Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы. Задача 1. Больной Д. 48 лет систематически злоупотребляет приёмом большого количества алкоголя
Задача 1. Больной Д. 48 лет систематически злоупотребляет приёмом большого количества алкоголя. Некоторое время назад у больного после приёма жирной пищи стали беспокоить боли в правом подреберье, тошнота, снизился аппетит. При обследовании выявлено увеличение печени, в крови снижено содержание белков, вырабатываемых в печени (альбуминов, фибриногена и др.). Снижена способность печени окислять уробилиноген и другие вещества, нарушена способность печени депонировать и расщеплять гликоген. Что произошло с клетками печени, механизм этих изменений, какова степень повреждения клеток печени?
При решении задач 2 - 4 дайте ответы на вопросы:
1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии.
2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует?
3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии?
4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.
Задача 2. У больного К., 54 лет тяжёлая пневмония. Дыхание частое, поверхностное, пульс резко учащен, в крови увеличено содержание эритроцитов. При обследовании выявляется выраженный цианоз губ, ногтей. Больной жалуется на головную боль и мышечную слабость
Задача 3. При обследовании населения горного аула установлено содержания в крови эритроцитов до 7 х1012л. Обследуемое население на одышку и сердцебиение не жалуются.
Задача 4. У больного Н., 48 лет порок сердца в стадии декомпенсации. При обследовании выявляются выраженный цианоз губ и ногтей, частый пульс, одышка, плохой сон, головная боль, снижение аппетита, нарушение почерка.
ТЕМА №5 «Реактивность и устойчивость организма. Патология наследственности»
Мотивационная характеристика темы.
Развитие заболевания, особенности его течения и реакция на терапевтические мероприятия в значительной мере определяются реактивностью организма. Это делает необходимым изучение механизмов, определяющих характер реактивности и изучение способов управления реактивностью и устойчивостью организма.
В настоящее время нарастает количество различных наследственных заболеваний. Это, по-видимому, связано с неблагоприятной экологической обстановкой. В организм человека с водой, пищей, воздухом поступает много различных токсических веществ, что приводит к появлению генных мутаций. Кроме того, в настоящее время расширился объём знаний о мутагенных факторах, увеличился объём информации о механизмах наследственности, о способах распространения генетических нарушений в популяции. Установлено, что кроме наследственных болезней существуют заболевания с наследственной предрасположенностью. При лечении и профилактики таких заболеваний необходимо учитывать роль наследственности. Поэтому изучение этиологии и патогенеза наследственных заболеваний является актуальным.
2.Цели:
2.1. Подвергать патофизиологическому анализу виды неспецифической реактивности и устойчивости и способы их изменения.
2.2. Показать роль нервной и эндокринной систем в механизмах реактивности.
2.3. Уметь анализировать взаимосвязь наследственности и факторов внешней среды в развитии заболеваний человека.
2.4. Уметь дифференцировать значение наследственных факторов и факторов окружающей среды в развитии детской патологии.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знать о понятиях «фенотип», «генотип», строении и функции генетического аппарата, типах наследования, методах генетического обследования, зависимости между вредным воздействием окружающей среды на организм матери и развитием наследственной патологии плода.
Материал изучается в соответствующих разделах биологии, гистологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Реактивность. Определение. Виды. | 1. Подвергать патофизиологиче-скому анализу особенности неспецифической реактивности и устойчивости организма. |
2.Устойчивость. Определение. Виды. | |
3. Роль регулирующих систем организма в формировании реактивности. | |
4. Факторы, влияющие на формирование реактивности. | |
5. Классификация реактивности. | |
6. Особенности детской реактивности. | |
7. Мутации. Определение. Причины. Виды. | |
8. Наследственные болезни. Определение. | |
9. Методы изучения наследственных болезней | |
10. Хромосомные болезни. | |
11. Генные болезни. Виды. Механизмы развития. | |
12. Роль наследственности в патологии. | |
13.Задачи медико-генетических консультаций в диагностики наследственной патологии. |
Логическая структура темы: «Реактивность организма»
| |||||||||
| |||||||||
Логическая структура темы: «Патология наследственности»
Причины
Виды
Последствия
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.
5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
Задания | Указания к заданию |
1. Назвать типы наследования заболеваний. | 1.Привести примеры. |
2. Перечислить методы генетического обследования | 2. Привести примеры. |
3. Объяснить последствия нарушения развития плода при патогенном действии факторов окружающей среды | 3. Влияние на плод курения, прием алкоголя, лекарственных средств. |
4. Назвать виды диатезов (патология конституции) | 4. Привести примеры. |
5. Покажите соотношение между фазами развития патологического процесса и видами устойчивости. | 5. Нарисуйте схему этих соотношений. |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут