Материалы методического обеспечения занятия.

6.1.Задания для самооценки исходного уровня знаний-умений

1. Перечислитеосновные морфологические признаки воспаления.

2. Перечислите признаки дистрофии в тканях пародонта.

3. Какая диагностическая аппаратура имеется в стоматологическом кабинете?

4. Какие методы рентгенологического исследования применяются в стоматологии?

5. Перечислите основные показатели анализа крови в норме.

6. Какие методы забора материала применяются для цитологического исследования?

7. Перечислите основные методы обследования зубов.

8. Перечислите основные методы обследования пародонта.

9. Перечислите основные методы обследования СОПР.

10. Какие Вы знаете дополнительные методы обследования зубов?

11. Какие Вы знаете дополнительные методы обследования пародонта?

12. Какие Вы знаете дополнительные методы обследования при заболеваниях СОПР?

6.2 Информацию, необходимая для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

- основная:

1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..

2. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. IІ.- Полтава: «Дивосвіт», 2007.- 280 с. + 32 вкл.: іл..

- дополнительная:

1. Николишин А.К. Современная эндодонтия практического врача.- Полтава, 1998.- 156 с.

2. Заболевания пародонта: Атлас/ Н.Ф.Данилевский, Е.А.Магид, Н.А.Мухин, В.Ю.Миликевич.- М.: Медицина, 1993.- 320 с.

3. Заболевания слизистой оболочки полости рта /Н.Ф.Данилевский, В.К.Леонтьев, А.Ф.Несин, Ж.И.Рахний// М.: ОАО «Стоматология», 2001.- 272 с.

4. Заболевания пародонта: Атлас/ Н.Ф.Данилевский, Е.А.Магид, Н.А.Мухин, В.Ю.Миликевич.- М.: Медицина, 1993.- 320 с.

5. Данилевский Н.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахний Ж.И. Пульпит.- Київ: «Здоров’я», 2003.- 168 с.

6.3. Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой по теме занятия:

