Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 4

Организация психиатрической помощи................................................... 5

Расстройства ощущений и восприятия..................................................... 7

Расстройства памяти и интеллекта.......................................................... 12

Расстройства мышления и речи.............................................................. 17

Эмоционально-волевые нарушения....................................................... 21

Синдромы нарушенного сознания......................................................... 26

Шизофрения............................................................................................. 29

Эпилептическая болезнь.......................................................................... 31

Алкоголизм, алкогольные психозы........................................................ 34

Аффективные расстройства..................................................................... 37

Психические расстройства при органических заболеваниях

головного мозга....................................................................................... 40

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте........................ 43

Тема: Организация психиатрической помощи

Задача №1

У новорожденного ребенка при осмотре обращает на себя внимание повышенная возбудимость, повышенный тонус мышц. Сухожильные рефлексы резко оживлены, тремор рук, подбородка. Моча имеет специфический «мышиный» запах.

1. Определите предположительный диагноз.

2. Назначьте необходимое обследование.

3. Подлежит ли пациент диспансерному наблюдению?

4. Возможно ли избежать у этого пациента развития умственной отсталости?

5. Каковы лечебные мероприятия?

Эталон ответа к задаче №1

1. Фенилкетонурия.

2. Необходимо провести пробу Феллинга, определение концентрации фенилаланина в сыворотке.

3. Подлежит в связи с вероятностью развития умственной отсталости.

4. Возможно.

5. Назначение диеты, не содержащей фенилаланина.

Задача №2

Врач-психиатр призывной комиссии выявил у призывника пассивность, равнодушие к окружающему и своему положению, отсутствие эмоционального отклика; его ничто не радует и не огорчает. Ранее у психиатра не наблюдался. Дал согласие на госпитализацию в психиатрический стационар.

1. Имеются ли основания для госпитализации в психиатрический стационар?

2. Обоснуйте ответ на 1-ый вопрос.

3. Определите вид госпитализации.

4. Определите порядок госпитализации.

5. Как должна быть оформлена добровольная госпитализация?

Эталон ответа к задаче №2

1. Основания для госпитализации в психиатрический стационар имеются.

2. Основанием для госпитализации в психиатрический стационар является необходимость проведения стационарной военно-психиатрической экспертизы и согласие призывника на стационарное обследование.

3. Госпитализация добровольная.

4. Проводится по направлению врача-психиатра призывной комиссии.

5. Письменным согласием.

Задача №3

Больной двигательно заторможен. Временами спонтанно застывает в странной позе. Если больному искусственно придать неестественную позу, например, поднять обе руки и поднять ногу так, чтобы он оставался стоять на другой ноге, то больной остается в таком положении на продолжительное время. На вопросы не отвечает, инструкции не выполняет, себя не обслуживает. Согласие на госпитализацию получить не удалось.

1. Имеются ли основания для госпитализации в психиатрический стационар?

2. Определите вид госпитализации.

3. Обоснуйте ответ на 2-ой вопрос.

4. Определите порядок госпитализации.

5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации?

Эталон ответа к задаче №3

1. Основания для госпитализации в психиатрический стационар имеются.

2. Госпитализация недобровольная.

3. Данная недобровольная госпитализация обусловлена тем, что пациент беспомощен, т. е. не способен осуществлять свои основные жизненные потребности.

4. Необходимо в течение 48 часов провести комиссионный осмотр, и в течение 24 часов направить заключение комиссии в суд.

5. Данный порядок госпитализации регламентируется «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Задача №4

Со слов пациента, «межпланетная организация» при помощи каких-то приборов заставляет его помимо воли скашивать глаза, целыми днями ходить, писать письма, декламировать стихи. Одновременно «организация» вызывает у него неприятные воспоминания, неприятные видения. На госпитализацию направлен участковым психиатром, согласие не дал.

1. Имеются ли основания для госпитализации в психиатрический стационар?

2. Определите вид госпитализации.

3. Обоснуйте ответ на 2-ой вопрос.

4. Определите порядок госпитализации.

5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации?

Эталон ответа к задаче №4

1. Основания для госпитализации в психиатрический стационар имеются.

2. Госпитализация недобровольная.

3. Данная недобровольная госпитализация обусловлена тем, что состояние пациента может значительно ухудшиться, если он будет оставлен без психиатрической помощи.

4. Необходимо в течение 48 часов провести комиссионный осмотр, и в течение 24 часов направить заключение комиссии в суд.

5. Данный порядок госпитализации регламентируется «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Задача №5

Больной много лет состоит на диспансерном учете по поводу эпилепсии со стойкими изменениями личности. Внезапно у больного развилось тоскливо-злобное настроение, он жалуется на плохое отношение к нему со стороны всех окружающих, набросился с ножом на соседа, жестоко избил жену и ребенка.

