Материалы методического обеспечения занятия.

6.1.Задание для самопроверки исходного уровня знаний-умений:

Задачи:

№1.

В родильном доме ребенка несколько раз покормили из бутылочки, прежде чем приложили к груди. После выписки из роддома мать продолжала докармливать малыша из бутылочки, полагая, что он недоедает. В последнее время она стала замечать, что при попытке дать ребенку грудь, он кричит и отворачивается. Мать обеспокоена этим, чувствует себя отвергнутой малышом.

1.Какую психологическую поддержку вы можете ей оказать?

2.Почему ребенок отказывается от груди?

3.Какую информацию необходимо дать матери?

4.Дайте рекомендации по кормлению ребенка.

№2.

Вы наблюдаете за кормлением грудью. Мать прижимает ребенка к себе, поддерживает его за спинку и прикладывает грудь к ребенку, помогая ему захватить сосок и ареолу, больше сверху.

1.Дайте оценку кормлению.

2.Ваша тактика.

№3.

Матери 19 лет. Её ребенок родился 2 дня тому назад. Он здоров. Несколько раз мать пыталась кормить малыша грудью, но молочная железа остается мягкой. Женщина расстроена и считает, что не сможет кормить ребенка грудным молоком.

1.Почему мать так считает?

2.Какую информацию следует дать матери?

3.В какой практической помощи она нуждается?

№4.

Кормящая женщина предъявляет жалобы на отечность и боль в молочных железах. Впервые ребенок был приложен к груди на второй день жизни. Сейчас ему 6 дней. Из груди молоко выделяется, но не так быстро как раньше. Кормление слишком болезненно. В связи с этим мать решила ограничить его продолжительность.

1.Поставьте диагноз.

2.Каковы причины этого состояния?

3.Какую помощь вы можете оказать матери?

№5.

Ребенку 2 месяца. Масса тела в настоящее время 4 200 г (при рождении 3 100 г). Мать обеспокоена, так как считает, что у неё мало молока. При проведении «контрольного» взвешивания оказалось, что ребенок съедает по 80 мл молока в течение одного кормления. Сосет активно, однако после кормления грудью проявляет беспокойство. Кормят ребенка 7 раз в сутки.

1.Какое состояние можно предположить у малыша?

2.Проведите расчет долженствующего суточного объема пищи.

Тесты:

1. Какая суточная потребность в жирах при естественном вскармливании ребенка 2 месяцев (г/кг)?

А -4,5

В –6,5

С –7,5

D -5,5

Е -3,5

2.Какая средняя продолжительность кормления 1,5 месячного ребенка грудью?

А -40-45 минут

В -15-20 минут

С - 10-15 минут

D -45-50минут

Е -20-30 минут

3.Какой метод должен использовать врач-неонатолог, рассчитывая объём молока на 5-й день жизни ребёнка (вес при рождении - 4 500 г)?

А -объёмный метод

В -формулу Финкельштейна

С -формулуЗайцевой

D -метод Тура

Е -формулу Маслова

4. Какое из ниже перечисленных заболеваний является абсолютным противопоказанием к кормлению ребенка грудью в случае заболевания кормящей матери?

А - грипп

В - фарингит

С - почечная недостаточность

D - аллергия

Е - пневмония

5.Когда у женщины начинает вырабатываться зрелое молоко?

А -в конце беременности

В -на протяжении первых 2-3 дней после родов

С -с 4-5-го дня после родов

D -со 2-3-й недели после родов

Е -с 4-5-й недели после родов

6.Укажите суточное количество молока, необходимое грудному ребенку в 3,5 месяца.

А -1/4 от долженствующей массы тела

В -1/5 от долженствующей массы тела

С -1/6 от долженствующей массы тела

D -1/7 от долженствующей массы тела

Е -1/8 от долженствующей массы тела

Ответы к задачам:

№1.

1. Убедить мать, что возникшие затруднения при кормлении грудью можно устранить.