№ п/п Основные задания Указания Ответы
Выясните паспортные данные пациента обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчеству. Ф, И, О., возраст, пол, место работы, должность, профессия, адрес, телефон.
Жалобы при поступлении выясните ощущения: болевые, необычные, неприятные, изме-нения внешнего вида (похуда-ние, желтизна, деформация челюстей, припухлости лица и т.д.), нарушение слюноотделения, вкуса время появления, развитие, периодичность, выраженность, характер, и т. д.
История заболевания добивайтесь определенности и ясности во всех деталях. Уточните, когда возникло заболевание, с чего началось, как развивалось, первые симптомы. подробно, в хронологи-ческой последовательности опишите симптомы заболе-вания, их динамику. Укажите частоту обостре-ния заболевания, причины, связь со временами года или другими факторами.
История жизни уточните профессиональное обучение, трудовую деятель-ность, характер и условия Ра-боты (умственная, физическая, в помещении, на открытом возду-хе, вечерние и ночные смены, сквозняки, сырость, пыль, осве-щенность, командировки), взаи-моотношения с сотрудниками регулярность в приеме пи-щи, наклонности в питании и т.д. укажите место рождения, детство и юность, трудо-вой период, условия жиз-ни, вредные привычки, половое развитие, перене-сенные заболевания, болез-ни ближайших родствен-ников, аллергологический анамнез.
Общее состояние больного объективное исследование проводите строго по плану, указанному в схеме истории болезни: уточните самочувст-вие, состояние кожи и видимых слизистых, подкожно-жировую клетчатку, лимфатические узлы, мышцы. кости. суставы. опишите общее состояние пациента, органы дыхания, сердечно-сосудистую сис-тему, органы пищеварения, мочеполовую систему, нервную систему и органы чувств.  
Состояние органов полости рта тщательно проведите осмотр челюстно-лицевой области, используя специальные пробы, заполните зубную формулу. опишите лицо (симмет-ричность, припухлость и т.д.), слизистую губ, щек, твердого и мягкого неба. Состояние зубов. Резуль-таты зондирования, перку-ссии, прикус, гигиену полости рта, пародонт, язык, зев.
Состояние пораженного органа при выявлении заболевания, проведите дополнительное подробное исследование: термодиагностику, витальное окрашивание, ЭОД, люминес-центное исследование, транс-иллюминацию, формалиновую пробу, определите изъязвления в пародонтальном кармане, и др. выявите морфологические элементы, при необходимости возьмите мазки-отпечатки, аллергические пробы, посев на грибы Candida, и др. подробно опишите пораженный орган: зуб, пародонт, СОПР
Предварительный диагноз на основании приведенных выше данных поставьте предварительный диагноз напишите предварительный диагноз (на русском и латинском языках)
Данные лабораторных методов обследования по показаниям приведите данные лабораторных методов исследования, в соответствии с предварительным диагнозом   анализ крови, мочи, сахар в крови,биохимические, цито-логические, гистологичес-кие, микробиологические исследования, определение чувствительности микро-флоры к антибиотикам, стоматоскопия, биомикро-скопия. Анализ крови на RW, HBS – антиген и HIDS, ВИЧ. Консультации других специалистов (терапевта, эндокринолога, гематолога, аллерголога, гинеколога, и др.).
Данные рентгенологических исследований в историю болезни вклейте рентгенограмму (визиограму и т.д.) описать рентгенологичес-кое исследование при поражениях зубов, паро-донта, других тканей и органов челюстно-лицевой области.  
Дифференциальная диагностика проводится путем сравнения важных симптомов болезни пациента со сходными призна-ками близких по клинике заболеваний, с отражением особенностей их проявления у данного пациента. привести подробно, указав патогенетическую связь отдельных симптомов и симптомокомплексов, данных лабораторного и инструментального исследования
Заключительный диагноз на основании характерных жалоб больного, анамнеза заболевания, объективных и дополнительных исследований дифференциальной диагностики поставьте окончательный диагноз (на русском и латинском языках).   поставьте окончательный диагноз, используя данные опроса, анамнеза, объек-тивных исследований. Выбираются наиболее важ-ные, достоверные симпто-мы. Приведите результаты дополнительных методов исследования, клинических анализов, консультаций других специалистов, резу-льтаты дифференциальной диагностики. Окончательный диагноз состоит из диагноза основ-ного заболевания и сопут-ствующего патологичес-кого процесса. Дополни-тельно проводится обосно-вание всех положений диагноза (фазы заболева-ния, степени тяжести, функциональных нарушений, осложнений).
Этиология и патогенез заболевания основные моменты этиологии и патогенеза заболевания изложить с учетом особенностей у конкретного пациента.   кратко изложите этиологию и патогенез данного заболевания  
Терапия при составлении плана лечения исходите из конкретного анали-за клинической картины заболе-вания, учитывая особенности его проявления и общее состо-яние пациента. Лечение должно быть комплексным, включать местное и общее, исходя из конкретного патологического процесса, его клиники, этиологии и патогенеза.   представьте краткий обзор существующих методов лечения заболевания, составьте план лечения больного  
Дневник кратко описывается состояние больного, все изменения за истекшее время. Заносятся дополнительные вновь выявленные сведения из анамнеза, симптомы. опишите динамику заболевания, состояние больного в каждое посещение, лечебные манипуляции, назначения на дом, консультации, реакции на проводимую терапию.
Прогноз ближайший, отдаленный для органа и организма в целом (благоприятный, сомнительный, неблагоприятный).   укажите прогноз состоя-ния органов и тканей поло-сти рта. Дайте рекоменда-ции пациенту по гигиене полости рта, профилактике конкретной патологии, возможных осложнений.
Эпикриз в эпикризе отражается способ-ность врача правильно и глубоко понять сущность болезни, её клинико-лабора-торные проявления. Оценить динамику патологического процесса, эффективность проводимой терапии, а также умение прогнозировать заболевание, разработать профилактику возможных обострений и осложнений.   отразите Ф., И., О. боль-ного, возраст и сроки его лечения. Развернутый кли-нический диагноз, прове-денное лечение, наиболее эффективные лекарствен-ные препараты, выявлен-ные побочные действия лекарственных препаратов, индивидуальную непере-носимость, аллергические реакции, рекомендации по профилактике, диспансери-зации, дальнейшему лечению заболевания.  

Наши рекомендации