Методические рекомендации преподавателям
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Гипертоническая болезнь и легочное сердце.
Специальность: 31.08.09. «рентгенология»
Факультет подготовки кадров высшей квалификации
Курс: 1
Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.
Тема занятия: «Гипертоническая болезнь и легочное сердце».
Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам, связанным с рентгенодиагностикой заболеваний перкиарда
по данным неинвазивных и инвазивных методов лучевого исследования.
Результаты обучения по теме:
««Гипертоническая болезнь и легочное сердце»
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | Классификация ГБ и легочного сердца | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) |
Лучевые симптомы ГБ и легочного сердца при неинвазивных методах исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9) | |
Лучевые синдромы ГБ и легочного сердца при инвазивных методах исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6) | |
Принципы организации и проведения процедур при исследовании ГБ и легочного сердца | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) | |
Показания и противопоказания для лучевых методов исследования сердечно сосудистой системы при ГБ и легочного сердца | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7) | |
уметь | оценить обоснованность назначенного исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2) | |
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2) | |
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5) | |
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза | ПК-8 | ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4) | |
владеть | методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
Принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5) |
Мотивация темы занятия.
В процессе обучения врачей-рентгенологов обязательным компонентом является знание методов лучевой диагностики сердца и сосудов, среди которых следует учитывать современные инвазивные и неинвазивные методы лучевой диагностики. Знание этих методик поможет лучше выбрать необходимый метод в диагностике заболеваний сердца и сосудов и поставить правильный диагноз.
Контрольные вопросы:
1. Рентгенологические методы исследования ГБ.
2. Рентгеносемиотика легочного сердца.
3. Как и почему меняется конфигурация при легочном сердце.
4. Актуальность использования ангиографии при легочной гипертензии.
5. Классификация легочного сердца.
Хронокарта занятия.
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний | ||
Решение ситуационных задач | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;
ü комплект профессиональных задач с эталонами ответов.
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:
56. Рентгенодиагностика легочного сердца и пороков сердца.
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.
· Решение профессиональных задач по теме занятия.
1. Алгоритм разбора задачи
2. Пример оформления задачи.
3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача № 1
Задача №2
Задача № 3
Задача № 4
Задача № 5
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
·
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Методы рентгеновского исследования костно-суставной системы.».
Контрольные вопросы:
1. Основные методы исследования костно-суставной системы.
2. Рентгеноанатомия костно-суставной системы.
3. Изменение рентгеноанатомии в зависимости от возраста.
4. Основные виды патологий костно-суставной системы.
5. Особенности проведения рентгенологических исследований при различных заболеваниях костно-суставной системы.
Темы рефератов:
1. Рентгенологическая картина при аномалиях развития костно-суставной системы.
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
31. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: - М.: 2013.
32. Атлас секционной анатомии человека на примере КТ- и МРТ- срезов. В 3-х томах : пер. с англ. / Меллер Торстен Б., Райф Эмиль ; под ред. Г.Е.Труфанова. - М. : МЕДпресс-информ, 2008
Список дополнительной литературы:
1. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки : руководство : атласы / С. Ланге, Д. Уолш ; под ред. С.К.Тернового ; А.И.Шехтера ; пер. с англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010
2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.
2. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой онкологии,
лучевой терапии и лучевой диагностики
______________проф. Редькин А.Н..
«___»_____________20____г.