Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы. Задача № 1. Больной Щ., 52 лет, поступил в хирургическое отделение для оперативного лечения по поводу рака нижней губы
Задача № 1. Больной Щ., 52 лет, поступил в хирургическое отделение для оперативного лечения по поводу рака нижней губы. Заболевание началось год тому назад. Из анамнеза известно, что больной очень много курит. На нижней губе прощупывается плотная опухоль с резко обозначенными границами и приподнятым хрящевой консистенции валиком. Кожа над опухолью изъязвлена и покрыта коркой. Подбородочные и подчелюстные лимфатические узлы увеличены, подвижны, очень плотны на ощупь, безболезненны.
Какова возможная причина возникновения опухоли у больного? Какому этапу патогенеза опухолевого роста соответствует клиническая симптоматика? Почему у больного увеличены региональные лимфатические узлы и изменена кожа над опухолью?
Задача № 2. Больной В., 36 лет, поступил в урологическое отделение с жалобами на тянущие боли над лобком во время и после мочеиспускания. При цистоскопии в области правого мочеточника обнаружена опухоль. Слизистая мочевого пузыря, окружающая опухоль, умеренно гиперемирована и отечна. На основании проведенного обследования поставлен диагноз: «Рак мочевого пузыря».
Какова возможная причина возникновения опухоли? Какие факторы могут определить эффективность оперативного лечения данного больного?
Задача 3 У пациента А., 45 лет при проведении УЗИ органов брюшной полости обнаружено увеличение левой почки. Прведенная компьютерная томография выявила образование размером 1,5х1,5х1,5см у верхнего полюса левой почки. Пациент госпитализирован в урологическое отделение онкодиспансера.
Объективно: Hb 175 г/л, эритроциты 7,5х1012/л, ретикулоциты 12%, лейкоциты 4,0х109/л, тромбоциты 200х109/л; АД 160/90 мм.рт.ст. Гистологическое исследование пунктата показало наличие гипернефромы.
1. Какая форма патологии развилась у пациента? Охарактеризуйте эту патологию с учётом данных из задачи.
2. В чём причина этой формы патологии?
3. Каковы механизмы её развития и симптомов, имеющихся у пациента?
Приложение 2
Изучение патологической физиологии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ | Номер/ин-декс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | |||
Знать | Уметь | Владеть | Оценочные средства | |||
1. | ОК-1 | Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности. | 1.Учение о здоровье детского и взрослого населения. 2.Характе-ристики воздействия физических факторов на организм. | 1.Пользо-ваться учебной литерату-рой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ностью 2.Прово-дить статисти-ческую обработку экспериментальных данных. | 1.Базовыми техноло-гиями прео-бразования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интер-нет. 2.Медико-анатомиче-ским поня-тийным аппаратом. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
2. | ПК-1 | Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналам, детьми и подростками, их родителями и родственниками | Морально-этические нормы, правила и принципы профессио-нального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы междуна-родных и отечест-венных профессио-нальных медицин-ских ассоциаций и органи-заций. | Грамотно и самостоятельно анали-зировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее преде-лами и осуществ-лять свою деятель-ность с учетом результа-тов этого анализа. | Навыками изложения самостоятельной точки зре-ния, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргумента-ции, веде-ния диску-ссий и круг-лых столов, принципами враче-бной деон-тологии и медицин-ской этики; | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
3. | ПК-2 | Способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат. | 1.Матема-тические методы решения интеллек-туальных задач и их применение в медицине. 2.Характеристики воздействия физических факторов на орга-низм. | Проводить статисти-ческую обработку экспериментальных данных. | 1.Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. 2.Медико-анатомиче-ским поня-тийным аппаратом. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
4. | ПК-3 | Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. | Теорети-ческие основы информа-тики сбор, хранение, поиск, переработка, преобра-зование, распро-странение информа-ции в медицин-ских и биологи-ческих системах, использо-вание информа-ционных компью-терных систем в медицине и здраво-охранении | Пользо-ваться учебной, научной, научно-популяр-ной литера-турой, сетью Интернет для профессиональной деятельности. | Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