1. Имеются ли основания для госпитализации в психиатрический стационар?

2. Определите вид госпитализации.

3. Обоснуйте ответ на 2-ой вопрос.

4. Определите порядок госпитализации.

5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации?

Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную опасность пациента для окружающих. Заявление принимается в устной форме (вызов психиатрической бригады скорой помощи).

Эталон ответа к задаче №5

1. Основания для госпитализации в психиатрический стационар имеются.

2. Госпитализация недобровольная.

3. Основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную опасность пациента для окружающих.

4. Необходимо в течение 48 часов провести комиссионный осмотр, и в течение 24 часов направить заключение комиссии в суд.

5. Данный порядок госпитализации регламентируется «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Тема: Расстройства ощущений и восприятия

Задача №1

После каждого поступка больной слышит в голове мужской голос, который обсуждает поведение больного, говорит: «Сел», «Встал», «Пить пошел» и т.д.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. Это расстройство количественное или качественное?

4. К какому регистру психических расстройств он относится?

5. При каких заболеваниях он может встречаться?

Эталон ответа к задаче №1

1. Вербальные псевдогаллюцинации комментирующего содержания.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.

3. Качественное.

4. Психотический регистр.

5. Преимущественно при шизофрении, реже – при других хронических психозах.

Задача №2

Родственники больного рассказывают, что он посто­янно поднимает телефонную трубку, когда звонков нет. На вопрос, почему он это делает, сообщает, что слышит, как звонит телефон.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. Это расстройство количественное или качественное?

4. К какому регистру психических расстройств он относится?

5. Может ли встречаться данный симптом в норме?

Эталон ответа к задаче №2

1. Элементарные слуховые галлюцинации – акоазмы.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.

3. Качественное.

4. Психотический регистр.

5. Не может.

Задача №3

Больной, перенесший грипп в тяжелой форме, жалуется, что обычный разго­вор кажется ему громоподобным, свет электрической лам­почки очень ярким, обычные прикосновения вызывают болезненные ощущения.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. В структуру какого синдрома входит?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. К какому регистру психических расстройств он относится?

Эталон ответа к задаче №3

1. Гиперестезия.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений.

3. Астенического.

4. Количественное.

5. Непсихотический регистр.

Задача №4

Больная отказывается от приема пищи, утверждает, что чувствует в ней вкус челове­ческого мяса.

1. 1. Назовите симптом.

2. 2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. 3. Каковы внешние проявления данного симптома?

4. 4. Это расстройство количественное или качественное?

5. 5. К какому регистру психических расстройств он относится?

Эталон ответа к задаче №4

1. Галлюцинация вкуса.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.

3. Отказ от приема пищи.

4. Расстройство качественное.

5. Психотический регистр.

Задача №5

Больная заявляет, что по ее телу ползают насеко­мые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтвер­ждаются.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. В структуру какого синдрома входит?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. К какому регистру психических расстройств он относится?

Эталон ответа к задаче №5

1. Тактильные галлюцинации.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений и восприятия.

3. Входит в структуру ипохондрического (в частности, дерматозойного) бреда.

4. Расстройство качественное.

5. Психотический регистр.

Задача №6

Больной постоянно видит «где-то в голове» сцены из его прошлой жизни. Он уверен, что это ему «показывают» с целью скомпрометировать.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какому регистру психических расстройств он относится?

4. При каких заболеваниях он может встречаться?

5. Это расстройство количественное или качественное?

Эталон ответа к задаче №6

1. Зрительные псевдогаллюцинации.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.

3. Психотический регистр.

4. Преимущественно при шизофрении, реже – при других хронических психозах.

5. Расстройство качественное.

Задача №7

Больная «слышит», как откуда-то издалека доносятся неяс­ные голоса, которые повторяют ее мысли и комментируют ее действия. Создается впечат­ление, что они делаются специально для нее, возможно, передаются по радио.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какому регистру психических расстройств он относится?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. При каких заболеваниях он может встречаться?

Эталон ответа к задаче №7

1. Вербальные псевдогаллюцинации.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.

3. Психотический регистр.

4. Расстройство качественное.

5. Преимущественно при шизофрении.

Задача №8

Из письма больного врачу: «Меня постоянно беспо­коят такие ощущения в желудке и кишках, как будто там происходит какое-то раздирание, жжение, щекотание. Эти ощущения крайне неприятны. Они специально вызываются у меня, чтобы доставить мне беспокойство. Одновременно я слышу, как голоса внутри головы постоянно повторяют мои мысли».

