Студентам к практическому занятию
ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности скелета туловища»
ЦЕЛИ: Приобщить учащихся к творческой, самостоятельной
деятельности. Закрепить знания, умения и навыки.
ОСНАЩЕНИЕ: Таблицы, анатомические препараты (кости), скелет, атлас по анатомии костной системы, диапроектор, слайды, тесты, задачи, кроссворды.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА:
- по форме одет;
- организация рабочего места;
- конспект лекции;
- дневник практических занятий;
- канцпринадлежности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Скелет туловища и его составляющие структуры.
2. Строение позвонка.
3. Особенности строения позвонков в разных отделах позвоночного столба.
4. Соединения позвоночного столба.
5. Строение и значение межпозвоночного диска.
6. Понятие «остеохондроз».
7. Позвоночный столб в целом, изгибы и функции.
8. Строение и значение грудины.
9. Строение ребра.
10. Классификация ребер.
11. Соединения ребер.
12. Грудная клетка в целом.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Объяснить и продемонстрировать на таблицах и анатомических препаратах (скелете, позвоночном столбе) строение позвоночного столба. Объяснить и продемонстрировать строение позвонка, отличительные особенности строения позвонков в разных отделах позвоночного столба. Объяснить и продемонстрировать на таблицах, слайдах, атласе виды соединения позвоночного столба, строение и значение межпозвоночного диска. Объяснить и продемонстрировать строение грудины, ребер, классификацию и соединения ребер, грудную клетку в целом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 1. Изучить на таблицах, слайдах и анатомических
препаратах строение позвоночного столба, позвонка, отличительные особенности позвонков в разных отделах позвоночного столба, соединения позвоночного столба. Строение грудины и ребер, классификацию и соединения ребер. Изучить позвоночный столб в целом, грудную клетку в целом.
Задание № 2. Нарисовать в дневнике практических занятий строение
позвонка.
Задание № 3. Нарисовать строение грудины.
Задание № 4. Нарисовать строение ребра.
Задание № 5. Написать в виде графологической структуры классификации ребер.
Задание № 6. Написать в виде графологической структуры соединения позвоночного столба.
Задание № 7. Решить тесты и задачи по теме.
Задание № 8. Оформить дневник и записать краткий вывод и обобщение о выполненной работе.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Анатомия» под редакцией Л.Ф.Гаврилова, 1985 г.
2. «Анатомия и физиология» под редакцией Е.А.Воробьева, 1981 г.
3. «Анатомия человека» под редакцией Р.П.Самусева, 1990 г.
4. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» под редакцией С.А.Мухиной, И.И.Тарновской,1983 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«Анатомия человека» под редакцией М.Р. Сапина, 1997 г.
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕМА: «АФО скелета верхних и нижних конечностей»
АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕМЫ:
В процессе длительной эволюции рука утратила функцию опоры (особенно кисть) и стала самым подвижным аппаратом человеческого тела, способным выполнять разнообразные движения, отличающиеся особой слаженностью и четкостью. Рука превратилась в орган труда, поэтому строение костей и суставов верхней конечности отражает ее функцию, как органа хватания и ощупывания.
Изучение скелета верхних конечностей необходимо для дальнейшего изучения анатомии и физиологии мышечной системы, сосудистой системы, нервной системы; а также для изучения в дальнейшем таких дисциплин, как хирургия, травматология, терапия, педиатрия и многих других. Знание данной темы необходимо медицинской сестре для оказания неотложной медицинской помощи при травмах конечностей, кровотечениях, переломах, вывихах.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Скелет пояса верхних конечностей.
2. Скелет свободной верхней конечности.
3. Соединение костей верхней конечности.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: