Тема: ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов очного отделения ЕГФ
БРЯНСК 2009
ББК -
УДК
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Анатомия и морфология человека» составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначена для студентов специальностей учитель географии с дополнительной специальностью биология, учитель химии с дополнительной специальностью биология, учитель биологии с дополнительной специальностью, биология.
Составитель: кандидат биологических наук, доцент Иванова Т.Г.
Рецензенты:
Зайцев Д.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии Брянского госуниверситета имения академика И.Г. петровского.
Цублова Е.Г. – кандидат биологических наук, доцент кафедры Брянской инженерно-технологической академии
Утверждена на заседании кафедры зоологии и анатомии
Протокол № .
Утверждена на заседании ученого совета ЕГФ БГУ
протокол №
© Иванова Т.Г., 2009
© РИО БГУ, 2009
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебного курса «Анатомия и морфология человека» является формирование у студентов комплекса научных знаний о морфофункциональной организации тела человека, способах приспособления к среде обитания посредством изменения строения отдельных органов, особенностях филогенеза и онтогенеза отдельных систем органов.
Основные задачи курса:
- формирование знаний о морфофункциональных закономерностях формирования организма человека как единого целого с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- формирование представлений о диалектической взаимосвязи между структурой и функцией отдельных органов и систем тела человека;
- ознакомление с особенностями влияния факторов среды обитания на рост и развитие организма.
Овладение студентами программного материала проводится в процессе учебных занятий, а также в форме самостоятельной работы, выполняемой в рамках учебного плана. На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений биологической науки на основе эволюционной методологической направленности. На практических занятиях студенты изучают частную анатомию отдельных органов и систем организма. Содержание данного учебного курса тесно связано с физиологией человека и животных, а также зоологией и теорией эволюции.
По результатам изучения курса студенты должны знать:
- строение и возрастные изменения органов и их систем;
- макроскопическое и микроскопическое строение органов;
- закономерности ростовых процессов;
- влияние факторов среды обитания на анатомическую изменчивость органов и организма человека в целом;
студенты должны уметь:
- определять на живом человеке и муляже основные оси, плоскости и части тела;
- показывать и называть основные элементы внешнего строения органов на таблицах, муляжах, влажных макропрепарата;
- объяснять по таблицам и микропрепаратам микроскопическое строение органов;
- определять на муляже или таблицах топографическое положение органов тела человека.
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - ДПП.Ф.05 Анатомия и морфология человека. «Строение и возрастные изменения органов и их систем: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, эндокринная, репродуктивная системы, система кожных покровов. Макро- и микроскопическое строение органов. Влияние факторов среды на анатомическую изменчивость организма человека. Филогенез органов и их систем.»
Учебная дисциплина «Анатомия и морфология человека» изучается студентами 3 курса на протяжении 1 или 2 семестров: для отделения «биология-химия»: на лекции – 32 часа, лабораторные занятия – 48 часов, индивидуальную работу – 8 часа, самостоятельную работу – 52 часов.
для отделения «биология», «география-биология», «химия-биология»: на лекции – 16 часов, лабораторные занятия – 32 часа, индивидуальную работу – 5 часа, самостоятельная работа – 119 часов.
По итогам изучения курса студенты сдают экзамен.
Оценочный рейтинг:
№ | Виды работы студента | Кол-во баллов | Итоговый балл |
Практические и лекционные занятия (обязательные виды работ) | |||
1. | Аудиторная проверочная работа | До 5 | 16 х 5 = 80 баллов 24 х 5 = 120 баллов |
Устный ответ (у доски) | До 5 | ||
Выполнение практической части занятия | До 5 | ||
Пропуск лекции и практического занятия | - 3 балла | ||
Промежуточный и итоговый контроль | |||
Контрольная работа по разделу (4 к\р) | 5 баллов | Всего 20 баллов | |
Экзамен: 2теоретических вопроса | Общий балл - 5 | ||
Дополнительные способы повышения рейтинговой оценки | |||
Подготовка презентации или таблицы | До 5 | ||
Написание доклада и его представление | До 5 | ||
Реферирование дополнительной научной литературы | До 5 | ||
Итоговая сумма баллов по обязательным видам работ | 105 / 145 |
Набранные баллы переводятся в оценку:
Оценка | Сумма баллов для отделения биология-химия | Сумма баллов для отделения Биология, география, химия |
5 | 145 -120 | 105 – 80 |
4 | 119 - 96 | 79 – 64 |
3 | 95 - 72 | 63 – 48 |
Раздел 1: ОСТЕОЛОГИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
Цель: Изучить строение осевого скелета человека, отдельных позвонков, возрастные изменения и адаптивные особенности.
Оборудование: скелет человека, позвонки, ребра, таблицы «Позвоночный столб», «Грудная клетка», «Типы соединения костей».
Литература:
1. Анатомия человека / под ред. Сапина М.Р. – Т.1 – С. 49 – 59.
2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. – С. 40 – 70.
3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т.1. – С. 23 – 109.
4. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека – С. 24 – 37.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ:
1.Изучить строение скелета тела человека:
Отделы скелета: скелет туловища, скелет конечностей, скелет головы (череп).
2. Рассмотреть на скелете и отдельных костях особенности строения скелета туловища:
а) позвоночник – 7 шейных vertebrae cervicales (атлант, аксис или эпистрофей);
12 грудных vertebrae thoracicae, 5 поясничных vertebrae lumbales, 5 крестцовых os sacrum, 4-5 копчиковых os coccygis позвонков.
Отдельный позвонок: тело, дуга, позвоночное отверстие, остистый отросток, верхний и нижний суставные отростки, поперечные отростки, верхняя и нижняя позвоночные вырезки, межпозвоночное отверстие.
Шейные позвонки: а) атлант - передняя и задняя дуга, боковые массы, передний и задний бугорок, суставная ямка для зуба, верхние и нижние суставные поверхности, реберный отросток, отверстие поперечного отростка. Б) аксис – тело, зуб, вершина зуба, передняя и задние суставные поверхности зуба, поперечные отростки, остистый отросток.
Грудные позвонки: верхняя и нижняя реберные ямки (полуямки) на заднебоковых поверхностях тел позвонков, реберные ямки поперечных отростков.
Крестец : передняя (тазовая) и задняя поверхности, основание, верхушка, крестцовый канал, крестцовые рога. Тазовая поверхность: поперечные линии, передние крестцовые отверстия. Дорсальная поверхность: боковые массы крестца, срединный, промежуточный и латеральный гребни крестца, задние крестцовые отверстия, рожки крестца, ушковидная суставная поверхность, крестцовая бугристость, верхние суставные отростки.
Копчик: основание, верхушка, копчиковые рога.
Физиологические изгибыпозвоночника: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.
Б) грудная клетка: верхняя и нижняя апертуры, истинные, ложные и колеблющиеся ребра, грудина. Форма: колоколовидная, бочкообразная, цилиндрическая, овоидная и конусовидная.
Ребро: костная часть, хрящевая часть, головка, гребешок, шейка, бугорок, суставная поверхность, тело, угол, желобок.
Грудина: рукоятка (яремная, ключичная, реберные вырезки), тело, мечевидный отросток, реберные вырезки.