N. мотивация учебной деятельности
УРОК 7
Тема. Пища, полезная для здоровья. Выбор полезной
для здоровья пищи.
Цель: ознакомить с правилами полноценного питания;
формировать понятие «правильное питание», навыки культурного поведения за столом; развивать память; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к здоровью.
Оборудование: таблица витаминов; карточки с изображениями
продуктов питания; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
О каких правилах личной гигиены вы рассказали друзьям?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
_ Что такое гигиена?
Как нужно ухаживать за ногтями, ушами, кожей? _
Как правильно мыть руки?
N. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пища - наше тепло, энергия, рост и здоровье
(Сказка)
Давным-давно в некотором царстве жили-были король с королевой. И была у них одна-единственная дочь-принцесса. Была она веселая и жизнерадостная, танцевала и пела, как колокольчик. Ее пение и заразительный смех были слышны во всех уголках дворца. Не могли налюбоваться ею родители и все придворные.
Каждое утро принцесса выходила на луг. Вместе с детьми она бегала, прыгала и веселилась. И, глядя на счастливые лица детей, радовались все жители королевства.
Но однажды принцесса не вышла гулять. Дети долго ждали принцессу, но девочки не было. Она заболела. С каждым днем она становилась слабее, бледнее и гасла на глазах несчастных родителей.
Король очень любил свою единственную дочь. Он ничего не жалел для ее лечения. Из далеких заморских стран приглашал врачей и колдунов. Они привозили разнообразные лекарства и травы. Но ничего не помогало.
Дети, с которыми дружила принцесса, каждое утро ждали ее, но она не выходила. И тогда они решили пойти к старому доброму колдуну, жившему на краю королевства, и попросить его вылечить принцессу.
На следующее утро ко дворцу подошел старец с длинной седой бородой. Это был добрый колдун. Королевская стража остановила его у ворот. Узнав, что он добрый колдун и пришел, чтобы вылечить принцессу, они его пропустили.
Колдун поставил одно условие: говорить с принцессой наедине. Король долго не соглашался, но потом дал знак и колдуна проводили в комнату принцессы. Девочка лежала в кровати бледная и грустная. Она смотрела на старца полными слез глазами. В ней тяжело было узнать ту веселую, шаловливую девочку, какой она была раньше.
Колдун тихо подошел к кровати принцессы. - Скажи, ты хочешь быть здоровой? - - спросил он.
принцесса не ответила, а только горько заплакала.
—- Не плачь, — сказал старик и открыл большую сумку.
Девочка думала, что колдун достает какие-то лекарства. Но! подняв глаза, увидела в руке колдуна большое красивое яблоко] и удивленно спросила:
— Что это? Это же обычное яблоко!
Нет! — ответил старик. — Это не обычное яблоко. Дотронься до него. Оно теплое. Ты просто не чувствуешь этого тепла, оно! спрятано в середине. Бели ты съешь яблоко, оно отдаст тебе свое тепло и ты снова будешь здоровой. Но тепло не только в этом яблоке. Оно и в молоке масле» хлебе, мясе, яйцах, манной каше, овощах, фруктах и другой пище. Еда отдает людям свое тепло, чтобы они были здоровы.
Принцесса осторожно взяла яблоко из рук колдуна и медленно начала его есть. Постепенно к ней стали возвращаться силы. Когда король зашел в комнату, удивился. Его дочь прыгала и весело смеялась. Рядом, улыбаясь, стоял колдун.
— как вам удалось ее вылечить? — спросил король.
— Все очень просто, — ответила принцесса. — Нужно хорошо кушать. Ведь пища — это мои лекарства. В пище — наше тепло, энергия, рост и здоровье.
В. Шахненко, Л. Дверниченко, О. Плотницкая.
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании, здоровой пище и витаминах.
VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Беседа
(Может ли машина или самолет сдвинуться с места без топлива?
— Так же и человек. Чтобы расти, бегать, учиться, работать играть, необходима энергия (сила).
— Откуда она берется?
Энергия вырабатывается организмом из пищи. Пища — источник энергии. Благодаря ей наш организм поддерживаем постоянную температур Пища нужна организму и как строительный материал.
Но для того чтобы быть здоровым, нужно знать, как правильно питаться. Как вы думаете, какая пища полезна?
(С большим количеством витаминов.)
