Материалы методического обеспечения занятия.
6.1.Задание для самопроверки исходного уровня знаний-умений:
Задачи:
№1.
В родильном доме ребенка несколько раз покормили из бутылочки, прежде чем приложили к груди. После выписки из роддома мать продолжала докармливать малыша из бутылочки, полагая, что он недоедает. В последнее время она стала замечать, что при попытке дать ребенку грудь, он кричит и отворачивается. Мать обеспокоена этим, чувствует себя отвергнутой малышом.
1.Какую психологическую поддержку вы можете ей оказать?
2.Почему ребенок отказывается от груди?
3.Какую информацию необходимо дать матери?
4.Дайте рекомендации по кормлению ребенка.
№2.
Вы наблюдаете за кормлением грудью. Мать прижимает ребенка к себе, поддерживает его за спинку и прикладывает грудь к ребенку, помогая ему захватить сосок и ареолу, больше сверху.
1.Дайте оценку кормлению.
2.Ваша тактика.
№3.
Матери 19 лет. Её ребенок родился 2 дня тому назад. Он здоров. Несколько раз мать пыталась кормить малыша грудью, но молочная железа остается мягкой. Женщина расстроена и считает, что не сможет кормить ребенка грудным молоком.
1.Почему мать так считает?
2.Какую информацию следует дать матери?
3.В какой практической помощи она нуждается?
№4.
Кормящая женщина предъявляет жалобы на отечность и боль в молочных железах. Впервые ребенок был приложен к груди на второй день жизни. Сейчас ему 6 дней. Из груди молоко выделяется, но не так быстро как раньше. Кормление слишком болезненно. В связи с этим мать решила ограничить его продолжительность.
1.Поставьте диагноз.
2.Каковы причины этого состояния?
3.Какую помощь вы можете оказать матери?
№5.
Ребенку 2 месяца. Масса тела в настоящее время 4 200 г (при рождении 3 100 г). Мать обеспокоена, так как считает, что у неё мало молока. При проведении «контрольного» взвешивания оказалось, что ребенок съедает по 80 мл молока в течение одного кормления. Сосет активно, однако после кормления грудью проявляет беспокойство. Кормят ребенка 7 раз в сутки.
1.Какое состояние можно предположить у малыша?
2.Проведите расчет долженствующего суточного объема пищи.
Тесты:
1. Какая суточная потребность в жирах при естественном вскармливании ребенка 2 месяцев (г/кг)?
А -4,5
В –6,5
С –7,5
D -5,5
Е -3,5
2.Какая средняя продолжительность кормления 1,5 месячного ребенка грудью?
А -40-45 минут
В -15-20 минут
С - 10-15 минут
D -45-50минут
Е -20-30 минут
3.Какой метод должен использовать врач-неонатолог, рассчитывая объём молока на 5-й день жизни ребёнка (вес при рождении - 4 500 г)?
А -объёмный метод
В -формулу Финкельштейна
С -формулуЗайцевой
D -метод Тура
Е -формулу Маслова
4. Какое из ниже перечисленных заболеваний является абсолютным противопоказанием к кормлению ребенка грудью в случае заболевания кормящей матери?
А - грипп
В - фарингит
С - почечная недостаточность
D - аллергия
Е - пневмония
5.Когда у женщины начинает вырабатываться зрелое молоко?
А -в конце беременности
В -на протяжении первых 2-3 дней после родов
С -с 4-5-го дня после родов
D -со 2-3-й недели после родов
Е -с 4-5-й недели после родов
6.Укажите суточное количество молока, необходимое грудному ребенку в 3,5 месяца.
А -1/4 от долженствующей массы тела
В -1/5 от долженствующей массы тела
С -1/6 от долженствующей массы тела
D -1/7 от долженствующей массы тела
Е -1/8 от долженствующей массы тела
Ответы к задачам:
№1.
1. Убедить мать, что возникшие затруднения при кормлении грудью можно устранить.
