N. мотивация учебной деятельности

УРОК 7

Тема. Пища, полезная для здоровья. Выбор полезной

для здоровья пищи.

Цель: ознакомить с правилами полноценного питания;

формировать понятие «правильное питание», навыки культурного поведения за столом; развивать память; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к здоровью.

Оборудование: таблица витаминов; карточки с изображениями

продуктов питания; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

О каких правилах личной гигиены вы рассказали друзьям?

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа.

_ Что такое гигиена?

Как нужно ухаживать за ногтями, ушами, кожей? _

Как правильно мыть руки?

N. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пища - наше тепло, энергия, рост и здоровье

(Сказка)

Давным-давно в некотором царстве жили-были король с коро­левой. И была у них одна-единственная дочь-принцесса. Была она веселая и жизнерадостная, танцевала и пела, как колокольчик. Ее пение и заразительный смех были слышны во всех уголках двор­ца. Не могли налюбоваться ею родители и все придворные.

Каждое утро принцесса выходила на луг. Вместе с детьми она бегала, прыгала и веселилась. И, глядя на счастливые лица детей, радовались все жители королевства.

Но однажды принцесса не вышла гулять. Дети долго ждали прин­цессу, но девочки не было. Она заболела. С каждым днем она стано­вилась слабее, бледнее и гасла на глазах несчастных родителей.

Король очень любил свою единственную дочь. Он ничего не жа­лел для ее лечения. Из далеких заморских стран приглашал вра­чей и колдунов. Они привозили разнообразные лекарства и травы. Но ничего не помогало.

Дети, с которыми дружила принцесса, каждое утро ждали ее, но она не выходила. И тогда они решили пойти к старому доброму колдуну, жившему на краю королевства, и попросить его выле­чить принцессу.

На следующее утро ко дворцу подошел старец с длинной седой бородой. Это был добрый колдун. Королевская стража остановила его у ворот. Узнав, что он добрый колдун и пришел, чтобы выле­чить принцессу, они его пропустили.

Колдун поставил одно условие: говорить с принцессой наедине. Король долго не соглашался, но потом дал знак и колдуна прово­дили в комнату принцессы. Девочка лежала в кровати бледная и грустная. Она смотрела на старца полными слез глазами. В ней тяжело было узнать ту веселую, шаловливую девочку, какой она была раньше.

Колдун тихо подошел к кровати принцессы. - Скажи, ты хочешь быть здоровой? - - спросил он.

принцесса не ответила, а только горько заплакала.

—- Не плачь, — сказал старик и открыл большую сумку.

Девочка думала, что колдун достает какие-то лекарства. Но! подняв глаза, увидела в руке колдуна большое красивое яблоко] и удивленно спросила:

— Что это? Это же обычное яблоко!

Нет! — ответил старик. — Это не обычное яблоко. Дотронься до него. Оно теплое. Ты просто не чувствуешь этого тепла, оно! спрятано в середине. Бели ты съешь яблоко, оно отдаст тебе свое тепло и ты снова будешь здоровой. Но тепло не только в этом ябло­ке. Оно и в молоке масле» хлебе, мясе, яйцах, манной каше, овощах, фруктах и другой пище. Еда отдает людям свое тепло, чтобы они были здоровы.

Принцесса осторожно взяла яблоко из рук колдуна и медленно начала его есть. Постепенно к ней стали возвращаться силы. Когда король зашел в комнату, удивился. Его дочь прыгала и весело смеялась. Рядом, улыбаясь, стоял колдун.

— как вам удалось ее вылечить? — спросил король.

— Все очень просто, — ответила принцесса. — Нужно хорошо кушать. Ведь пища — это мои лекарства. В пище — наше тепло, энергия, рост и здоровье.

В. Шахненко, Л. Дверниченко, О. Плотницкая.

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании, здоро­вой пище и витаминах.

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Беседа

(Может ли машина или самолет сдвинуться с места без топлива?

— Так же и человек. Чтобы расти, бегать, учиться, работать играть, необходима энергия (сила).

— Откуда она берется?

Энергия вырабатывается организмом из пищи. Пища — источ­ник энергии. Благодаря ей наш организм поддерживаем постоян­ную температур Пища нужна организму и как строительный материал.

Но для того чтобы быть здоровым, нужно знать, как правильно питаться. Как вы думаете, какая пища полезна?
(С большим количеством витаминов.)
_ Что такое витамин?