_ Что такое витамин?
Слово .витамин, придумал американский биохимик Казимир Функ открыл вещество «амин.», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив (что в переводе с латинского значит .жизнь.) с .амин., получилислово «витамин».
Для нормального роста и развития человеческому организму необходимы разнообразные витамины. Обозначаются они буквами латинского алфавита - А, В, С, Б, К и т.д. Человек, который получает с пищей достаточное количество витаминов, реже болеет, имеет здоровые волосы, зубы, кожу.
Рассмотрите таблицу витаминов, и вы узнаете, какие витамины содержатся в том или ином продукте. (Учитель демонстрирует таблицу витаминов и комментирует ее.)
Витамин | На что влияет | Где содержится | Суточная потребность | Что возникает при недостатке |
А | деятельность слизистых и органа зрения | масло, молоко, жир, яичный желток, морковь | 1,5 мг | расстройство зрения, повреждение слизистых оболочек, высыхание роговицы |
В1 | углеводный обмен веществ | дрожжи, проросшее зерно | 1—2 мг | расстройства нервной системы |
В2 | рост, обмен веществ в клетках | дрожжи, проросшее зерно, яйца, молоко, печенка, овощи | 1,5—Змг | расстройства роста и обмена веществ |
В6 | обмен веществ в тканях | дрожжи, проросшее зерно, яйца, печенка, сыр, молоко, миндальные орехи | 2 мг | расстройства нервной деятельности, кожные болезни |
В12 | кровотворение | печенка, почки, яичный желток | 0,02 мг | анемия (малокровие) |
с | обмен веществ в клетках, иммунитет, кровотворение | овощи, фрукты, грибы, печенка, молоко | 50—100 мг | кровоточивость десен, слабый иммунитет, общая слабость |
рост, прочность костей | рыбий жир в коже | рахит | ||
в | под действием солнечных лучей превращается в более активную форму | 400 международных единиц | ||
обмен веществ | проросшее | бесплодие | ||
Е | в железах внутренней секреции | зерно, овощи, яйца, молоко | 20—30 мг | |
свертывае- | овощи, кишеч- | кровоточивость | ||
К | мость крови | ные бактерии, печенка | 1 мг | |
рост и снаб- | говядина, пе- | расстройства | ||
РР | жение тканей | ченка, морская | 14—25 мг | нервной системы, |
кислородом | рыба | язвенная болезнь |
Как видите, для того чтобы получать все необходимые витамины, нужно принимать разнообразную пищу, но в определенных количествах.
Есть нужно 4—5 раз в день: завтрак, второй завтрак» обед, пода дник, ужин.
— Как вы понимаете высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»?
Переедание приводит к плохому пищеварению, перегрузке организма, болезням. Нужно выходить из-за стола с небольшим чувством голода. «Ешь, да не жирей, будешь здоровей», — учит русская пословица.
Чтение сказки.
Зайчик-хвастун
(Сказка)
Давно это было. Произошло это с одним Зайчиком. Он был боль-пим хвастуном и задавакой. Бывает, соберет вокруг себя зверюшек, залезет на пенек и начинает хвастаться:
— Я ничего не боюсь — кричит .Я самый смелый, самый сильный, самый-самый..!
Все над ним посмеивались. А глупый Зайчик думал, что ему завидуют. Однажды он похвастался Ежу, что сам съест целую корзину овощей и фруктов. Зайцы пытались уговорить его, чтобы не хвастался. На поляне, у пенька, собралось много зверюшек. Пришли зайчики, белочки. Все хотели увидеть интересное зрелище.
На пеньке стояла наполненная овощами и фруктами корзина, а около нее - Зайчик-хвастун. Он ел овощи и фрукты и строил смешные гримасы. Вот какой я, смотрите.
Овощи и фрукты были вкусные, и Зайчик ел их с большим удовольствием. Корзина постепенно пустела, а живот Зайчика становился все больше. На дне корзины осталось чуть-чуть овощей и фруктов. Есть Зайчик уже не мог. Но стыдно было перед лесными друзьями. И Зайчик через силу съел оставшиеся овощи и фрукты.
К вечеру у Зайчика разболелся живот и поднялась температура. Он лежал и стонал. Его крики были слышны на весь лес. О болезни Зайчика узнал Айболит и прибежал на помощь. Осмотрев больного Зайчика, сказал, что виноваты во всем хвастовство и переедание.
