – саркомер
3 – мышечное волокно
4 - эндомизий
В2 Проксимальная часть мышцы, или ее место начала называется
1 – хвост
2 – головка мышцы
3 – брюшко
4 – пучок
В3 Оболочка мышцы, образующая ее соединительнотканный чехол называется
1 – синовиальная сумка
2 – фасция
3 – фиброзные влагалища
4 - кожа
Задание 3. Дополните.
В1 Широкие и плоские сухожилия называются ________________________.
В2 Мясистая средняя часть мышцы называется _________________________.
В3 Место прикрепления мышцы называется _____________________.
Задание 4. Выберите один правильный вариант ответа.
В1. Мышцы, выполняющие движения вокруг вертикальной оси по ходу часовой стрелки называются
1 –супинаторы
2 – пронаторы
3 – констрикторы
4 – антагонисты
5 – синергисты
В2. Мышцы, действующие в одном направлении называются
1 – супинаторы
2 – пронаторы
3 – констрикторы
4 – антагонисты
5 – синергисты
В3. Мышцы, выполняющие движения вокруг вертикальной оси против часовой стрелки называются
1 – супинаторы
2 – пронаторы
3 – констрикторы
4 – антагонисты
5 – синергисты
Задание 5 Установите соответствие.
В1.
Мышца | Функции |
1. Трапециевидная | 1. поднимает ребра |
2. Задняя верхняя зубчатая | 2. приводит руку к туловищу, поворачивает ее внутрь |
3.Широчайшая мышца спины | 3. участвует в разгибании позвоночника |
4. Остистая | 4. приближает лопатку к позвоночнику |
5 Задняя нижняя зубчатая | 5. опускает ребра |
В2
Мышца | Функции |
1. Большая грудная | 1. тянет реберные хрящи вниз, опускает ребра |
2. Подреберные | 2. поднимает ребра |
3. Передняя зубчатая | 3. опускает поднятую руку, пронирует и приводит ее к туловищу |
4. Наружные межреберные | 4. опускает ребра |
5. Поперечная мышца груди | 5. смещает лопатку вперед и латерально |
1. В3
Мышца | Функции |
1. Поперечная мышца живота | 1. удерживает туловище вертикально, и наклоняет в свою сторону |
2. Квадратная м. поясницы | 2. опускает ребра, поворачивает туловище в противоположную сторону, сгибает позвоночник |
3. Прямая м. живота | 3. натягивает белую линию живота |
4. Пирамидальная | 4. тянет ребра вниз, сгибает позвоночник |
5. Наружная косая мышца живота | 5. уменьшает размеры брюшной полости, сгибает туловище в свою сторону |
Задание 6. Выберите один правильный вариант ответа.
В1. Внутренняя косая мышца живота прикрепляется к
1 - паховой связке
2 - лобковой кости
3 - хрящам нижних ребер
4 - мечевидному отростку грудины
В2 Широчайшая мышца спины прикрепляется к
1 - медиальному краю лопатки
2 - гребню малого бугорка плечевой кости
3 - анатомической шейке плечевой кости
4 - гребню большого бугорка плечевой кости
В3 Место прикрепления большой ромбовидной мышцы
1 - углы 2-5 ребер
2 - тело плечевой кости
3 - медиальный край лопатки
4 - латеральный край лопатки
Задание 7. Выберите один правильный вариант ответа.
В1. Местом прикрепления нижней задней зубчатой мышцы является
1 - 6-8 ребра
2- 9-12 ребра
3 - гребень подвздошной кости
4 - нижний угол лопатки
В2 Подкожная мышца шеи выполняет функцию
1- предохраняет подкожные вены от сдавления
2 - опускает нижнюю челюсть
3 - поднимает угол рта
4 - тянет вверх грудную клетку
В3 Поперечные складки на лбу, образуются при сокращении
1 - мышца гордецов
2- круговая мышца глаза
3- мышца, сморщивающая бровь
4 - затылочно-лобная мышца
Задание 8 Выберите несколько правильных вариантов ответа
В1 В акте вдоха участвуют мышцы
1 - верхняя задняя зубчатая мышца
2 - передняя зубчатая мышца
3 - поперечная мышца груди
4 - наружные межреберные мышцы
В2 В акте дыхания участвуют мышцы
1 - верхняя задняя зубчатая мышца
2 - передняя лестничная мышца
3 - ременная мышца
4 - малая грудная мышца
В3 Антагонистами круговой мышцы рта являются
1 - мышца гордецов
2 - мышца, опускающая угол рта
3 - большая скуловая мышца
4 - мышца смеха
Спланхнология
Задание 1. Дополните.