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какому регистру психических расстройств он относится?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. О каком заболевании можно думать?

Эталон ответа к задаче №8

1. Висцеральные галлюцинации и вербальные псевдогаллюцинации.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.

3. Психотический регистр.

4. Расстройство качественное.

5. О шизофрении.

Задача №9

Больной сообщает, что при закрытых глазах при засыпании он видит блестящие узоры и различных фантастических живот­ных.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какому регистру психических расстройств он относится?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. При каких состояниях он может встречаться?

Эталон ответа к задаче №9

1. Гипнагогические галлюцинации.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.

3. Психотический регистр.

4. Расстройство качественное.

5. При тяжело протекающих соматических заболеваниях, при алкогольном абстинентном синдроме, редко – у здоровых людей при выраженном утомлении.

Задача №10

Больной рассказывает, что вместо узоров на ковре он видит великолепные картины природы, сказочных героев, фантастических животных.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какому регистру психических расстройств он относится?

4. Это расстройство количественное или качественное?

5. На что указывает данный симптом?

Эталон ответа к задаче №10

1. Парейдолические иллюзии (парейдолии)

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.

3. Психотический регистр.

4. Расстройство качественное.

5. Указывает на развивающееся помрачение сознания (например, при алкогольном или инфекционном делирии).

Тема: Расстройства памяти и интеллекта

Задача №1

Пациенту 28 лет. После черепно-мозговой травмы, полученной в аварии, забыл, как он собирался переходить улицу, как дошел до ее середины, где был сбит машиной. Текущие события воспроизводит правильно.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?

4. Нуждается ли данный пациент в госпитализации в психиатрический стационар?

5. Есть ли показания для недобровольной госпитализации?

Эталон ответа к задаче №1

1. Ретроградная амнезия.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.

3. К органическим заболеваниям головного мозга.

4. В госпитализации в психиатрический стационар не нуждается.

5. Показаний для недобровольной госпитализации нет.

Задача №2

Больному 74 года, 6 месяцев назад перенес геморрагический инсульт. В настоящее время не может назвать текущую дату, запомнить имя и отчество леча­щего врача, не помнит, навещают ли его родственники. Память на события, происходившие до начала заболевания, удовлетворительная. Грубых интеллектуальных расстройств не выявлено.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?

4. В структуру какого синдрома входит?

5. В результате каких заболеваний обычно развивается данный симптом?

Эталон ответа к задаче №2

1. Фиксационная амнезия.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.

3. К органическим заболеваниям головного мозга.

4. Входит в структуру Корсаковского синдрома.

5. Развивается обычно остро, в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Задача №3

Больная 82 лет не помнит событий последних десяти­летий. Считает, что ее мать, умершая 40 лет назад, жива, что медсестры – это ее подруги, лечащий врач – ее муж. Себя считает молодой женщиной. Резко снижено абстрагирование. Установлено, что указанные расстройства развивались постепенно в течение по­следних 4 лет.

1. Назовите симптом.

2. По какому закону он развивается?

3. Расстройством какой сферы психической деятельности является?

4. К какой группе заболеваний относится?

5. В результате каких болезней развивается?

Эталон ответа к задаче №3

1. Прогрессирующая амнезия.

2. По закону Рибо.

3. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.

4. К органическим заболеваниям головного мозга.

5. Возникает при хронических прогрессирующих сосудистых (безынсультное течение церебрального артериосклероза) и атрофических заболеваниях (Болезни Альцгеймера и Пика).

Задача №4

Больная 84 лет в течение месяца находится в больнице, но сообщает врачу, что она вчера ходила в гости к знакомой, что сегодня утром была дома, занималась хозяйством.

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. Какую закономерность памяти он отражает?

4. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?

5. Чем может быть обусловлена недобровольная госпитализация?

Эталон ответа к задаче №4

1. Псевдореминисценции.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.

3. В памяти дольше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»).

4. К органическим заболеваниям головного мозга.

5. Недобровольная госпитализация может быть обусловлена беспомощностью больной (ст. 29, пункт 3 «Закона о психиатрической помощи…»).

Задача №5

Больной во сне видел, как он принимал участие в кон­цертной программе, играл на скрипке. Проснувшись, заявил, что он известный музыкант, великолепно играет на скрипке (это не соот­ветствует действительности).

1. Назовите симптом.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3. При каких заболеваниях встречается данное расстройство?

4. Нуждается ли данный пациент в стационарном лечении?

5. Есть ли показания для недобровольной госпитализации?

Эталон ответа к задаче №5

1. Криптомнезия.

2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.

3. Встречается при органических психозах и параноидной шизофрении.