Доктор Айболит прописал больному диету и строгий режим питания. Вскоре Зайчик выздоровел. Он больше никогда не хвастался и не ел лишнего.
П. Гребенюк, В. Шахненко
— Какой вывод мы можем сделать?
— Часто ли вы переедаете?
3. Практическая работа.
• Игра «Повар».
Класс делится на 5 групп. Группы выбирают один из вариантов принятия пищи: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, Ужин. Каждой группе раздается набор карточек с изображенными
на них продуктами.
Детям предлагается приготовить блюдо, которое, по их мнению, можно употреблять именно в этот промежуток времени.
• Составление меню.
С помощью таблицы витаминов составьте меню на день.
• Обсуждение вариантов меню.
4. Слово учителя с элементами беседы.
Ешьте свежую и горячую пищу. Избегайте несвежих продуктов. Первое блюдо всегда должно быть жидким. Жидкость способствует лучшему усвоению пищи. Питание всухомятку при. водит к нарушению работы органов пищеварения. А позже -к их заболеванию.
Самой полезной считается вареная пища. Жареные и тушеные продукты — «тяжелые
для организма.
— Как вы понимаете народную мудрость: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь»?
Плохо пережеванная пища плохо усваивается. Она не идет на пользу — перегружает желудок и становится причиной многих заболеваний.
5. Чтение сказки.
Чем дольше жуешь, тем больше проживешь
(Сказка)
На берегу реки Нил жило-было много крокодилов. Среди всех зеленых побратимов самым жадным и обжорливым был крокодил' Гоша. Он глотал, не пережевывая, все, что попадалось.
Однажды, гуляя по берегу Нила, он забрел на небольшую полянку. На ней росло много цветов и ягод. Ягоды были большие' и сочные. Глаза у обжорливого Гоши заблестели от жадности. Пока не подошли другие крокодилы, Гоша набросился на ягоды: быстро рвал и с жадностью запихивал их в свою большую зубастую пасть.'
Гоша глотал и глотал ягоды, не пережевывая их, пока не напихал свой обжорливый живот. Потом лег на зеленую траву и заснул.1 И приснилось Гоше, что он уже не крокодил, а птица. Теперь он не ползает, а летает высоко в облаках. И все остальные крокодилы! смотрят на него с завистью. Но вдруг у Гоши закружилась голова, он начал падать. И как он ни махал крыльями, все равно падал вниз...
От резкой боли Гоша проснулся. Открыл глаза, попытался! встать, но не смог: очень болел живот. Он лежал и не мог пошевелить даже лапой.
Долго болел Гоша. А после болезни уже не был таким жадным и не ел лишнего. Своих братьев-крокодилов он учил: «Чтобы быть здоровым и сильным, жить до мудрой старости, не нужно быть обжорой. Нужно хорошо пережевывать пищу. Чем дольше жуешь, тем больше живешь».
Так появилась пословица: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь».
А. Гребенюк, Б. Шахненко
6. Составление правил выбора полезной для здоровья пищи,
1) Воздерживайтесь от принятия жирной пищи
2) Не ешьте слишком острую и соленую пищу.
3) В меру ешьте сладкое.
4) Ешьте побольше овощей и фруктов.
5) Не переедайте.
6) Ешьте свежеприготовленную пищу, которая легко усваива-ется.
7) Тщательно пережевывайте пищу.
7. Игра «Страна Здоровячков».
Учитель называет продукты питания, а дети хлопают в ладоши, если называемый продукт полезный.
Рыба, чипсы, кефир, конфеты, капуста, морковь, сало, торт, каша, фанта, лук, яблоко, пепси, подсолнечное масло, груша.
8. Физкультминутка.
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1. Работа с учебником (с. 16,17).
• Чтение статьи «Здоровье и питание».
• Беседа по рисункам учебника (с. 17).
Выбери из предложенных блюд полезные для здоровья на зав-
трак и обед.
• Обсуждение правил полноценного питания, приведенных
в учебнике.
- Соблюдаете ли вы правила полноценного питания /
- Расскажите, какие правила поведения за столом вам
известны.
• Заучивание скороговорки:
Мед в лесу медведь нашел, — Мало меду, много пчел.