5. | ПК-6 | Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп | Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патомо-рфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии; | Интерпре-тировать резуль-таты наиболее распрост-раненных методов лабора-торной и функцио-нальной диагнос-тики, термо-метрии для выяв-ления патоло-гических процесс-сов в органах и системах детей и подростков | Медико-анатоми-ческим понятий-ным ап-паратом; простей-шими медицин-скими инстру-ментами (фонен-доскоп, шпатель, невроло-гическим молото-чком т.п.); | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
6. | ПК-15 | Способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. | Понятия этиологии, патогенеза, морфоге-неза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; | Обосновать характер патологи-ческого процесса и его клини-ческие проявления, принципы патогенети-ческой терапии наиболее распростра-ненных заболева-ний; | Навыками постановки предварительного диагноза на основа-нии резуль-татов лаборатор-ного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
7. | ПК-16 | Способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для современной диагностики заболеваний и патологических процессов. | Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патомор-фоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии; | Обосновать необходимость клинико-иммунологического обследо-вания больного ребенка и подростка, | Навыками постановки предварительного диагноза на осно-вании резуль-татов лаборато-рного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
8. | ПК-31 | Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | Теоретиче-ские основы информа-тики, сбор, хранение, поиск, переработка преобразование, распро-странение информации в медици-нских и биологических системах, использо-вание информаци-онных компьютер-ных систем в медицине и здраво-охранении; | Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности. | Базовыми технологиями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследо-вания в лаборато-риях. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
9. | ПК-32 | Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований. | Теоретические основы информатики сбор, хранение, поиск, переработка, преобра-зование, распростра-нение информации в медици-нских и биологических системах, исполь-зование информа-ционных компьютер-ных систем в медицине и здравоох-ранении правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологи-ческих лаборато-риях, с реактивами, приборами, животными | Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литерату-рой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности | Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследова-ния в лаборато-риях. | 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания. |
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2007 – 496 с.
2. Зайко Н.Н., Быць Ю.В. Патологическая физиология[Текст]: учебник // М., МЕДпресс-информ, 2007 - 640 стр.
Дополнительная:
1. Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]: учебное пособие // Ростов н/Д, <Феникс>, 2007 - 224 стр.
2. Пальцев М.А, Пауков В.С. Патология. [Текст]:учебник. В 2-х томах. // М. ГЭОТАР-Медиа, 2008, Т.1 - 512с.
3. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н., Начаров Ю.В. Патофизиология. Основные понятия: [Текст]:учебное пособие. //М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 256 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1 Вводное занятие. Предмет, задачи и методы патологической физиологии. | 4-10 |
Тема 2 патогенное действие факторов окружающей среды. | 10-18 |
Тема 3 Общая этиология. Общий патогенез. Общий адаптационный синдром. | 18-26 |
Тема 4 Повреждение клеток. Кислородное голодание. | 26-34 |
Тема 5 Реактивность и устойчивость. Патология наследственности. | 34-44 |
Тема 6 Иммунопатологические процессы | 44-55 |
Тема 7 Итоговое занятие I | |
ТЕМА 8 Патофизиология белкового обмена | 56-62 |
Тема 9 Патофизиология углеводного обмена | 62-69 |
Тема 10 Патофизиология жирового обмена | 69-78 |
Тема 11 Патофизиология водно-солевого обмена. Гипергидратация. Дегидратация. | 78-84 |
ТТема 12 Патология обмена калия. Отёки. | 85-91 |
Тема 13 Итоговое занятие II | 91-92 |
Тема 14 Нарушение микроциркуляции Воспаление | 92-103 |
Тема 15 Лихорадка. Лихорадоподобные состояния. | 103-109 |
Тема 15 патология тканевого роста. Опухоли. | 110-115 |
Приложение №2 | 116-123 |
Рекомендуемая литература |