V. Методы обучения и преподавания.

Методические рекомендации для практических занятий

Тема №8

Речевая тема: Сердечно-сосудистая система.

Грамматическая тема:Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста.

Тема№9

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

Тема №10

Речевая тема: Клетка – наименьшая единица живого организма.

Грамматическая тема:Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем.

Тема №11

Речевая тема: Сенсорные системы. Органы чувств.

Грамматическая тема:Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего.

Тема №12

Речевая тема: Иммунная система.

Грамматическая тема:Классификация предметов: что делится на что; что разделяется на что; что подразделяется на что.

Тема №13

Речевая тема: Кожа – защитный покров организма.

Грамматическая тема:Качественный состав, строение предмета: что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего; что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что.

Тема №14

Эндокринная система. Обмен веществ.

Грамматическая тема:Количественный состав предмета: сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.

Тема №15

Речевая тема: Болезни и больной.

Грамматическая тема:Возникновение, происхождение предмета: что (кто)возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; что(кто)появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; кто создает что; кто изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

ЗАНЯТИЕ №8

I. Речевая тема: Сердечно-сосудистая система.

Грамматическая тема:Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста.

II. Цель: дать общее представление о научном тексте в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его тему, структуру, смысл, вычленять микротемы.

Основные вопросы темы:

1. Научный текст медицинского профиля.

2.Тема и микротема медицинского текста.

3. Структура и смысл медицинского текста.

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

⃰Наглядный: работа с таблицами.

⃰Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными лингвистическими терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1.Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.

Текст ( лат. textum - «связь, соединение») – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.

Научный текст (НТ) – это сообщение, обладающее смысловой и структурной завершенностью и связанностью всех входящих в него самостоятельных предложений и информативных частей (абзацев, глав, разделов, параграфов).

Научные тексты содержат научную информацию. Выделяют тексты специальные - для профессионалов, научно-популярные - для массового читателя, учебно-научные – для обучения.

Основные признаки научного текста – логичность, смысловая целостность, связность, информативность. Логичность предусматривает логику изложения. Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца) и обеспечивается регулярной повторяемостью ключевых слов. Связность текста – это единство содержания, структуры и связь предложений, абзацев.

Тема научного текста – это предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Тему раскрывает заголовок текста.

Микротема научного текста – это часть общей темы, состоящая из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть несколько микротем. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Формулировки микротем представляют план НТ.

Структура научного текста включает: название (заголовок), вступление (введение), основную часть и заключение. Название НТ должна отражать тему и соответствовать содержанию текста. Вступление - вводная часть к раскрытию основной темы текста. Основная часть текста – это самая большая часть текста, в которой раскрывается тема. Заключение – это часть НТ, содержащая обобщение, итог.

Абзац – это смысловая часть текста, которая содержит определенную информацию и связана одной микротемой.

Задание 2. Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение.

Сердце человека

Наше сердце всегда первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки, подъем в горы, воздействие эмоций или других факторов. Так, при средней продолжительности жизни человека в 70 лет оно сокращается свыше 2,5 миллиардов раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 вагонов. И эта работа выполняется органом, масса которого 250 г (у женщин) и немногим больше 300 г (у мужчин).
У людей, занимающихся спортом, сердце в состоянии напряжения может работать с частотой свыше 200 сокращений в минуту и при этом обладать удивительной выносливостью. В это время увеличивается сила и скорость сокращений сердца, а через его сосуды проходит крови в 4-5 раз больше, чем в состоянии покоя. Мышца сердца при этом не испытывает дефицита питательных веществ и кислорода. Однако нетренированным людям стоит только немного пробежаться, как у них появляется сердцебиение и одышка.

Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться и решить для себя: действительно ли так важны для нашего организма занятия спортом.
У человека, ведущего малоподвижный образ жизни, учащение сердечных сокращений не приводит к увеличению кровоснабжения сердца, как это требуется организму. В этом случае мышца сердца и скелетные мышцы получают недостаточное количество кислорода, работают в условиях кислородного голодания, в результате накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы. Нетренированное сердце со слабой сердечной мышцей не может долго работать с повышенной нагрузкой. Оно быстро устает, причем кровоснабжение сначала ненадолго усиливается, а затем ухудшается.

