Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го. На этом за­ня­тии очень важ­ным яв­ля­ет­ся уп­раж­не­ние «Кто та­кие "Не­мо­гуч­ки"?»

На этом за­ня­тии очень важ­ным яв­ля­ет­ся уп­раж­не­ние «Кто та­кие "Не­мо­гуч­ки"?». Что­бы про­ще и бы­ст­рее на­чать раз­го­вор, ве­ду­ще­му мож­но рас­ска­зать ре­бя­там о сво­ем "Не-мо­гуч­ке". На­при­мер: «Мой "Не­мо­гуч­ка" по­че­му-то про­сы­па­­е­тся ут­ром, ко­гда мне не хо­чет­ся вста­вать. И по­ка "Не­мо­гуч­­ка" дей­ст­ву­ет, я ни­как не мо­гу встать, гла­за не от­кры­ва­ют­­ся. Вам то­же зна­ко­мы про­дел­ки "Не­мо­гуч­ки". Ко­гда уро­ки Де­лать не хо­чет­ся, вы ду­мае­те, что не мо­же­те ре­шить за­да­чу, и не ре­шае­те». Нуж­но по­ста­рать­ся под­вес­ти де­тей к вы­во­ду: «Не хо­чу = Не мо­гу», «Хо­чу = Мо­гу». Этот вы­вод мож­но за­пи­сать на дос­ке.

Те­ма 3. Я и мои ро­ди­те­ли

Це­ли:

по­мочь де­тям осоз­нать тре­бо­ва­ния ро­ди­те­лей, со­пос­та­­вить их со свои­ми воз­мож­но­сти и же­ла­ния­ми;

обу­чить де­тей спо­со­бам раз­ре­ше­ния кон­флик­тов с ро­ди­­т­ел­ями.

За­ня­тие 13. Я и мои ро­ди­те­ли

Раз­мин­ка

«В мас­ке».Во­дя­щий, на­дев мас­ку, с по­мо­щью дви­же­ний го­ло­вы и шеи изо­бра­жа­ет дей­ст­вия школь­ни­ка, но на этот раз при­бав­ля­ет­ся воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ин­то­на­ци­ей. Мож­но про­из­но­сить бес­смыс­лен­ные зву­ки: «бу», «ду» и т.п. Ос­таль­­ные уча­ст­ни­ки раз­га­ды­ва­ют, ка­кие дей­ст­вия изо­бра­жа­ют­ся.

«Сон­ное ды­ха­ние».Де­ти за­кры­ва­ют гла­за. Ве­ду­щий пред­­л­аг­ает им пред­ста­вить, что они спят по­сле тя­же­ло­го тру­до­во­го дня, и по­ды­шать так, как ды­шат лю­ди во сне. По­том — как ды­шат лю­ди, пе­ре­жив­шие боль­шую ра­дость, силь­но взвол­но­­ва­нные и т.п. Как ме­ня­ет­ся ды­ха­ние в за­ви­си­мо­сти о г на­стро­­ения че­ло­ве­ка?

«Ска­зоч­ные ге­рои».По­бе­се­дуй­те с деть­ми об их лю­би­мых сказ­ках и о ска­зоч­ных ге­ро­ях (или пер­со­на­жах мульт­филь­­мов), на ко­то­рых им хо­те­лось бы быть по­хо­жи­ми. Пусть каж дый вы­бе­рет та­ко­го ге­роя и по­ста­ра­ет­ся вой­ти в этот об­раз Нуж­но пред­ста­вить­ся от име­ни ге­роя (на­при­мер: «Я — Зо луш­ка», «Я — Бу­ра­ти­но»), рас­ска­зать не­мно­го о се­бе, под­ви­­гат­ься так, как дви­гал­ся бы вы­бран­ный ге­рой, от­ве­тить на во­про­сы дру­гих де­тей.

Мож­но за­да­вать ге­рою сказ­ки лю­бые, в том чис­ле са­мые не­ожи­дан­ные во­про­сы: «Зо­луш­ка, что ты ела се­го­дня на зав­трак? А что ты ви­де­ла во сне?» За­да­ча ге­роя — на­хо­дить от­­в­еты на лю­бые во­про­сы, не те­ря­ясь и не вы­хо­дя из об­раза. Мож­но уст­ро­ить зна­ком­ст­ва и диа­лог для ге­ро­ев из раз­ных ска­зок.

