Организация питания детей дошкольных учреждений, требования к качеству питания.

Кто будет составлять меню в детских садах?

Медицинские сестры по диетпитанию могут сохранить свои рабочие места в детских дошкольных учреждениях Беларуси. Такой вариант не исключают в министерстве образования страны…

После того, как стало известно, что с 1 марта все медсестры и диетсестры перешли в полное подчинение учреждений здравоохранения, в министерство образования стали поступать жалобы и просьбы от работников дошкольных учреждений с просьбой сохранить ставки диетсестер в детсадах. Рассмотрев обращения, Министерство образования обратилось в Минздрав Беларуси с просьбой учесть сложившуюся практику организации питания детей в детских дошкольных учреждениях.

Дело в том, что, согласно санитарным нормам и гигиеническим требованиям, медицинский работник (которым является диетсестра) должен совместно с кладовщиком, заведующим и шеф-поваром принимать участие в составлении меню-раскладки дневного или суточного рациона. Кроме того, в его обязанности входит контроль над соблюдением технологии приготовления пищи, кулинарной обработкой, закладкой в котел пищевых продуктов, выходом готовых блюд, вкусовыми качествами пищи, соблюдением условий хранения и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, а также проведение С-витаминизации рационов питания непосредственно перед раздачей пищи.

Министерство образования 12 марта направило письмо за подписью зам. министра К.Фарино, в котором попросило "принять меры по сохранению медицинских сестер по диетпитанию в штатной численности медицинских работников государственных организаций здравоохранения, которые будут обеспечивать качественную организацию питания в дошкольных учреждениях".

Отметим, что раньше все вопросы питания детей в детских дошкольных учреждениях входили в обязанности врача, затем – старшей медицинский сестры, а с 2000 года и по настоящее время все вопросы, касающиеся меню и питания детей в детских садах, находятся в компетенции диетсестер. Если, конечно, их ставки не упразднят…

Требования к качеству питания в дошкольных учреждениях

Организация питания детей дошкольных учреждений, требования к качеству питания. - student2.ru

Контроль за соблюдением установленных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений, организацией питания наряду с хорошо организованным медицинским обеспечением, являются важнейшими элементами профилактики расстройства здоровья среди дошкольников

Специалисты санитарной службы области проводят мониторинг соблюдения требований санитарных норм на пищеблоках учреждений образования. С начала учебного года изучена организация питания в 94 дошкольных учреждениях области. Обозначены наиболее выраженные проблемы, в том числе по выполнению норм питания, состоянию материальной базы пищеблоков. Органами госсаннадзора совместно с отделами образования определены механизмы и технологии работы по созданию условий для обеспечения дошкольников качественным и безопасным питанием.

Организация питания детей дошкольных учреждений, требования к качеству питания.

Контроль за безусловным соблюдением установленных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений, организацией питания наряду с хорошо организованным медицинским обеспечением, являются важнейшими элементами профилактики расстройства здоровья среди дошкольников. Специалисты санитарной службы области проводят мониторинг соблюдения требований санитарных норм на пищеблоках учреждений образования. С начала учебного года изучена организация питания в 94 дошкольных учреждениях области. Обозначены наиболее выраженные проблемы, в том числе по выполнению норм питания, состоянию материальной базы пищеблоков. Органами госсаннадзора совместно с отделами образования определены механизмы и технологии работы по созданию условий для обеспечения дошкольников качественным и безопасным питанием.

Роль питания в условиях сложной финансово-экономической ситуации значительно повышается в связи с изменением структуры питания и снижением его качества, как в семье, так и в организованных детских коллективах. Только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматнымии готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в детском саду.

Родителям важно знать, что утром, до отправления ребенка в детский сад, не надо кормить его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока или какие-либо фрукты.

Говоря об организации питания детей в дошкольных учреждениях, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал. Некоторые родители считают, что ребенку в период адаптации надо дать более питательную жирную пищу, увеличивают ему порцию сливочного масла, дают сливки, сметану. Это большая ошибка. Избыточное количество жира отрицательно влияет на аппетит ребенка, часто сниженный в период адаптации. Для улучшения аппетита и повышения защитных сил организма детям в этот период несколько снижают количество животных жиров, заменяя их растительным маслом. Полезно давать салаты с растительным маслом несколько раз в день. Количество жира в питании детей должно соответствовать возрастной норме.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов. Для повышения аппетита и достаточного снабжения организма детей витаминами и минеральными веществами рекомендуется широко включать в их рационы разнообразные фрукты и овощи, фруктовые, овощные и ягодные соки, избегать избыточного потребления сладостей, сахара.

Необходимо следить, чтобы ребенок полностью съедал полагающуюся ему порцию мяса, рыбы, творога. Лучше, если эти порции будут несколько увеличены за счет уменьшения количества гарнира, так как ослабленные дети нуждаются в дополнительном белке, которого они из-за пониженного аппетита недополучают. Важно включать в их рационы питания продукты и блюда, усиливающие отделение пищеварительных соков и тем самым повышающие аппетит: крепкий бульон (в небольшом количестве), салаты из сырых овощей, квашеную капусту, соленый огурец, селедку. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их роста, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Специалисты санитарной службы в порядке осуществления госсаннадзора постоянно вносят коррективы в работу дошкольных учреждений, оперативно информируют заинтересованные ведомства, органы власти и управления об имеющихся недостатках и проблемах в организации питания. Это способствует совершенствованию и организации рационального питания, нормальному росту и развитию детей дошкольного возраста.

Наши рекомендации