4. В стационарном лечении не нуждается.

5. Показаний для недобровольной госпитализации нет.

Задача №6

Ребенок 5 лет не узнает родителей, не отличает горячего от холодного, тянет в рот несъедобные предметы, не умеет раздеваться и одеваться. Нередко бывает злобен, пытается кусаться, рвать волосы, одежду. Речь полностью отсутствует. Нуждается в постоянном надзоре и уходе.

1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. С какими нарушениями обычно сочетается психический дефект при данной степени недоразвития интеллекта?

4. Каков прогноз?

5. Что является причиной смерти у таких больных?

Эталон ответа к задаче №6

1. Идиотия.

2. Умственная отсталость глубокая.

3. Психический дефект сочетается с множественными дефектами формирования внутренних органов и внешними аномалиями.

4. Прогноз неблагоприятный.

5. Причиной смерти у таких больных являются инфекции и интеркуррентные заболевания.

Задача №7

Ребенку 12 лет. По словам родителей, с раннего дет­ства уступал сверстникам в умственном развитии. С трудом окончил 3 класса спец. школы, научился писать отдельные слова, считает до 100, легко складывает в пределах 30, но с трудом вычитает числа. Знает, что такое кровать, стол, стул, но сгруппировать их в одно понятие не может. Очень приле­жен, имеет довольно хорошую механическую память.

1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. Как можно охарактеризовать мышление этого ребенка?

4. Чем нивелируется у него отсутствие абстрактного мышления?

5. Каков прогноз?

Эталон ответа к задаче №7

1. Дебильность.

2. Умственная отсталость легкой степени.

3. Мышление конкретно-ситуационное.

4. Прилежанием и хорошей механической памятью.

5. Прогноз относительно благоприятный – может освоить несложную профессию и работать под руководством наставника.

Задача №8

Мальчику 9 лет. Двигательно неловок. Может сам есть ложкой, но одеваться, раздеваться не умеет. Заикается, речь косноязычная, словарный запас ограничен, фразовая речь фактически отсутствует. Знает названия окружающих предметов. Ласков, послушен, эмоционально привязан к родным, иногда копирует их действия.

1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. Чем характеризуется познавательная деятельность этого ребенка?

4. Имеется ли у него абстрактное мышление?

5. Каков прогноз?

Эталон ответа к задаче №8

1. Имбецильность.

2. Тяжелая умственная отсталость.

3. Познавательная деятельность ограничивается образованием представлений.

4. Абстрактное мышление отсутствует.

5. Может научиться выполнять простейшие навыки самообслуживания и трудовые операции под контролем взрослых.

Задача №9

Больной 27 лет, имеет высшее образование, работала переводчицей. В течение последних двух лет появились неврологические расстройства в виде двоения в глазах, нарушения артикуляции и тонких движений в руке. Был установлен диагноз демиелинизирующего процесса. Изменилась в поведении, стала бестактна, бесцеремонна. При осмотре у психиатра жалоб на здоровье не предъявляет. Правильно называет текущую дату, место пребывания. По просьбе врача демонстрирует знание таблицы умножения, однако вычитание из 100 по 7 выполнить не может (сразу получается 43). Не может объяснить смысл пословицы «Не в свои сани не садись», отвечает: «При чем тут сани – лето на дворе». При попытке письма обнаруживает крайне неразборчивый почерк, однако сама утверждает, что написала все правильно и красиво.

1. Назовите синдром снижения интеллекта.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. Какие психические функции нарушены у больной в большей степени?

4. Имеются ли у больной выраженные личностные расстройства?

5. Каков прогноз?

Эталон ответа к задаче №9

1. Тотальное слабоумие.

2. Деменция в связи с демиелинизирующим заболеванием головного мозга.

3. В большей степени нарушен интеллект.

4. Имеются выраженные личностные расстройства (разрушение «ядра личности»).

5. Неблагоприятный.

Задача №10

Больная 52 лет длительное время страдает гипертонической болезнью и сахарным диабетом, назначенное лечение принимает нерегулярно. Жалуется на снижение памяти и сообразительности, в связи с чем перестала справляться с профессиональной деятельностью. Однако ежедневные домашние обязанности выполняет охотно и полностью, забывчивость пытается компенсировать, делая записи в блокноте. Стала сентиментальна, склонна к слезам, несколько заострились личностные черты. Понимает свою несостоятельность и стесняется ее.

1. Назовите синдром снижения интеллекта.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. Какие психические функции нарушены у больной в большей степени?

4. Имеются ли у больной выраженные личностные расстройства?

5. Какова терапевтическая тактика?

Наши рекомендации