2.Ребенок отказывается от груди, так как его стали кормить из бутылочки (предлактационное кормление). Чередование соски с грудью дезориентирует сосательную реакцию малыша, приводит к ослаблению щечных мышц, неправильной технике сосания и, как следствие, к утрате желания сосать грудь.

3.Ребенок испытывает потребность находится как можно дольше с матерью. Ему трудно приспособиться сосать грудь после кормления из бутылочки.

4.Перестать докармливать ребенка из бутылочки. Расположить малыша близко к себе, обеспечив контакт «кожа-к-коже», кормить по требованию. Убедится, что захват груди правильный и ребенку легко ее взять. При необходимости после кормления грудью сцедить молоко и докормить ребенка из ложечки.

№2.

1.Допущены ошибки: кормящая мать не правильно прикладывает грудь к ребенку, захват груди выполнен больше сверху.

2.Обучить мать технике кормления грудью, проконтролировать правильность выполнения.

№3.

1.У неё недостаточно знаний о вскармливании ребенка и нет уверенности в успехе кормления грудью.

2.В молочных железах имеется какое-то количество молозива. Если ребенок будет чаще сосать грудь, то это поможет увеличить лактацию. Через день-два молочные железы наполнятся молоком.

3.Помочь матери распознать готовность малыша принимать пищу, правильно расположить ребенка у груди, обеспечить захват ареолы.

№4.

1.Отечность и боль в молочных железах из-за застоя молока.

2.Позднее прикладывание к груди, редкое опорожнение ее от молока, ограничение продолжительности кормления грудью.

3.Перед кормлением грудью стимулировать рефлекс окситоцина (теплый компресс на грудь или душ, массаж шеи и спины, легкий массаж молочных желез, стимуляция кожи сосков, расслабление матери). Кормить часто, оказывать помощь в прикладывании ребенка, менять его позиции при кормлении. После кормления для уменьшения отечности показан кратковременный прохладный компресс на молочные железы.

№5.

1.У ребенка недоедание.

2.Должный суточный объем пищи =1/6 должной массы тела (3 100 + 600 + 800 =4 500 г), т.е. 4 500 : 6 = 750 (мл). Ребенок высасывает 80 мл х 7 = 560 мл. Недостающий объем молока в сутки 190 мл (750мл – 560 мл).

Ответы к тестам:

1.В; 2.В; 3.С; 4.С; 5.D; 6.С.

6.2.Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в учебниках:

- основная литература:

1. Чеботарьова В. Д., Майданик В. Г. Пропедевтична педіатрія — К., 1999. - с. 448-488.

2. Мазурин А. В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней —М.,- 2001, 432 С.

3. Шунько Е.Е., Тутченко Л.И., Костюк К.О., Марушко Т.Л. «Сучасне ведення лактації та грудного вигодовування» Навчальний посібник./ К., 2002.- с.5-87, 93-148.

- дополнительная литература:

1.Ежова Н.В., Ермакова О.Є. Вскармливание детей раннего возраста. Учебное пособие. – Мн.Книжный дом, 2003.- 7-97,184-225 с.

2.Дієтетика дитячого віку / За ред. І.Л.Бабія, М.Л.Аряєва; Одеськ. держ. мед. ун-т.-Одеса: Друк, 2002. – с. 5-132

3. Гармонічне харчування матері, плода і дитини: Посібник для лікарів / В.М.Запорожан, І.Л.Бабій, О.Д.Телющенко. – Одеса: Одес.держ.мед.ун-т, 2004. – с.4-78, 100-152.

4. Горленко О.М., Русановська О.В. Алгоритми харчування дітей. «Карпати»- 2004- с.5-23

5. Юлиш Е.И., Абатуров А.Е., Кривопустов С.П., Степанова А.Г. Мать и ребенок. Рациональное питание – Донецк: Регина, 2006.- с.10-74.

Наши рекомендации