V. Изучение нового материала

I. Организационный момент. Проверка организации рабочего места ученика

II. Введение в тему урока

Напоминаю ребятам содержание сказки "Ца­ревна-лягушка" .

"Было у одного царя три сына. Когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охо­та бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе жела­тельно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выйдите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор; подня­ла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор; подняла ее купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Шел он шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царе­вич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

— Возьми меня замуж!

— Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягуш­ку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а не­частного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот позвал царь сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай соткут мне к завтрему по ковру.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич пришел домой, сел и голову повесил. Лягушка спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, пригорюнился? Или горе какое?

— Батюшка велел тебе к завтрему ковер ему соткать. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро ве­чера мудренее".

Учитель предлагает учащимся помочь Царевне-лягуш­ке и придумать сказочный узор для ее ковра. Дети вспо­минают, какие материалы они использовали для создания узоров (цветная бумага, краски, карандаши).

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы будем составлять сказочные узоры из необычного материала, подаренного нам приро­дой. А из какого — вам подскажут загадки.

IV. Отгадывание загадок:

Падают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья.)

Никто не пугает, а они все дрожат.

(Листья осины.)

Летом вырастают, осенью опадают.

(Листья.)

Висит зеленый, летит желтый, лежит черный.

(Лист.)

Рыжий Егорка упал в озерко,

Сам не утонул и воды не всколыхнул.

(Лист.)

Лист ладошкой с длинной ножкой.

(Лист клена.)

Ветер спит,

И роща спит,

А листочек спать не хочет —

То затихнет, то лопочет.

(Лист осины.)

На веревочке висел,

С ветром спорил и шумел.

Платье старое сменил —

Всех красою покорил.

А остался не у дел —

Оборвался, улетел.

(Лист.)

На корону я похож,

И на веер я похож,

И на детскую ладошку,

И на пеструю матрешку.

Красный, желтый и резной.

Вы подружитесь со мной?

(Лист клена.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза.)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Ничего, что плод мой мелок —

Я кормлю свиней и белок.

(Дуб.)

Почки — липучие,

Листья — пахучие,

Плоды — летучие.

(Тополь.)

Летом в жару он в шубе пуховой,

В холод зимой — совершенно голый!

(Тополь.)

Есть сережки,

Да не девчонка.

Есть и шишки,

Да не сосенка.

Живет в низинке,

Около лозинки.

(Ольха.)

V. Изучение нового материала

Знакомство детей с правилами сбора, засушива­ния и хранения листьев; приспособлениями, необходимы­ми для засушивания растений; свойствами засушенных листьев; правилами сбора природного материала (наиболее подходящие период времени и погодные условия); требо­ваниями к качеству собираемого материала. В ходе обсуж­дения правил заготовки подчеркиваю необходимость бережного отношения к природе.

VI. Правила сбора листьев

1. Нельзя рвать листья с деревьев, следует соби­рать опавшие на землю.

2. Собирать листья лучше в сухую солнечную по­году.

3. Собирать листья лучше днем после того, как высохнет роса.

4. Собирать листья нужно до того, как они нач­нут сохнуть.

5. Собранные листья должны быть чистыми, без признаков болезни.

Второе и третье правило поясняю: если собирать листья утром или во время дождя, то они будут влажными и в процессе засушивания потеряют привлека­тельную окраску, покроются бурыми пятнами.

Далее знакомлю детей с правилами за­сушивания листьев, которые включают: подготовку к засу­шиванию, укладывание в "тетради", составление закладок, их установку под пресс, замену отсыревшей бумаги, опре­деление продолжительности сушки. Параллельно учащиеся знакомятся с приспособлениями, используемыми для засу­шивания растений (прессом, если он есть в школе, или его аналогом, который можно изготовить из двух кусков фанеры и груза из книг или кирпичей).

Особенно под­черкивается, что нельзя сушить листья между страницами книг и журналов, так как это приводит к их порче.

VII. Сравнение свойства засушенных листьев и бумаги

Отмечают их гибкость, хрупкость и ломкость, а также необходимость аккуратно­го обращения с ними при работе. Исходя из этого, уста­навливаются и правила хранения засушенных листьев, ко­торые запрещают хранение растений в коробке вперемеш­ку. Высушенные растения необходимо хранить в "тетра­дях", в которых они засушивались, уложенных в папки.

VIII. Алгоритм (последовательность) выполнения аппликации из засушенных листьев

При разъяснении последовательности выполнения работы нужно обращаю внимание на по­нятие "основа". Она служит для укрепления композиции, которая составляется из хрупкого материала. Основа мо­жет одновременно являться и фоном композиции.

Наши рекомендации