В1. На границе между спинкой и корнем языка лежат ___________________сосочки
В2. По краям языка преимущественно располагаются _____________________сосочки
В3. На спинке языка преимущественно располагаются _____________________сосочки
Задание 2. Выберите один верный вариант ответа.
В1. Первые молочные зубы прорезываются в
1 - 2-3 месяца
2 - 5-7 месяцев
3 - 9-10 месяцев
4 - 2 года
В2. Смена зубов начинается обычно после
1 – 4 лет
2 – 6 лет
3 – 10 лет
4 – 12 лет
В3. Заканчивается смена зубов (за исключением зуба «мудрости») к
1 - 10 – 11 годам
2 - 12 – 14 годам
3 - 14 – 15 годам
4 – 15 – 16 годам
Задание 3. Установите соответствие.
В1.
Железа | Вырабатываемый секрет |
1. Околоушная железа | 1. серозно-слизистый секрет |
2. Подъязычная железа | 2. серозный богатый ферментами секрет |
3. Поднижнечелюстная железа | 3. слизь |
В2.
Разновидность зубов | Функция |
1. Клыки | 1. растирают и перемалывают пищу |
2. Резцы | 2. дробят пищу |
3. Коренные зубы | 3. захватывают и откусывают пищу |
В3
Мышцы языка | Функция |
1. подбородочно-язычная | 1. тянет язык вниз и вперед |
2. подъязычно-язычная | 2. тянет язык вверх, назад, в свою сторону |
3. шилоязычная | 3. смещает язык вниз и назад |
Задание 4. Выберите несколько вариантов ответа.
В1. Выделяют части желудка
1 – тело
2 - кардиальная часть
3 – дно
4 - привратниковая часть
В2. Мышечные пучки в мышечной оболочке желудка расположены в направлениях
1 - циркулярном (круговое)
2 – косом
3 – спиральном
4 – продольном
Задание 5. Установите последовательность.
В1. Расположите последовательно отделы тонкой кишки.
1 – подвздошная кишка
2 – двенадцатиперстная кишка
3 – тощая кишка
В2. Расположите последовательно отделы толстой кишки.
1 – ободочная кишка
2 – прямая кишка
3 – слепая кишка
В3. Расположите последовательно отделы ободочной кишки.
1 – поперечная ободочная кишка
2 – нисходящая ободочная кишка
3 – восходящая ободочная кишка
4 – сигмовидная ободочная кишка
Задание 6. Выберите несколько правильных вариантов ответа.
В1. На большом сосочке двенадцатиперстной кишки открываются протоки
1 - главный проток поджелудочной железы
2 - добавочный проток поджелудочной железы
3 - общий желчный проток
4 - общий печеночный проток
В2. Общий желчный проток образуют при слиянии
1 - пузырный проток
2 - правый печеночный проток
3 - левый печеночный проток
4 - общий печеночный проток
В3. В поджелудочной железе выделяют части
1 – головка
2 – шейка
3 – тело
4 хвост
Задание 7. Выберите один правильный вариант ответа.
В1. Структурно-функциональной единицей печени является
1 – долька
2 – гепатоцит
3 – доля
4 – сегмент
В2. Печеночная клетка называется
1 – долька
2 – гепатоцит
3 – доля
4 – сегмент
В3. Долька печени состоит из
1 – сегментов
2 – печеночных балок
3 – секторов
4 – долей
Задание 8. Выберите несколько правильных вариантов ответа.
В1. В состав нефрона входят
1 - капсула клубочка
2 - капиллярный клубочек почечного тельца
3 - собирательная трубочка
4 - дистальный извитой каналец
В2. В мочевом пузыре выделяют части
1 – верхушка
2 – шейка
3 – дно
4 – тело
В3. В лучистой части почки располагаются
1 - почечные тельца
2 - прямые почечные канальцы
3 - начальные отделы собирательных трубочек
4 - проксимальный извитой каналец
Задание 9. Дополните.
