III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме. 1. Механизм развития инфекционно-токсического шока, церебральной гипертензии и гипотензии, отека головного мозга
1. Механизм развития инфекционно-токсического шока, церебральной гипертензии и гипотензии, отека головного мозга, ДВС-синдрома и острой недостаточности надпочечников (синдром Уотерхауса-Фридериксена).
2. Назовите наиболее вероятные осложнения, характерные для различных форм менингококковой инфекции?
3.Прочитав задачу, ответьте на следующие вопросы:
Есть ли у больного данные за менингит? Какую этиологию менингита можно предположить? Проведите дифференциальный диагноз.
Мужчина, 30 лет, болен 2 неделю. Жалуется на головную боль. Объективно: состояние средней тяжести, бледен, адинамичен, выраженная потливость, т-ра 38,90С, пульс – 84 в мин, тоны сердца приглушены. В легких рассеянные сухие и единичные влажные хрипы (больше в верхней доле правого легкого). На 8 день болезни появилась нерезкая ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига, Брудзинского, Гийена. В крови – лейкоцитов 9,2Х109/л, СОЭ – 32 мм/час. При люмбальной пункции – ликвор ксантохромный, вытекает струей, цитоз 538 клеток (лимфоцитов 65%), белок 2,6‰, реакция Панди +++, сахар – 18мг%. При стоянии ликвора выпала нежная фибриновая пленка («паутинка»).
4. Какие неотложные мероприятия необходимо провести при отеке головного мозга? Почему при угрозе отека головного мозга проведение спинномозговой пункции требует особой осторожности.
5. Рассчитайте примерное количество пенициллина, необходимое для лечения больного генерализованной формой менингококковой инфекции (взрослый, вес 70 кг), поступившего на 3-й день болезни.
Тема «Дифтерия».
I. Вопросы для самоконтроля.
1. Определение дифтерии.
2. Краткая характеристика возбудителя.
3. Эпидемиология дифтерии (резервуар и источник инфекции, механизм передачи, пути передачи).
4. Какие патогенетические особенности определяют тяжесть течения дифтерии?
5. Клинические формы дифтерии.
6. Клинические признаки локализованной и токсической дифтерии ротоглотки.
7. Стадии дифтерийного крупа и их клинические признаки.
8. Методы лабораторной диагностики дифтерии.
9. Специфическая терапия дифтерии.
II. Целевые задачи
Студент должен знать: · Этиологию и эпидемиологию дифтерии; · Патогенез дифтерии; · Правила осмотра слизистой ротоглотки; · Клинические формы дифтерии; · Клинические признаки дифтерии и дифтерийного крупа; · Показания к госпитализации; · Заболевания, с которыми надо дифференцировать дифтерию. · Осложнения дифтерии; · Причины летальных исходов при дифтерии; · Методы лабораторного подтверждения · Специфическую терапию болезни · Мероприятия в очаге дифтерии. | Основная литература: 1.Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни. Национальное руководство. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 1047с. 2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 1024 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). 3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 1007 с. 4. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов). Дополнительная. 1. Схемы лечения инфекции под. ред. С.В. Яковлева, 2005 2. Избранные вопросы терапии инфекционных больных. Лобзин Ю.В. М., 2005. 3. Отараева Б.И. , Цуциева В.В. Дифтерия. Владикавказ, 2008. |
Студент должен уметь: 1. При первичном осмотре больного собрать анамнез и произвести осмотр, выявить основные признаки дифтерии; 2. Правильно произвести осмотр ротоглотки; 3. Решить вопрос о госпитализации 4. Определить план обследования больного с подозрением на дифтерию; 5. Произвести забор материала для бактериологического исследования; 6. Провести дифференциальный диагноз с болезнями, протекающими с симптомами поражения ротоглотки (ангинами, перитонзиллярным абсцессом, инфекционным мононуклеозом, паротитом и др.) 7. Оценить тяжесть течения, предвидеть осложнения; 8. Составить план лечения, ввести противодифтерийную сыворотку; 9. Составить санитарно-просветительную беседу по предупреждению дифтерии для работы в очаге и провести наблюдение за контактными лицами. |