Поэтому человек должен с детства заботиться о своем сердце и тренировать его. Подвижный образ жизни, физическая работа способствуют укреплению сердечной мышцы.

Задание 3.Определите тему текста «Сердце человека». Сколько абзацев и микротем содержит данный текст? Запишите его название, тему и микротемы. Сформулируйте основную мысль текста.

Задание 4. Выпишите из текста «Сердце человека» словосочетания с числительными, записав числительные словами.

Задание 5.Прочитайте и озаглавьте текст. Разделите текст на абзацы. Сформулируйте тему и микротемы. Докажите, что данный текст является учебно-научным.

Ваша сердечно-сосудистая система переносит кислород и питательные вещества между тканями и органами. Кроме того, она помогает удалять из организма шлаки. Сердце, кровеносные сосуды и сама кровь образуют сложную сеть, по которой плазма и форменные элементы транспортируются в Вашем организме. Эти вещества переносятся кровью по кровеносным сосудам, а кровь приводит в движение сердце, работающее как насос. Кровеносные сосуды сердечно-сосудистой системы образуют две основных подсистемы: сосуды малого круга кровообращения и сосуды большого круга кровообращения. Сосуды малого круга кровообращения переносят кровь от сердца к легким и обратно. Сосуды большого круга кровообращения соединяют сердце со всеми другими частями тела. Значение кислорода. Клетки Вашего организма нуждаются в кислороде, и именно кровь переносит кислород от легких к различным органам и тканям. Когда Вы дышите, кислород проходит через стенки особых воздушных мешочков (альвеол) в легких и захватывается специальными клетками крови (эритроцитами).Обогащенная кислородом кровь по малому кругу кровообращения попадает в сердце, которое перекачивает ее по большому кругу кровообращения в другие части тела. Попав в разные ткани, кровь отдает содержащийся в ней кислород и забирает вместо него углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь возвращается в сердце, которое снова перекачивает ее в легкие, где она освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, завершая тем самым цикл газообмена.

Задание 6. Раскройте значение терминов по однокоренным словам.

Сердцебиение –сердце, биться; кровообращение –кровь, обращаться; кровоснабжение – кровь, снабжаться; кровеносный –кровь, носить; газообмен –газ, обменять.

Задание 7. Переведите термины на русский язык.

Қан, жүрек, жүректік, қанайналым, қан айналым шеңбері, қан айналымының үлкен шебері, қан айналымының кіші шеңбері, қанмен қамтамасыз ету, жүрек қағу, жүрек қантамыр.

Для справок: сердце, сердечный, круг кровообращения, сердечно-сосудистый, малый круг кровообращения, сердцебиение, большой круг кровообращения, кровообращение, кровь, кровоснабжение.

Задание 8. Подберите к выделенным словам однокоренные антонимы.

Огромное количество крови, нетренированное сердце, увеличение кровоснабжения сердца, недостаточное количество кислорода, вредные продукты обмена веществ, быстрый износ сердечной мышцы, слабая сердечная мышца, кровоснабжение ухудшается, сложная сеть, малый круг кровообращения.

Задание 9.Спишите, вставляя пропущенные буквы.Укажите подстиль научного текста: специальный, научно-популярный или учебно-научный.

Сер …це – полый симметричный мышечный орган размером примерно с кулак человека, которому оно принадлеж…т. Сер…це разделен… на правую и лев… части, каждая из которых имеет две камеры: верхнюю (предсердие) для сбор… крови и нижнюю (желудочек) с впускным и выпускным клапан… для предотвращения обратного тока крови. Стенки и перегородки сер…ца представляя…т собой мышечн… ткань сложного слоистого строения, называемую миокардом. Сер…це обладает уникальн… свойством самовозбуждения, то есть импульсы к сокращению зарождаются в нем самом.

Задание 10. Прочитайте заголовок и начало текста. Назовите его основную тему. Проследите развитие темы в микротемы. Запишите микротемы в нужной последовательности, составив простой назывной план текста. Определите подстиль.

Как работает сердце

Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее соответственно.