В1. __________________орган, образующий и выводящий мочу.
В2. Структурно-функциональной единицей почки является __________________
В3. Две – три большие почечные чашки образуют общую полость - _______________.
Задание 10. Установите последовательность.
В1. Расположите последовательно (сверху – вниз) отделы семявыносящего протока.
1 - канатиковая
2 – тазовая
3 – паховая
4 - яичковая
В2. Расположите последовательно отдел нефрона.
1 – проксимальный извитой каналец,
2 – почечное тельце
3 – дистальный извитой каналец.
4 – петля нефрона
В3. Расположите последовательно (сверху – вниз) отделы мужского мочеиспускательного канала.
1 – перепончатая часть
2 – губчатая часть
3 – предстательная часть
Задание 13. Дополните.
В1. __________________представляет собой кожно-мышечный мешок, в котором располагаются яички с придатками, а также нижние отделы семенных канатиков.
В2. _____________________________женская половая железа, в которой происходят развитие и созревание женских половых клеток, а также образование женских половых гормонов.
В3. _________________непарный полый орган грушевидной формы, предназначенный для вынашивания плода.
Задание 14. Дополните.
В1. ____________выстилает изнутри полости сердца, покрывает сосочковые мышцы и сухожильные хорды, образует клапаны сердца.
В2. ________________ образован сердечной поперечноисчерченной мышечной тканью — кардиомиоцитами, соединяющимися при помощи вставочных дисков.
В3. _________________покрывает снаружи миокард предсердий и желудочков, является висцеральным листком серозного перикарда.
Задание 15. Выберите один правильный вариант ответа.
В1. Большой круг кровообращения начинается в
1 – левом желудочке
2 – левом предсердии
3 – правом желудочке
4 – правом предсердии
В2. Малый круг кровообращения начинается в
1 – левом желудочке
2 – левом предсердии
3 – правом желудочке
4 – папляравом предсердии
В3. Большой круг кровообращения заканчивается в
1 – левом желудочке
2 – левом предсердии
3 – правом желудочке
4 – правом предсердии
5.3.2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета включают вопросы, требующие устного ответа.
- Анатомия как наука, ее место в ряду других биологических дисциплин. Методы анатомического исследования. Значение анатомии для тренеров и преподавателей физической культуры и спорта.
- Общее понятие о клетке, органе, системе органов, аппарате органов, организме.
- Виды тканей. Строение и функция эпителиальной и соединительной тканей.
- Виды тканей. Строение и функция мышечной ткани.
- Виды тканей. Строение и функция нервной ткани.
- Развитие организма. Этапы развития. Возрастная периодизация.
- Части, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения.
- Строение кости как органа. Строение длинных трубчатых костей. Химические и физические свойства костей.
- Классификация соединений костей (непрерывные, полупрерывные, прерывные соединения). Основные и вспомогательные элементы суставов.
- Позвоночный столб, его отделы. Общее строение позвонка. Особенности позвонков в различных отделах позвоночника. Соединения позвоночного столба.
- Грудная клетка. Строение грудины и ребер. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом,
- Кости мозгового и лицевого черепа. Соединения между костями черепа.
- Череп как целое. Контрфорсы черепа.
- Строение и соединения костей пояса верхней конечности.
- Строение и соединения костей свободной верхней конечности.
- Строение тазовой кости. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза.
- Строение и соединения костей свободной нижней конечности. Стопа как целое.
- Классификация и строение мышц. Вспомогательный аппарат мышц, его значение.
- Виды работы мышц. Факторы, влияющие на силу мышц. Состояние мышц. Мышечный тонус. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц.
- Мышцы и фасции спины.
- Мышцы и фасции груди и живота. Функциональное значение мышц брюшного пресса. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение.
- Мышцы и фасции пояса верхней конечности (плечевой пояс).
- Мышцы и фасции свободной части верхней конечности.
- Мышцы и фасции пояса нижних конечностей (тазовый пояс)
- Мышцы и фасции свободной нижней конечности.
- Мышцы и фасции шеи и головы.
- Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве. Центр тяжести, равновесие.
- Биодинамика внутренних органов при движении человека.