Ко­гда все ге­рои бу­дут пред­став­ле­ны, по­го­во­ри­те с деть­ми о том. что лю­ди не слу­чай­но вы­би­ра­ют то­го или ино­го ге­роя — их что-то сбли­жа­ет, воз­мож­но, у них есть сход­ные ка­че­ст­ва. Про­ве­рить спра­вед­ли­вость это­го пред­по­ло­же­ния мож­но, по­­п­ыта­вшись срав­нить ге­ро­ев ска­зок с ис­пол­ни­те­ля­ми их ро­лей. Най­ди­те эти сход­ные ка­че­ст­ва! Ве­ду­щий мо­жет не­на­­вя­зч­иво по­мо­гать, под­ска­зы­вать, ес­ли у де­тей воз­ник­нут за­т­ру­дн­ения.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Не­окон­чен­ные пред­ло­же­ния».Де­ти не­сколь­ко ми­нут раз­мыш­ля­ют о сво­ей до­маш­ней жиз­ни. По­сле это­го они за­вер­­ш­ают фра­зы:

«В мо­ей се­мье при­ня­то...» «Мои ро­ди­те­ли час­то... » «Моя ма­ма обыч­но...» «Мой па­па обыч­но...» «Я с ро­ди­те­ля­ми час­то...»

Ри­су­нок «Се­мья».Пред­ло­жи­те де­тям пред­ста­вить, что к ка­ж­до­му в дом при­шел до­б­рый вол­шеб­ник и пре­вра­тил всех До­мо­чад­цев в ска­зоч­ных ге­ро­ев. Кто в ко­го пре­вра­тит­ся? Пусть де­ти на­ри­су­ют свою се­мью в ска­зоч­ных об­раз­ах. Ри­­су­нки мож­но за­брать до­мой и по­да­рить ро­ди­те­лям. Мож­но так­же по­про­сить ро­ди­те­лей при же­ла­нии вы­пол­нить то же за­да­ние: на­ри­со­вать чле­нов сво­ей се­мьи в об­раз­ах ге­ро­ев ска­зок. Ин­те­рес­но впо­след­ст­вии срав­нить, мно­го ли ока­жет­ся сов­па­де­ний в ска­зоч­ных ин­тер­пре­та­ци­ях до­маш­ней жиз­ни у Де­тей и у их ро­ди­те­лей.

За­ня­тие 14. Я умею про­сить про­ще­ния

Раз­мин­ка

«Изо­бра­зи пред­мет».Все вме­сте пе­ре­чис­ли­те пред­ме­ты до­маш­ней ут­ва­ри. По­сле это­го ка­ж­дый за­га­ды­ва­ет один из пред­ме­тов и пла­сти­че­ски изо­бра­жа­ет его, а ос­таль­ные от­га­ды­­в­ают. Для вы­пол­не­ния это­го уп­раж­не­ния мо­жет по­на­до­бить­ся ков­рик.

«Чув­ст­ва».Ве­ду­щий по оче­ре­ди на­зы­ва­ет ка­кое-ли­бо чув­­с­тво (удив­ле­ние, ра­дость, ску­ка и т.п.). Де­ти долж­ны вспом­нить, ка­кое из до­маш­них за­ня­тий вы­зы­ва­ет у них это чув­ст­во, один из них пла­сти­че­ски изо­бра­жа­ет это за­ня­тие. Ос­таль­ные от­га­ды­ва­ют, что это за за­ня­тие.

«Мас­ки».При­го­товь­те раз­но­цвет­ные бу­маж­ные сал­фет­ки и по­ка­жи­те де­тям, как мож­но лег­ко и бы­ст­ро сде­лать из них вы­ра­зи­тель­ные мас­ки: ли­ст­ки скла­ды­ва­ют­ся вдвое, в нуж­ных мес­тах де­ла­ют­ся от­вер­стия нуж­ной фор­мы — нож­ни­ца­ми ли­бо про­сто паль­ца­ми. Пред­ло­жи­те де­тям по­пы­тать­ся из­го­то­­вить мас­ки, вы­ра­жаю­щие раз­ные чув­ст­ва, и про­из­не­сти с мас­кой на ли­це мо­но­лог от име­ни это­го чув­ст­ва.

Наши рекомендации