Правое предсердие сердца получает бедную кислородом кровь по двух главным венам: верхней полой и нижней полой, а также из более мелкого венечного синуса, который собирает кровь из стенок самого сердца. При сокращении правого предсердия кровь через трехстворчатый клапан попадает в правый желудочек. Когда правый желудочек достаточно наполнится кровью, он сокращается и выбрасывает кровь через легочные артерии в малый круг кровообращения.

Кровь, обогащенная кислородом в легких, по легочным венам попадает в левое предсердие. После заполнения кровью левое предсердие сокращается и через митральный клапан выталкивает кровь в левый желудочек. После заполнения кровью левый желудочек сокращается и с большой силой выбрасывает кровь в аорту. Из аорты кровь попадает в сосуды большого круга кровообращения, разнося кислород ко всем клеткам тела.

Задание11.Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста. Укажите подстиль.

Несмотря на небольшой размер Вашего сердца (примерно такой же, как размер сжатого кулака), этот маленький мышечный орган перекачивает около 5-6 л крови в минуту даже когда вы отдыхаете! Сердце человека - это мышечный насос, разделенный на 4 камеры. Две верхние камеры называются предсердия, а две нижние - желудочки. Эти два типа камер сердца выполняют разные функции: предсердия собирают кровь, поступающую в сердце и проталкивают ее в желудочки, а желудочки выталкивают кровь из сердца в артерии, по которым она попадает во все части тела. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой, а два желудочка - межжелудочковой перегородкой. Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. Это отверстие открывает и закрывает предсердно-желудочковый клапан. Левый предсердно-желудочковый клапан известен также как митральный клапан, а правый предсердно-желудочковый клапан - как трехстворчатый клапан.

Сердечная деятельность регулируется нервной системой – одни нервы увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а другие – уменьшают. Импульсы по этим нервам поступают на водитель ритма, заставляя его работать сильнее или слабее. Если перерезать оба нерва, сердце все равно будет сокращаться, но с постоянной скоростью, так как перестанет приспосабливаться к потребностям организма. Эти нервы, усиливающие или ослабляющие сердечную деятельность, составляют часть вегетативной (или автономной) нервной системы, которая регулирует непроизвольные функции организма. Примером такой регуляции является реакция на внезапный испуг – вы чувствуете, что сердце “замирает”. Это приспособительная реакция ухода от опасности.
Нервные центры, регулирующие деятельность сердца, находятся в продолговатом мозге. В эти центры поступают импульсы, сигнализирующие о потребностях тех или иных органов в притоке крови. В ответ на эти импульсы продолговатый мозг посылает сердцу сигналы: усилить или ослабить сердечную деятельность. Потребность органов в притоке крови регистрируется двумя типами рецепторов – рецепторами растяжения (барорецепторами) и хеморецепторами. Барорецепторы реагируют на изменение кровяного давления – повышение давления стимулирует эти рецепторы и заставляет посылать в нервный центр импульсы, активирующие тормозящий центр. При понижении давления, наоборот, активируется усиливающий центр, сила и частота сердечных сокращений увеличиваются и кровяное давление повышается. Хеморецепторы “чувствуют” изменения концентрации кислорода и углекислого газа в крови. Например, при резком увеличении концентрации углекислого газа или понижении концентрации кислорода эти рецепторы тотчас же сигнализируют об этом, заставляя нервный центр стимулировать сердечную деятельность. Сердце начинает работать более интенсивно, количество крови, протекающей через легкие, увеличивается и газообмен улучшается. Таким образом, перед нами пример саморегулирующейся системы.
Но не только нервная система влияет на работу сердца. На функции сердца влияют и гормоны, выделяемые в кровь надпочечниками. Например, адреналин усиливает сердцебиение, другой гормон, ацетилхолин, наоборот, угнетает сердечную деятельность.
Теперь, наверное, вам не составит труда понять, почему, если резко встать из лежачего положения, может даже наступить кратковременная потеря сознания. В вертикальном положении кровь, питающая мозг, движется против силы тяжести, поэтому сердце вынуждено приспосабливаться к этой нагрузке. В лежачем положении голова не намного выше сердца, и такой нагрузки не требуется, поэтому барорецепторы дают сигналы ослабить частоту и силу сердечных сокращений. Если же неожиданно встать, то барорецепторы не успевают сразу отреагировать, и на какой-то момент произойдет отток крови от мозга и, как следствие, головокружение, а то и помутнение сознания. Как только по команде барорецепторов темп сердечных сокращений ускорится, кровоснабжение мозга окажется нормальным, и неприятные ощущения исчезнут.