2.Ребенок отказывается от груди, так как его стали кормить из бутылочки (предлактационное кормление). Чередование соски с грудью дезориентирует сосательную реакцию малыша, приводит к ослаблению щечных мышц, неправильной технике сосания и, как следствие, к утрате желания сосать грудь.
3.Ребенок испытывает потребность находится как можно дольше с матерью. Ему трудно приспособиться сосать грудь после кормления из бутылочки.
4.Перестать докармливать ребенка из бутылочки. Расположить малыша близко к себе, обеспечив контакт «кожа-к-коже», кормить по требованию. Убедится, что захват груди правильный и ребенку легко ее взять. При необходимости после кормления грудью сцедить молоко и докормить ребенка из ложечки.
№2.
1.Допущены ошибки: кормящая мать не правильно прикладывает грудь к ребенку, захват груди выполнен больше сверху.
2.Обучить мать технике кормления грудью, проконтролировать правильность выполнения.
№3.
1.У неё недостаточно знаний о вскармливании ребенка и нет уверенности в успехе кормления грудью.
2.В молочных железах имеется какое-то количество молозива. Если ребенок будет чаще сосать грудь, то это поможет увеличить лактацию. Через день-два молочные железы наполнятся молоком.
3.Помочь матери распознать готовность малыша принимать пищу, правильно расположить ребенка у груди, обеспечить захват ареолы.
№4.
1.Отечность и боль в молочных железах из-за застоя молока.
2.Позднее прикладывание к груди, редкое опорожнение ее от молока, ограничение продолжительности кормления грудью.
3.Перед кормлением грудью стимулировать рефлекс окситоцина (теплый компресс на грудь или душ, массаж шеи и спины, легкий массаж молочных желез, стимуляция кожи сосков, расслабление матери). Кормить часто, оказывать помощь в прикладывании ребенка, менять его позиции при кормлении. После кормления для уменьшения отечности показан кратковременный прохладный компресс на молочные железы.
№5.
1.У ребенка недоедание.
2.Должный суточный объем пищи =1/6 должной массы тела (3 100 + 600 + 800 =4 500 г), т.е. 4 500 : 6 = 750 (мл). Ребенок высасывает 80 мл х 7 = 560 мл. Недостающий объем молока в сутки 190 мл (750мл – 560 мл).
Ответы к тестам:
1.В; 2.В; 3.С; 4.С; 5.D; 6.С.
6.2.Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в учебниках:
- основная литература:
1. Чеботарьова В. Д., Майданик В. Г. Пропедевтична педіатрія — К., 1999. - с. 448-488.
2. Мазурин А. В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней —М.,- 2001, 432 С.
3. Шунько Е.Е., Тутченко Л.И., Костюк К.О., Марушко Т.Л. «Сучасне ведення лактації та грудного вигодовування» Навчальний посібник./ К., 2002.- с.5-87, 93-148.
- дополнительная литература:
1.Ежова Н.В., Ермакова О.Є. Вскармливание детей раннего возраста. Учебное пособие. – Мн.Книжный дом, 2003.- 7-97,184-225 с.
2.Дієтетика дитячого віку / За ред. І.Л.Бабія, М.Л.Аряєва; Одеськ. держ. мед. ун-т.-Одеса: Друк, 2002. – с. 5-132
3. Гармонічне харчування матері, плода і дитини: Посібник для лікарів / В.М.Запорожан, І.Л.Бабій, О.Д.Телющенко. – Одеса: Одес.держ.мед.ун-т, 2004. – с.4-78, 100-152.
4. Горленко О.М., Русановська О.В. Алгоритми харчування дітей. «Карпати»- 2004- с.5-23
5. Юлиш Е.И., Абатуров А.Е., Кривопустов С.П., Степанова А.Г. Мать и ребенок. Рациональное питание – Донецк: Регина, 2006.- с.10-74.