- Анатомический анализ положения «Гимнастический мост».
- Анатомический анализ положения «Стойка на кистях».
- Анатомический анализ положения «Угол в упоре на брусьях».
- Анатомический анализ положения «Вис на согнутых руках».
- Анатомический анализ положения «Вис на согнутых ногах».
- Анатомический анализ ходьбы.
- Анатомический анализ бега.
- Анатомический анализ одновременного одношажного хода.
5.3.2.3. Задания (экзаменационные билеты) промежуточной аттестации в форме экзамена включают вопросы, требующие устного ответа.
- Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы. Строение стенки полых внутренних органов.
- Общее строение системы пищеварения.
- Анатомия полости рта и глотки:
- Анатомия пищевода и желудка.
- Анатомия кишечника, отличия тонкой кишки от толстой.
- Анатомия желез системы пищеварения (топография, строение, общие функции).
- Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение.
- Анатомия носа и гортани.
- Строение, функции и проекция трахеи и бронхов.
- Внешнее и внутреннее строение легких. Особенности кровоснабжения легких. Понятие об средостение.
- Строение почек: внешнее строение, местоположение, внутреннее строение почки. Структура и функциональное значение нефрона.
- Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография, общие функции.
- Анатомия мужских половых органов (наружные и внутренние).
- Анатомия женских половых органов (наружные и внутренние). Понятие об овариально - менструальном цикле.
- Общая анатомия кровеносных сосудов, закономерности их расположения. Магистральные, экстраорганные и внутриорганные сосуды. Состав крови.
- Принципы строения лимфатической системы (капилляры, сосуды, стволы, протоки и узлы).
- Центральные и периферические органы иммунной системы. Селезенка: топография, строение, функция.
- Сердце: топография, строение камер и клапанного аппарата. Строение стенки сердца. Проводящая система сердца. Кровоснабжение сердца.
- Аорта, ее части и проекция. Области кровоснабжения. Сосуды малого круга кровообращения.
- Ветви дуги аорты: основные ветви и области кровоснабжения.
- Ветви грудной аорты: основные ветви, их ход и области кровоснабжения.
- Ветви брюшной аорты: основные ветви, их ход и области кровоснабжения.
- Анатомия системы верхней полой вены.
- Анатомия системы нижней полой вены.
- Нервная система и ее значение в организме. Классификация нервной системы, взаимосвязь ее отделов. Проводящие пути нервной системы. Рефлекторная дуга (соматическая, вегетативная).
- Строение спинного мозга: проекция, наружное и внутреннее строение. Оболочки и межоболочечные пространства спинного мозга.
- Строение ствола мозга: его части и общие функции.
- Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины. Микроскопическое строение коры полушарий головного мозга.
- Анатомия ядер основания мозга, обонятельного мозга и ретикулярной формации. Желудочки головного мозга: их месторасположение, строение, сообщения.
- Анатомия черепно-мозговых нервов: их ядра, основные ветви, область иннервации.
- Спинномозговые нервы, их формирование, ветви, образование сплетений их ветви и области иннервации.
- Общие принципы строения автономной нервной системы, характеристика отделов.
- Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека. Понятие об анализаторе: его части и назначение.
- Анатомия зрительного анализатора и вспомогательного аппарата глаза.
- Анатомия слухового анализатора и анализатора равновесия.
- Анатомия анализаторов вкуса и обоняния.
- Строение общего покрова тела и молочной железы.
- Характеристика желез внутренней секреции, их классификация, отличия системы желез внутренней секреции от системы желез внешней секреции.
5.3.5 Контрольная работа.
Содержание контрольной работы направлено на освоение студентом компетенции
ОК – 15. Студенту предлагается выполнить анализ статического положения и динамического упражнения.
План анатомического анализа статического упражнения.
1. Точное название положения тела человека и его частей;
2. Положение тела, его позу, взаимное расположение звеньев тела относительно друг друга;
3. Положение головы, кривизну позвоночного столба, угол наклона таза, углы сгибания в суставах конечностей;
4. Отношение тела к опоре и опорные звенья;
5. Степень устойчивости тела;
6. Характер равновесия;
7. Мышцы, несущие мах нагрузку, их состояние;
8. Тип дыхания, характер дыхания, причины изменения типа и характера дыхания;
9. Оценка статического положения с педагогической точек зрения. Вывод о пользе или вреде данного положения на здоровье человека, о целесообразности применения исследуемого статического положения (упражнения) в тренировочном процессе.
