Проведения занятия с учебной группой спасателей

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ТЕМА: "Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации".

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания, решаемые задачи. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования

2. Требования, предъявляемые спасателям. Законодательство Российской Федерации о труде спасателей. Аттестация спасателей. Права и обязанности спасателей. Правовые социальные гарантии труда спасателей. Охрана труда спасателей в системе МЧС России

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить задачи, организационную структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства РСЧС МЧС России, территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, историю их создания, решаемые задачи, организационную структуру, порядок комплектования.

2. Изучить законодательство России о труде спасателей, требования, предъявляемые к спасателям, их права и обязанности, порядок прохождения аттестации спасателей, правовые социальные гарантии труда спасателей, систему охраны труда спасателей в МЧС России.

МЕСТО: учебный класс.

МЕТОД: лекция.

ВРЕМЯ: 2 часа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

1. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ.

2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ.

3. Трудовой кодекс.

4. Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-фз (в ред.03.06.2006г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 г. №1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных Формирований и спасателей".

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

7. Постановление Правительства РФ от 31.10.96г. №1312 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.05г. №49) «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации №399 от 23 мая 2000г. «О нормативно правовых актах, содержащих нормативные требования охраны труда»

9. Постановление Администрации Нижегородской области от 23.04.97г. №111 «О создании аварийно-спасательного отряда в структуре управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области».

10. Постановление Администрации Нижегородской области от 26.11.97г. №331 «О создании аварийно-спасательной службы Нижегородской области».

11. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 15.12.04г. №754 «О создании государственного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Нижегородской области».

12. Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2005г. №323 «О системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и ЧС Нижегородской области».

13. Постановление Правительства Нижегородской области от 7.04.2006г. №111 «Об утверждении положения о территориальной подсистеме Нижегородской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

14. Постановление Правительства Нижегородской области от 13.04.2006г. №123 «О сроках готовности территориальной подсистемы Нижегородской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предназначению».

15. Постановлением Правительства Нижегородской области от 3.03.2006г. №63 «О создании территориальной системы мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области»

16. Постановление Правительства Нижегородской области от 11.07.2006г. №222 «Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в ЧС на территории Нижегородской области».

17. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8 июня 1998 года №23 (зарег. Минюстом РФ 30.11.98г. №1653) «Положение по учёту рабочего времени граждан, принятых в профессиональные АСС, АСФ на должности спасателей».

18. «Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей», утв. 18 декабря 1997 года Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол №4).

19. Приказ МЧС России №372 от 6.08.2004 г. «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».

20. Приказ МЧС России от 28.01.02г. №32 (зарегистрирован Минюстом РФ 19.03.02г. №3308) «Об утверждении положения поисково-спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

21. Учебник спасателя /Авт.: Шойгу С.К. и др., под общей ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: 1997.

22. Охрана труда спасателя /Авт. Шойгу С.К. и др., под общей ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: 1998.

22. Сборник временных Типовых инструкций по охране труда и безопасному ведению поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций. – М.: МЧС России, 1998 (Приложение к приказу МЧС России от 05.06.1998г., №354).

23.

27 декабря 1990 г. Правительство Российской Федерации образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Кроме того, в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря был объявлен Днем спасателя Российской Федерации.

На Российский корпус спасателей возлагались задачи по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Кроме того, ему предписывалась координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

Наряду с Российским корпусом спасателей в России продолжал функционировать и Штаб гражданской обороны РСФСР.

Указом Президента Российской Федерации от 29 ноября 1991 г. на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 10 января 1994 г. этот Госкомитет преобразуется в МЧС России.

МЧС России с 1994 года претерпело ряд реорганизаций. Последнее Положение о МЧС России утверждено указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 и 21.10.2005г. в Положение были внесены изменения в соответствии с указом Президента РФ №1228.

Согласно вышеназванных указов Президента РФ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

МЧС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, а также органами местного самоуправления.

В регионах МЧС России представляют региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (6 Центров): Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. РЦ имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе. Их основное предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. РЦ осуществляют свои полномочия через федеральные территориальные органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС – главные управления МЧС России по субъекту РФ. Всего таких органов в России – 88. Перечень территориальных органов, типовое положение и их наименования установлены Приказом МЧС России №372 от 6.08.2004 г. «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».

Основными задачами Главного управления МЧС России являются:

1) реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий;

2) осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

4) осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено предложенное МЧС России Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) (постановление Правительства РФ №261 от 18.04.92 г. «О создании в России системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная такими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченкой Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.

Новое положение о РСЧС было утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года №111 утверждено Положение о территориальной подсистеме Нижегородской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. НСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Нижегородской области и осуществляет свою деятельность на трех уровнях: областном, муниципальном и объектовом.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно постановления Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года №111, координационными органами НСЧС являются:

- на областном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ Нижегородской области);

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования Нижегородской области) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ органов местного самоуправления), создаваемые в городских округах, муниципальных районах и городских поселениях.