Вопросы:

1) Сколько литров крови перекачивает сердце?

2) Какой размер имеет ваше сердце?

3) На сколько камер разделено сердце? Как называются верхние камеры? А нижние камеры?

4) Какие функции выполняют предсердия и желудочки?

5) Что такое митральный клапан?

6) Как сердечная деятельность регулируется нервной системой?

7) Где находятся нервные центры, регулирующие деятельность сердца?

8) Что происходит при повышении и понижении кровяного давления?

9) Какими двумя типами рецепторов регистрируется потребность органов в притоке крови?

10) Как влияют на функции сердца гормоны?

Задание 12.Дайте полное определение понятия «сердце» на русском и казахском языках.

Задание 13. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Характеристика научного медицинского текста», «Сердечно-сосудистая система», «Как работает сердце?», «Как сердечная деятельность регулируется нервной системой?».

VII. Литература

1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

VIII. Контроль.

1. У спортсменов сердце может работать с частотой свыше 200 сокращений в минуту.

Какое из нижеперечисленных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) двести

2) двухсот

3)двумстам

5) двухстах

2. Человек должен с детства заботиться о … сердце и тренировать его.

Какое из нижеперечисленных местоимений НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) свой

2) своего

3) своему

4) своим

5) своем

3. Сердечно-сосудистая система … кислород и питательные вещества между тканями и органами.

Какой из нижеперечисленных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) переносят

2) перенес

3) перенесли

4) переносит

5) перенесло

4. … сосуды сердечно-сосудистой системы образуют две основных подсистемы

Какое из нижеперечисленных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) кровеносный

2) кровеносная

3) кровеносное

4) кровеносные

5) кровеносных

5. Нервные центры, … деятельность сердца, находятся в продолговатом мозге.

Какое из нижеперечисленных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) регулирующий

2) регулирующая

3)регулирующее

4) регулирующие

5) регулирующими

6. Нетренированное сердце со слабой сердечной … не может долго работать с повышенной нагрузкой.

Какое из нижеперечисленных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) мышца

2) мышцы

3) мышце

4) мышцу

5) мышцей

7.В …. кровь, питающая мозг, движется против силы тяжести.

Какое из нижеперечисленных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) вертикальное положение

2) вертикального положения

3) вертикальному положению

4) вертикальном положении

5) вертикальным положении

8. Насыщенная углекислым газом кровь возвращается в сердце, котор… снова перекачивает ее в легкие.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) АЯ

9. Какие буквы пропущены в слове серде ... ая?

1) ЧЬН

2) ЧН

3) ШН

4) ЩН

5) ШЬН

10. Какие буквы пропущены в слове желудо ...овый?

1) ЧЬК

2) ЧК

3) ШК

4) ЩК

5) ШЬК

11.Какое слово является НАИБОЛЕЕ сходным по значению для существительного дефицит (кислорода).

1) убыток

2) недостаток

3) превышение

4) увеличение

5) уменьшение

12.Какое слово является НАИБОЛЕЕ сходным по значению для прилагательного полый (мышечный орган)

1) полный

2) пустой

3) большой

4) небольшой

5) маленький

13. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову жүректік?

1) сердце

2) сердечник

3) сердечный

4) сердечко

5) сердцебиение

14. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову қанайналым?

1) кровоснабжение

2) кровообращение

3) кровосмешение

4) кровоизлияние

5) кровопотеря

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует словосочетанию малый круг кровообращения?

1) қан айналым шеңбері

2) қан айналымының үлкен шебері

3) қан айналымының кіші шеңбері

4) қанмен қамтамасыз ету

5) жүрек- қантамыр

ЗАНЯТИЕ №9

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3.Определение предмета.

4. Введение термина.

Наши рекомендации