Слово .витамин, придумал американский биохимик Казимир Функ открыл вещество «амин.», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив (что в переводе с латинского значит .жизнь.) с .амин., получилислово «витамин».

Для нормального роста и развития человеческому организму необходимы разнообразные витамины. Обозначаются они буквами латинского алфавита - А, В, С, Б, К и т.д. Человек, который по­лучает с пищей достаточное количество витаминов, реже болеет, имеет здоровые волосы, зубы, кожу.

Рассмотрите таблицу витаминов, и вы узнаете, какие витамины содержатся в том или ином продукте. (Учитель демонстрирует таб­лицу витаминов и комментирует ее.)

Ви­та­мин На что влияет Где содержит­ся Суточная потреб­ность Что возникает при недостатке
А деятельность слизистых и органа зре­ния масло, молоко, жир, яичный желток, мор­ковь 1,5 мг расстройство зре­ния, повреждение слизистых оболо­чек, высыхание роговицы
В1 углеводный обмен веществ дрожжи, про­росшее зерно 1—2 мг расстройства не­рвной системы
В2 рост, обмен веществ в клет­ках дрожжи, про­росшее зерно, яйца, молоко, печенка, овощи 1,5—Змг расстройства роста и обмена веществ
В6 обмен веществ в тканях дрожжи, про­росшее зерно, яйца, печенка, сыр, молоко, миндальные орехи 2 мг расстройства нервной деятель­ности, кожные болезни
В12 кровотворение   печенка, поч­ки, яичный желток 0,02 мг анемия (малокро­вие)
с обмен веществ в клетках, иммунитет, кровотворение овощи, фрук­ты, грибы, пе­ченка, молоко 50—100 мг кровоточивость десен, слабый иммунитет, общая слабость
  рост, проч­ность костей рыбий жир в коже   рахит
в   под действием солнечных лучей превра­щается в более активную форму 400 между­народных единиц  
  обмен веществ проросшее   бесплодие
Е в железах внутренней секреции зерно, овощи, яйца, молоко 20—30 мг  
  свертывае- овощи, кишеч-   кровоточивость
К мость крови ные бактерии, печенка 1 мг  
  рост и снаб- говядина, пе-   расстройства
РР жение тканей ченка, морская 14—25 мг нервной системы,
  кислородом рыба   язвенная болезнь

Как видите, для того чтобы получать все необходимые витами­ны, нужно принимать разнообразную пищу, но в определенных количествах.

Есть нужно 4—5 раз в день: завтрак, второй завтрак» обед, пода дник, ужин.

— Как вы понимаете высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»?

Переедание приводит к плохому пищеварению, перегрузке организма, болезням. Нужно выходить из-за стола с небольшим чувством голода. «Ешь, да не жирей, будешь здоровей», — учит русская пословица.

Чтение сказки.

Зайчик-хвастун

(Сказка)

Давно это было. Произошло это с одним Зайчиком. Он был боль-пим хвастуном и задавакой. Бывает, соберет вокруг себя зверю­шек, залезет на пенек и начинает хвастаться:

— Я ничего не боюсь — кричит .Я самый сме­лый, самый сильный, самый-самый..!

Все над ним посмеивались. А глупый Зайчик думал, что ему за­видуют. Однажды он похвастался Ежу, что сам съест целую корзи­ну овощей и фруктов. Зайцы пытались уговорить его, чтобы не хвастался. На поляне, у пенька, собралось много зверюшек. Пришли зайчики, белочки. Все хотели увидеть интересное зрелище.

На пеньке стояла наполненная овощами и фруктами корзина, а около нее - Зайчик-хвастун. Он ел овощи и фрукты и строил смешные гримасы. Вот какой я, смотрите.

Овощи и фрукты были вкусные, и Зайчик ел их с большим удо­вольствием. Корзина постепенно пустела, а живот Зайчика ста­новился все больше. На дне корзины осталось чуть-чуть овощей и фруктов. Есть Зайчик уже не мог. Но стыдно было перед лесными друзьями. И Зайчик через силу съел оставшиеся овощи и фрукты.

К вечеру у Зайчика разболелся живот и поднялась температура. Он лежал и стонал. Его крики были слышны на весь лес. О болезни Зайчика узнал Айболит и прибежал на помощь. Осмотрев больного Зайчика, сказал, что виноваты во всем хвастовство и переедание.

