Проверьте, как мать поняла объяснения
После того, как вы научите мать, как лечить ее ребенка, вы должны убедиться, что мать понимает, как правильно проводить лечение. Контрольные вопросы помогут определить, чему научилась мать.
Важным навыком общения является умение задавать правильные контрольные вопросы.
Контрольные вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответ матери был более полным, чем “да” или “нет”. Правильные контрольные вопросы требуют, чтобы мать описала почему, каки когда она будет проводить лечение.
Из ее ответа вы можете определить, поняла ли вас мать и научилась ли тому лечению, которое вы ей объяснили. Если она не может правильно ответить, дайте больше информацииили уточните ваши указания.
Например, вы научили мать, как давать антибактериальный препарат. Затем вы должны спросить:
“Знаете ли вы, как давать вашему ребенку выписанное лекарство?”
Мать скорее всего ответит “да”, независимо от того, понимает ли она или нет. Она может стесняться признаться, что не понимает. Однако, если вы задаете несколько правильных контрольных вопросов, например:
“Когда вы должны будете дать лекарство вашему ребенку?”
“Сколько таблеток вы должны будете давать каждый раз?”
“Сколько дней вы должны будете давать таблетки?”
вы, тем самым, просите мать пересказать указания, которые вы дали ей. Правильные контрольные вопросы помогут вам удостовериться, что мать научилась и запомнила, как лечить своего ребенка.
Следующие вопросы проверяют, как мать поняла объяснения. “Правильные контрольные вопросы” требуют, чтобы мать описала, как она будет лечить своего ребенка. Они начинаются с таких вопросительных слов, как почему, что, как, когда, как частоисколько. “Неправильные вопросы”, ответ на которые может быть “да” или “нет”, не позволяют вам оценить знания матери.
ПРАВИЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ | НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
Как вы будете готовить раствор ОРС? | Помните ли вы, как приготовить раствор ОРС? |
Как часто вы должны кормить ребенка грудью? | Должны ли вы кормить ребенка грудью? |
На какую часть глаза вы должны наносить мазь? | Применяли ли вы мазь для лечения вашего ребенка? |
Сколько жидкости вы должны дать дополнительно после каждого жидкого стула? | Знаете ли вы сколько давать жидкости дополнительно? |
Почему важно, чтобы вы мыли руки? | Помните ли вы о том, что нужно мыть руки? |
После того, как вы зададите вопрос, сделайте паузу. Дайте матери возможность подумать и ответить на вопрос. Не отвечайте за нее на вопрос. Не задавайте быстро другой вопрос.
Контрольные вопросы требуют спокойствия со стороны медицинского работника. Мать может знать ответ, но она может говорить медленно. Она может быть удивлена, что вы действительно ждете от нее ответа. Она может бояться, что ее ответ неправильный. Она может стесняться в разговоре с авторитетным человеком. Дайте ей время подумать. Поощряйте ее.
Если мать отвечает неправильно или говорит, что не помнит, убедитесь, что вы не поставили мать в неудобное положение. Еще раз объясните ей, как проводить лечение. Дайте больше информации, примеров или возможностей попрактиковаться, чтобы быть уверенным, что она понимает. Затем снова задайте ей контрольные вопросы.
Мать может понимать, но говорит, что не может выполнить действие, как вы просите. У нее может возникнуть проблема или возражение. Распространенными проблемами являются недостаток времени или средств для проведения лечения. Мать может быть против того, что ее ребенок получает оральный препарат, а не инъекцию или домашнее средство, а не лекарственный препарат.
Помогите матери найти возможные решения ее проблем и ответьте на ее возражения. Например:
Если вы спрашиваете,
“Когда вы должны применить глазную мазь для лечения глаза ребенка?”
Мать может ответить, что ее целый день нет дома. Она может сказать вам, что она может лечить ребенка только утром или поздно вечером.
Попросите ее найти кого-нибудь (дедушка или бабушка, старший брат или сестра), кто дома в течение дня и может провести дневное лечение. Помогите ей спланировать, как она будет обучать этого человека правильному проведению лечения.
Если вы спрашиваете,
“Какую емкость вы будете использовать при отмеривании 1 литра воды для приготовления раствора ОРС?”
Мать может ответить, что у нее дома нет 1-литровой емкости.