В сельских поселениях КЧС и ОПБ создаются решением главы местной администрации (при необходимости) либо обязанности по выполнению функций КЧС и ОПБ возлагаются на главу местной администрации;

- на объектовом уровне - комиссии организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ОПБ).

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Органами повседневного управления единой системы являются:

центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно постановления Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года №111, органами повседневного управления НСЧС являются:

- центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области), центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ЦУС ГПС Главного управления МЧС России по Нижегородской области), комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КГЗ и ПБ Нижегородской области);

- дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ).

Центр управления кризисными ситуациями (ЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС Главного управления МЧС России по Нижегородской области и поддержания постоянной готовности оперативных подразделений быстрого реагирования Нижегородской области и их дежурных диспетчерских служб, единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления по приему информации о возникших ЧС, всесторонней оценке их предпосылок и последствий, планированию оперативных мер и проведению комплекса мероприятий по адекватному реагированию на эти ЧС. По вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями органов управления (ОУ) территориальной подсистемы и функциональных подсистем (ТП и ФП) РСЧС, расположенных на территории области, (муниципальных образований, ведомств, органов управления системы мониторинга, прогнозирования ЧС и лабораторного контроля, ДДС, аварийно-спасательными формированиями) и через дежурную смену осуществляет координацию сил, находится в постоянной готовности.

Правительством Нижегородской области 27.12.2005г. за №323 принято постановление «О системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области». Согласно данного постановления – «ЕСОДУ является подсистемой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.»

Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности реагирования и функционирования дежурно-диспетчерских служб (ДДС) муниципального и объектового уровня различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации ЧС на основе:

- организации и поддержания информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ЕСОДУ имеющейся информации;

- своевременного представления органами местного самоуправления полной и достоверной информации о ЧС, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС;

- принятия экстренных мер по ликвидации ЧС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба

В состав ЕСОДУ входят следующие дежурно-диспетчерские службы:

- аналитический центр кризисных ситуаций Нижегородской области (АЦКС) орган управления, который осуществляет прием и анализ информации о АС и ЧС от служб, входящих в ЕСОДУ, и координирует их действия при угрозе или возникновении крупных АС и ЧС;

- единая дежурно-диспетчерская служба Нижегородской области (ЕДДС Нижегородской области);

- центральная дежурно-диспетчерская служба ГП НО "Облкоммунсервис" (ЦДДС ГП НО "Облкоммунсервис");

- дежурно-диспетчерские службы - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) городов и районов - орган повседневного управления муниципальной (городской, районной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее по тексту - дежурно-диспетчерских) служб города (района) и создаваемый при органе управления ГОЧС;

- дежурные службы поселений.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно новой редакции федерального закона «О гражданской обороне» (№28-ФЗ от 12.02.98г.) - силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. Вместо формирований ГОГО в состав РСЧС входят нештатные аварийно-спасательные формирования, которые представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

К силам постоянной готовности относятся и подразделения ГПС. Согласно федерального закона «О пожарной безопасности» в новой редакции, выезд подразделений ГПС на тушение пожаров и проведение АСДНР осуществляется в безусловном порядке.

Аварийно-восстановительное формирование может входить в перечень сил постоянной готовности (например, восстановительные поезда). Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94, аварийно-спасательное формирование это группа строителей-профессионалов, создаваемая в соответствующих строительных и монтажных организациях ведомственных органов исполнительной власти РФ и её субъектов в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах ЧС.

К силам и средствам относятся силы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 3.03.2006г. №63 «О создании территориальной системы мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области» утверждено Положение о данной подсистеме. ТСМП ЧС является информационно-аналитической подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает решение задач в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны в мирное и военное время. В состав ТСМП ЧС входит сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Основные требования, предъявляемые к АСС, АСФ указаны в «Квалификационных требованиях и методических рекомендациях по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей», утверждённых 18 декабря 1997 года Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол №4).

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования должны соответствовать организационно-штатной структуре, которая утверждается их учредителями. Структуру ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Структуру и дислокацию ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, обслуживающих объекты, подконтрольные федеральным органам надзора за безопасным ведением работ в промышленности, утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным надзорным органом.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования должны быть оснащены табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач и функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Табель оснащения устанавливается нормативными документами учредителя аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования должны иметь помещения и оборудование, обеспечивающие несение дежурства, надежную связь с обслуживаемыми объектами и органами управления, систему оповещения личного состава, места для размещения транспорта, помещения для имущества и установленных запасов материальных средств.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования должны быть обеспечены учебно-тренировочной базой, позволяющей проводить все виды подготовки, необходимой для обеспечения соответствующего уровня готовности спасателей и аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в целом. При отсутствии необходимой учебно-тренировочной базы для подготовки спасателей допускается использовать (арендовать) учебно-тренировочную базу соответствующего профиля других аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, дислоцирующихся в данном районе. Требования к оснащению учебно-тренировочной базы указаны в программах подготовки спасателей.

Порядок комплектования АСС, АСФ определяется ст.9 федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ.

Наши рекомендации