Комментарии для Ведущего. На этом занятии очень важным является упражнение «Кто такие "Немогучки"?»
На этом занятии очень важным является упражнение «Кто такие "Немогучки"?». Чтобы проще и быстрее начать разговор, ведущему можно рассказать ребятам о своем "Не-могучке". Например: «Мой "Немогучка" почему-то просыпается утром, когда мне не хочется вставать. И пока "Немогучка" действует, я никак не могу встать, глаза не открываются. Вам тоже знакомы проделки "Немогучки". Когда уроки Делать не хочется, вы думаете, что не можете решить задачу, и не решаете». Нужно постараться подвести детей к выводу: «Не хочу = Не могу», «Хочу = Могу». Этот вывод можно записать на доске.
Тема 3. Я и мои родители
Цели:
помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможности и желаниями;
обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Занятие 13. Я и мои родители
Разминка
«В маске».Водящий, надев маску, с помощью движений головы и шеи изображает действия школьника, но на этот раз прибавляется возможность пользоваться интонацией. Можно произносить бессмысленные звуки: «бу», «ду» и т.п. Остальные участники разгадывают, какие действия изображаются.
«Сонное дыхание».Дети закрывают глаза. Ведущий предлагает им представить, что они спят после тяжелого трудового дня, и подышать так, как дышат люди во сне. Потом — как дышат люди, пережившие большую радость, сильно взволнованные и т.п. Как меняется дыхание в зависимости о г настроения человека?
«Сказочные герои».Побеседуйте с детьми об их любимых сказках и о сказочных героях (или персонажах мультфильмов), на которых им хотелось бы быть похожими. Пусть каж дый выберет такого героя и постарается войти в этот образ Нужно представиться от имени героя (например: «Я — Зо лушка», «Я — Буратино»), рассказать немного о себе, подвигаться так, как двигался бы выбранный герой, ответить на вопросы других детей.
Можно задавать герою сказки любые, в том числе самые неожиданные вопросы: «Золушка, что ты ела сегодня на завтрак? А что ты видела во сне?» Задача героя — находить ответы на любые вопросы, не теряясь и не выходя из образа. Можно устроить знакомства и диалог для героев из разных сказок.
Когда все герои будут представлены, поговорите с детьми о том. что люди не случайно выбирают того или иного героя — их что-то сближает, возможно, у них есть сходные качества. Проверить справедливость этого предположения можно, попытавшись сравнить героев сказок с исполнителями их ролей. Найдите эти сходные качества! Ведущий может ненавязчиво помогать, подсказывать, если у детей возникнут затруднения.
Основное содержание занятия
«Неоконченные предложения».Дети несколько минут размышляют о своей домашней жизни. После этого они завершают фразы:
«В моей семье принято...» «Мои родители часто... » «Моя мама обычно...» «Мой папа обычно...» «Я с родителями часто...»
Рисунок «Семья».Предложите детям представить, что к каждому в дом пришел добрый волшебник и превратил всех Домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Пусть дети нарисуют свою семью в сказочных образах. Рисунки можно забрать домой и подарить родителям. Можно также попросить родителей при желании выполнить то же задание: нарисовать членов своей семьи в образах героев сказок. Интересно впоследствии сравнить, много ли окажется совпадений в сказочных интерпретациях домашней жизни у Детей и у их родителей.
Занятие 14. Я умею просить прощения
Разминка
«Изобрази предмет».Все вместе перечислите предметы домашней утвари. После этого каждый загадывает один из предметов и пластически изображает его, а остальные отгадывают. Для выполнения этого упражнения может понадобиться коврик.
«Чувства».Ведущий по очереди называет какое-либо чувство (удивление, радость, скука и т.п.). Дети должны вспомнить, какое из домашних занятий вызывает у них это чувство, один из них пластически изображает это занятие. Остальные отгадывают, что это за занятие.
«Маски».Приготовьте разноцветные бумажные салфетки и покажите детям, как можно легко и быстро сделать из них выразительные маски: листки складываются вдвое, в нужных местах делаются отверстия нужной формы — ножницами либо просто пальцами. Предложите детям попытаться изготовить маски, выражающие разные чувства, и произнести с маской на лице монолог от имени этого чувства.