Спросите, какие емкости есть у нее дома. Покажите ей, как отмерить 1 литр воды с помощью имеющейся у нее емкости. Объясните, как сделать на емкости 1-литровую отметку с помощью соответствующего инструмента, или, как отмерить 1 литр с помощью нескольких маленьких емкостей.
Если вы спрашиваете,
“Как вы будете смягчать горло вашего ребенка дома?”
Мать может ответить, что ей не нравится средство, которое вы рекомендуете. Она ожидала, что ее ребенок получит вместо этого инъекцию или таблетки.
Убедите ее в преимуществах безопасного средства по сравнению с лекарственным препаратом. Дайте понятное объяснение. Ей, возможно, придется объяснить причину назначения безопасного средства другим членам семьи, которые также ожидали другого вида лечения ребенка.
ПРИ ПРОВЕРКЕ, КАК МАТЬ ПОНЯЛА ОБЪЯСНЕНИЯ:
* Задайте вопросы, которые заставят мать объяснить что, как, сколько, когда и почему. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”.
* Предоставьте матери время подумать и затем ответить на вопрос.
* Похвалите мать за правильные ответы.
* Если необходимо, дайте больше информации, примеров или возможностей попрактиковаться.
УПРАЖНЕНИЕ В
В этом упражнении вы закрепите правильные навыки общения. Запишите ответы на вопросы в отведенное для этого место.
1. Медсестра Айжан должна научить мать, как просушивать ухо ее ребенка турундой.
Сначала она объясняет, как просушивание уха турундой поможет ребенку и как это сделать. Затем она показывает матери, как сделать турунду и как просушить ухо ребенка. Затем медсестра Айжан просит мать попробовать просушить ухо ребенка турундой под ее наблюдением и контролем. Перед тем, как мать и ребенок покинут медицинское учреждение, медсестра Айжан задает матери несколько вопросов. Она хочет удостовериться, что мать понимает, почему, как и когда проводить лечение дома.
а. Какую информацию медсестра Айжан дала матери о лечении?
б. В приведенном выше параграфе подчеркните предложение, в котором описывается, как медсестра показала пример.
в. Что делала медсестра, когда мать практиковалась в выполнении лечения?
2. Медицинский работник Басманов должен научить мать готовить раствор ОРС для ее ребенка с диареей. Сначала он объясняет, как приготовить раствор ОРС, затем он показывает матери, как это сделать. Он спрашивает мать: “Вам понятно?”. Мать отвечает: “Да”. Басманов дает матери 2 пакета ОРС и прощается с ней.
а. Какую информацию Басманов дал матери о приготовлении раствора ОРС?
б. Показал ли он ей пример действия?
в. Попросил ли он ее приготовить раствор ОРС?
г. Как Басманов проверил, как мать поняла объяснения?
д. Правильно ли Басманов проверил, как мать поняла объяснения?
е. Как бы вы проверили, как мать поняла объяснения?
3. Медсестра Алиева дает оральные антибактериальные препараты матери для ее больного ребенка. Перед тем, как дать препараты, Алиева спрашивает мать, знает ли она, как давать препарат ребенку. Мать кивает головой в знак согласия. Алиева дает матери антибактериальные препараты и прощается с ней.
Если мать говорит вам, что уже знает, как проводить лечение, что вы должны сделать?
4. Какой из следующих контрольных вопросов лучше всего использовать после объяснения об увеличении объема жидкостей во время диареи (Отметьте "ü" один вопрос.)
а. Помните ли вы, какие жидкости нужно давать вашему ребенку?
б. Уверены ли вы, что будете давать вашему ребенку жидкости
дополнительно?
в. Какой объем жидкостей вы будете давать вашему ребенку?
5. На следующие вопросы можно ответить “да” или “нет”. Перепишите их в виде правильных контрольных вопросов.
а. Помните ли вы, когда нужно давать антибактериальный препарат?
б. Знаете ли вы, сколько сиропа железа нужно давать вашему ребенку?
в. Объяснила ли вам медсестра, как применять мазь?
г. Можете ли вы просушить ухо ребенка турундой?
д. Знаете ли вы, как добраться до стационара?
После завершения данного упражнения обсудите ваши ответы с преподавателем.
Ваш преподаватель проведет упражнение на повторение и предоставит вам возможность попрактиковаться в использовании правильных контрольных вопросов.