Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
· тремор органов артикуляционного аппарата
· тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме).
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения
При нарушениях:
· неловкость,
· трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги),
· ослабление выразительности движений и мимики
· обедняется голос,
· при письме разновысокие буквы.
Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения
Есть два подуровня:
С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения
С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения
При нарушениях:
· порезы,
· нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений).
Д. Теменно-премоторный , кортикальный уровень организации движений
обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:
· апраксия и диспраксия,
· нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право),
· затруднена выработка любого двигательного навыка.
Е. Уровень символической организации
С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и усное выражение своих мыслей.
По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:
Учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки,
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков,
игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)
Можно:
использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука,
подбирать их по цвету,
вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
§ сжимание мячика,
§ обхват пальцами,
§ прокатывание,
§ прокатывание между пальцами,
§ разминание между ладонями.
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков.
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных.
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации.
5. «Спираль».
6. «Кто быстрее?».
7. «Снежинки».
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь».
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов.
10. «Угощение» - использование съемных картинок.
11. «Машина и стрекоза».
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки.