Тема: ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов очного отделения ЕГФ

БРЯНСК 2009

ББК -

УДК

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Анатомия и морфология человека» составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначена для студентов специальностей учитель географии с дополнительной специальностью биология, учитель химии с дополнительной специальностью биология, учитель биологии с дополнительной специальностью, биология.

Составитель: кандидат биологических наук, доцент Иванова Т.Г.

Рецензенты:

Зайцев Д.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии Брянского госуниверситета имения академика И.Г. петровского.

Цублова Е.Г. – кандидат биологических наук, доцент кафедры Брянской инженерно-технологической академии

Утверждена на заседании кафедры зоологии и анатомии

Протокол № .

Утверждена на заседании ученого совета ЕГФ БГУ

протокол №

© Иванова Т.Г., 2009

© РИО БГУ, 2009

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью учебного курса «Анатомия и морфология человека» является формирование у студентов комплекса научных знаний о морфофункциональной организации тела человека, способах приспособления к среде обитания посредством изменения строения отдельных органов, особенностях филогенеза и онтогенеза отдельных систем органов.

Основные задачи курса:

- формирование знаний о морфофункциональных закономерностях формирования организма человека как единого целого с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- формирование представлений о диалектической взаимосвязи между структурой и функцией отдельных органов и систем тела человека;

- ознакомление с особенностями влияния факторов среды обитания на рост и развитие организма.

Овладение студентами программного материала проводится в процессе учебных занятий, а также в форме самостоятельной работы, выполняемой в рамках учебного плана. На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений биологической науки на основе эволюционной методологической направленности. На практических занятиях студенты изучают частную анатомию отдельных органов и систем организма. Содержание данного учебного курса тесно связано с физиологией человека и животных, а также зоологией и теорией эволюции.

По результатам изучения курса студенты должны знать:

- строение и возрастные изменения органов и их систем;

- макроскопическое и микроскопическое строение органов;

- закономерности ростовых процессов;

- влияние факторов среды обитания на анатомическую изменчивость органов и организма человека в целом;

студенты должны уметь:

- определять на живом человеке и муляже основные оси, плоскости и части тела;

- показывать и называть основные элементы внешнего строения органов на таблицах, муляжах, влажных макропрепарата;

- объяснять по таблицам и микропрепаратам микроскопическое строение органов;

- определять на муляже или таблицах топографическое положение органов тела человека.

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - ДПП.Ф.05 Анатомия и морфология человека. «Строение и возрастные изменения органов и их систем: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, эндокринная, репродуктивная системы, система кожных покровов. Макро- и микроскопическое строение органов. Влияние факторов среды на анатомическую изменчивость организма человека. Филогенез органов и их систем.»

Учебная дисциплина «Анатомия и морфология человека» изучается студентами 3 курса на протяжении 1 или 2 семестров: для отделения «биология-химия»: на лекции – 32 часа, лабораторные занятия – 48 часов, индивидуальную работу – 8 часа, самостоятельную работу – 52 часов.

для отделения «биология», «география-биология», «химия-биология»: на лекции – 16 часов, лабораторные занятия – 32 часа, индивидуальную работу – 5 часа, самостоятельная работа – 119 часов.

По итогам изучения курса студенты сдают экзамен.

Оценочный рейтинг:

Виды работы студента Кол-во баллов Итоговый балл
Практические и лекционные занятия (обязательные виды работ)
1. Аудиторная проверочная работа До 5 16 х 5 = 80 баллов 24 х 5 = 120 баллов
Устный ответ (у доски) До 5
Выполнение практической части занятия До 5
Пропуск лекции и практического занятия - 3 балла
Промежуточный и итоговый контроль
Контрольная работа по разделу (4 к\р) 5 баллов Всего 20 баллов
Экзамен: 2теоретических вопроса   Общий балл - 5
Дополнительные способы повышения рейтинговой оценки
Подготовка презентации или таблицы До 5  
Написание доклада и его представление До 5  
Реферирование дополнительной научной литературы До 5  
Итоговая сумма баллов по обязательным видам работ 105 / 145

Набранные баллы переводятся в оценку:

Оценка Сумма баллов для отделения биология-химия Сумма баллов для отделения Биология, география, химия
5 145 -120 105 – 80
4 119 - 96 79 – 64
3 95 - 72 63 – 48

Раздел 1: ОСТЕОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

Цель: Изучить строение осевого скелета человека, отдельных позвонков, возрастные изменения и адаптивные особенности.

Оборудование: скелет человека, позвонки, ребра, таблицы «Позвоночный столб», «Грудная клетка», «Типы соединения костей».

Литература:

1. Анатомия человека / под ред. Сапина М.Р. – Т.1 – С. 49 – 59.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. – С. 40 – 70.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т.1. – С. 23 – 109.

4. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека – С. 24 – 37.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ:

1.Изучить строение скелета тела человека:

Отделы скелета: скелет туловища, скелет конечностей, скелет головы (череп).

2. Рассмотреть на скелете и отдельных костях особенности строения скелета туловища:

а) позвоночник – 7 шейных vertebrae cervicales (атлант, аксис или эпистрофей);

12 грудных vertebrae thoracicae, 5 поясничных vertebrae lumbales, 5 крестцовых os sacrum, 4-5 копчиковых os coccygis позвонков.

Отдельный позвонок: тело, дуга, позвоночное отверстие, остистый отросток, верхний и нижний суставные отростки, поперечные отростки, верхняя и нижняя позвоночные вырезки, межпозвоночное отверстие.

Шейные позвонки: а) атлант - передняя и задняя дуга, боковые массы, передний и задний бугорок, суставная ямка для зуба, верхние и нижние суставные поверхности, реберный отросток, отверстие поперечного отростка. Б) аксис – тело, зуб, вершина зуба, передняя и задние суставные поверхности зуба, поперечные отростки, остистый отросток.

Грудные позвонки: верхняя и нижняя реберные ямки (полуямки) на заднебоковых поверхностях тел позвонков, реберные ямки поперечных отростков.

Крестец : передняя (тазовая) и задняя поверхности, основание, верхушка, крестцовый канал, крестцовые рога. Тазовая поверхность: поперечные линии, передние крестцовые отверстия. Дорсальная поверхность: боковые массы крестца, срединный, промежуточный и латеральный гребни крестца, задние крестцовые отверстия, рожки крестца, ушковидная суставная поверхность, крестцовая бугристость, верхние суставные отростки.

Копчик: основание, верхушка, копчиковые рога.

Физиологические изгибыпозвоночника: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

Б) грудная клетка: верхняя и нижняя апертуры, истинные, ложные и колеблющиеся ребра, грудина. Форма: колоколовидная, бочкообразная, цилиндрическая, овоидная и конусовидная.

Ребро: костная часть, хрящевая часть, головка, гребешок, шейка, бугорок, суставная поверхность, тело, угол, желобок.

Грудина: рукоятка (яремная, ключичная, реберные вырезки), тело, мечевидный отросток, реберные вырезки.

Наши рекомендации