План анатомического анализа динамического упражнения.
1. Точное название упражнения.
2. Исходное и конечное положение тела и его частей.
3. Фазовый состав упражнения.
4. Движимые звенья тела, т. е. определяют, в каких суставах и какие движения происходят.
5. Условия равновесия и механизмы его сохранения, действие внешних и внутренних сил, оказывающих влияние на мышечные сокращения, направление действия движущих и тормозящих сил.
6. Внешние и внутренние силы, действующие в процессе выполнения движения.
7. Работающие мышцы и характер их работы.
8. Условия и тип дыхания, и условия, наиболее выгодные для вдоха и выдоха в разных фазах движения.
9. Оценка упражнения в целом, его роль в учебно-тренировочном процессе.
Темы для выполнения реферативного задания.
Анатомический анализ типичных положений тела человека:
- вис на прямых руках,
- вис на согнутых руках,
- вис на согнутых ногах,
- гимнастический «мост»,
- упора лежа спереди,
- упор лежа сзади,
- стойка на кистях,
- низкая стойка лыжника при спуске с горы,
- высокая стойка лыжника при спуске с горы,
- стойка баскетболиста,
- стойка волейболиста,
- стойка вратаря,
- упор на левом колене правую назад,
- полуприсед, руки на пояс,
- старт пловца,
- выпад правой, руки на пояс,
- упор стоя согнувшись,
- наклон с захватом,
- фронтальное равновесие, руки в стороны,
- равновесие на левой руки в стороны,
- равновесие в шпагате с захватом,
- равновесие на локте,
- горизонтальный вес спереди,
- горизонтальный вес сзади,
- вис сзади,
- упор присев,
- вис углом,
- вис согнувшись,
- вис прогнувшись сзади,
- стойка на плечах на параллельных брусьях,
- крест на кольцах,
- упор на руках согнувшись на параллельных брусьях,
- упор лежа боком на правой,
- стойка на лопатках,
- стойка на голове,
- гимнастический «мост» на предплечьях,
- «шпагат»,
- «шпагат» правой,
- положение низкого старта,
- положение высокого старта,
- положение старта с опорой на одну руку,
- положение натянутого лука,
- упор на правом колене, левая назад,
- поза свободного одноопорного скольжения.
Анатомический анализ типичных движений тела человека:
- ходьба,
- ходьба спиной вперед,
- ходьба в полуприседе,
- ходьба в приседе,
- ходьба выпадами,
- бег,
- бег с захлестыванием голени,
- бег с высоким подниманием бедра,
- прыжок в длину с места,
- одновременный бесшажный ход,
- одновременный одношажный ход,
- подъем «лесенкой»,
- подъем «елочкой»,
- попеременный двухшажный ход,
- коньковый ход,
- полуконьковый ход,
- переворот назад,
- переворот в сторону,
- кувырок вперед из упора присев,
- кувырок назад из упора присев,
- нижняя прямая подача мяча в волейболе,
- верхняя прямая подача мяча в волейболе,
- приседание,
- отжимание в упоре лежа,
- отжимание в упоре лежа сзади,
- бросок мяча двумя руками от груди,
- бросок мяча двумя руками из-за головы,
- бросок мяча одной рукой от плеча,
- прыжки на месте с разведением ног в стороны,
- поднимание и опускание на носках в стойке с сомкнутыми ступнями,
- приседания на одной ноге,
- передача мяча сверху двумя руками,
- передача мяча снизу двумя руками,
- ведение мяча в стойке баскетболиста,
- подтягивание на перекладине,
- ходьба вверх по лестнице,
- ходьба вниз по лестнице,
- ходьба на носках,
- ходьба на пятках,
- ходьба на руках,
- плавание способом «кроль на груди»,
- плавание способом «кроль на спине»,
- прыжок в высоту способом «перешагивание»,
- прыжки с ноги на ногу (многоскок),
- бег в шаге через шаг,
- торможение плугом при спуске с гор,
- торможение упором при спуске с гор.