Доктор Айболит прописал больному диету и строгий режим пи­тания. Вскоре Зайчик выздоровел. Он больше никогда не хвастал­ся и не ел лишнего.

П. Гребенюк, В. Шахненко

— Какой вывод мы можем сделать?

— Часто ли вы переедаете?

3. Практическая работа.

• Игра «Повар».

Класс делится на 5 групп. Группы выбирают один из вариантов принятия пищи: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, Ужин. Каждой группе раздается набор карточек с изображенными

на них продуктами.

Детям предлагается приготовить блюдо, которое, по их мнению, можно употреблять именно в этот промежуток времени.

• Составление меню.

С помощью таблицы витаминов составьте меню на день.

• Обсуждение вариантов меню.

4. Слово учителя с элементами беседы.

Ешьте свежую и горячую пищу. Избегайте несвежих продуктов. Первое блюдо всегда должно быть жидким. Жидкость способствует лучшему усвоению пищи. Питание всухомятку при. водит к нарушению работы органов пищеварения. А позже -к их заболеванию.

Самой полезной считается вареная пища. Жареные и тушеные продукты — «тяжелые

для организма.

— Как вы понимаете народную мудрость: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь»?

Плохо пережеванная пища плохо усваивается. Она не идет на пользу — перегружает желудок и становится причиной многих заболеваний.

5. Чтение сказки.

Чем дольше жуешь, тем больше проживешь

(Сказка)

На берегу реки Нил жило-было много крокодилов. Среди всех зеленых побратимов самым жадным и обжорливым был крокодил' Гоша. Он глотал, не пережевывая, все, что попадалось.

Однажды, гуляя по берегу Нила, он забрел на небольшую по­лянку. На ней росло много цветов и ягод. Ягоды были большие' и сочные. Глаза у обжорливого Гоши заблестели от жадности. Пока не подошли другие крокодилы, Гоша набросился на ягоды: быстро рвал и с жадностью запихивал их в свою большую зубастую пасть.'

Гоша глотал и глотал ягоды, не пережевывая их, пока не напи­хал свой обжорливый живот. Потом лег на зеленую траву и заснул.1 И приснилось Гоше, что он уже не крокодил, а птица. Теперь он не ползает, а летает высоко в облаках. И все остальные крокодилы! смотрят на него с завистью. Но вдруг у Гоши закружилась голо­ва, он начал падать. И как он ни махал крыльями, все равно падал вниз...

От резкой боли Гоша проснулся. Открыл глаза, попытался! встать, но не смог: очень болел живот. Он лежал и не мог пошеве­лить даже лапой.

Долго болел Гоша. А после болезни уже не был таким жадным и не ел лишнего. Своих братьев-крокодилов он учил: «Чтобы быть здоровым и сильным, жить до мудрой старости, не нужно быть об­жорой. Нужно хорошо пережевывать пищу. Чем дольше жуешь, тем больше живешь».

Так появилась пословица: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь».

А. Гребенюк, Б. Шахненко

6. Составление правил выбора полезной для здоровья пищи,

1) Воздерживайтесь от принятия жирной пищи

2) Не ешьте слишком острую и соленую пищу.

3) В меру ешьте сладкое.

4) Ешьте побольше овощей и фруктов.

5) Не переедайте.

6) Ешьте свежеприготовленную пищу, которая легко усваива-ется.

7) Тщательно пережевывайте пищу.

7. Игра «Страна Здоровячков».

Учитель называет продукты питания, а дети хлопают в ладоши, если называемый продукт полезный.

Рыба, чипсы, кефир, конфеты, капуста, морковь, сало, торт, каша, фанта, лук, яблоко, пепси, подсолнечное масло, груша.

8. Физкультминутка.

VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1. Работа с учебником (с. 16,17).

• Чтение статьи «Здоровье и питание».

• Беседа по рисункам учебника (с. 17).

Выбери из предложенных блюд полезные для здоровья на зав-

трак и обед.

• Обсуждение правил полноценного питания, приведенных

в учебнике.

- Соблюдаете ли вы правила полноценного питания /

- Расскажите, какие правила поведения за столом вам

известны.

• Заучивание скороговорки:

Мед в лесу медведь нашел, — Мало меду, много пчел.

Наши рекомендации