Задания для самостоятельной работы. 1. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу: составьте историческую периодизацию основных этапов развития мировой экономической мысли и
1. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу: составьте историческую периодизацию основных этапов развития мировой экономической мысли и представьте краткую характеристику.
Школы и направления | Период развития | Краткая характеристика |
2. Составьте список Нобелевских лауреатов в области экономики.
3.Подготовить эссе по предложенной тематике. Подготовьте комментарий к нему.
4. Подготовить каждому на выбор автобиографию одного из Нобелевских лауреатов в области экономики и его вклад в науку.
5. Подготовить каждому на выбор автобиографию одного из ученых и рассмотреть его основные взгляды и теории.
6. Осуществить подбор материала по развитию Русской экономической мысли от периода древности до современности и рассмотреть основные Древнерусские Трактаты.
7.Представить характеристику уровней развития экономики (микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мировая экономика) и как они взаимосвязаны между собой.
В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме:
1.В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономику как науку:
а) о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ;
б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве;
в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов;
г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов;
д) определения нет.
2.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 определение предмета институциональной экономики?
3.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 марксистское определение предмета экономической науки?
4.Есть ли в вариантах ответов на тест 1 классическое определение предмета экономической науки?
5. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?
а) особенности функционирования рынка в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; б) эффективность производства; в) природу денег; г) природу прибыли.
6. Экономическая теория не исследует:
а) неограниченные ресурсы; б) выбор между материальными и духовными потребностями; в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) распределение доходов.
7. Мезоэкономика изучает:
а) влияние изменения курса рубля на объем импорта; б) влияние изменения курса рубля на функционирование фирмы А; в) эффективность производства фирмы А; г) конкуренцию фирмы А с фирмой В.
8. Институционализм в отличие от экономикса:
а) более совершенная теория; б) не считает цену главной экономической категорией; в) ближе к марксизму; г) не может служить адекватной экономической теорией.
9. Марксизм в отличие от экономикса:
а) более совершенная теория; б) не может служить адекватной экономической теорией; в) считает, что проблему редкости возможно разрешить; г) не изучает рыночную экономику.
10. Экономикс трактует стоимость как:
а) справедливую цену; б) как основу цены; в) долгосрочную цену; г) цену, т.е. не видит принципиальных различий.
Темы эссе:
1. Считаете ли вы марксизм или современные западные экономические теории «вульгарными» и «ненаучными»?
2. Кризис экономической теории или новый виток её развития?
3. Кому и зачем нужна экономическая теория?
4. Какова роль экономической теории в современной экономике.
5. Математические методы в экономическом анализе: область применения и границы.
Тема№2 «Общественное производство и проблема выбора» (2 часа).
Глоссарий
Производство; воспроизводство, распределение; обмен; потребление; альтернативные издержки; экономическое поведение; экономическая система; рыночная экономика; плановая экономика; смешанная экономика, традиционная экономика.
ПЛАН
1. Базовые категории экономической теории. Общественное производство и воспроизводство. Производство, распределение, обмен и потребление.
2. Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей). Закон возрастающих альтернативных издержек. Рациональное экономическое поведение.
3. Основные проблемы экономической системы: что производить? Как производить? Для кого производить? Экономические системы общества: традиционная, рыночная, плановая экономика, социально-рыночная.
4. Преимущества и недостатки рыночной и плановой экономики. Смешанная экономика.
Дискуссионные вопросы
1. Каково место технологии, энергии и информации в общественном производстве? Можно ли считать их самостоятельными факторами производства?
2. Рациональное поведение как предпосылка экономического анализа.
3. Решение проблем что?, как?, для кого производить? в традиционном обществе, рыночной и плановой экономике: сравнительный анализ.
Практические задания
1. Предположим, что общество производит только два товара, и его кривая производственных возможностей следующая:
Продовольствие, млн. т | Тракторы, тыс. шт. |
Достигнет ли общество экономического роста, если население останется неизменным и в 2010 г. производилось: 4000 тракторов и 3 млн. т зерна.
2. Предположим, что общество (см. задачу 1) производит 6000 тракторов и 3 млн. т зерна в 2012г. Можно ли оценить развитие общества за 2010-2012 г.г. как экономический рост?
3. Чтобы купить мясо дешевле, вам надо отстоять очередь, потратив на это около часа. Но можно купить мясо без очереди, но на 30% дороже. Каков ваш выбор и почему?
4. Решите вопросы, что, как и для кого производит рынок:
а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующая система (да/нет);
б) ориентирован на производство социально необходимых товаров (да/нет);
в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да/нет);
г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да/нет);
д) способствует удовлетворению потребностей всех членов;
е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары и услуги (да/нет);
ж) способствует внедрению достижений НТП.
Литература
Основная литература
1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика. / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.
Дополнительная литература
2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.
3. Сажина М. А. Экономическая теория. / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с
4. Микроэкономика: бакалавр. Электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).