Образовательные технологии
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Фитосанитарная экспертиза» является формирование у студентов навыков получение высоких и устойчивых урожаев качественной продукции с применением фитосанитарная экспертиза, а также методов и приемов современных методик определения и диагностирования зараженности болезнями и вредителями сельскохозяйственной продукции.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
В соответствии с учебным планом по направлению 110400.62 Агрономия профиля подготовки "Защита растений" дисциплина Фитосанитарная экспертиза относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла.
Дисциплина базируется на знаниях, имеющихся у студентов при получении среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
Для качественного усвоения дисциплины студент должен:
- знать: болезни полевых, подсолнечника, свеклы, картофеля, трав, плодовых культур; вредителей зерновых, подсолнечника, картофеля, трав, плодовых культур; строение листа, стебля, корня; фазы роста и развития культурных растений.
- уметь: определять и диагностировать зараженности болезнями в вредителями сельскохозяйственной продукции
Дисциплина является базовой для изучения следующих дисциплин: сельскохозяйственной фитопатологии; сельскохозяйственной энтомологии; ботаника; растениеводства
Компетенции обучающегося, формируемые в процессе изучения дисциплины
Дисциплина направлена на формирование у студентов профессиональной компетенции: «Способность к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства» (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: методы фитосанитарной экспертизы (фитопатологической, энтомологической, фитогельминтологической сельскохозяйственных культур, как основополагающим фактором в защите растений) для различных сельскохозяйственных культурах, определить факторы, влияющие на развитие вредных объектов или их комплексов; анатомо-морфологические особенности насекомых, симптоматические признаки болезней с.х. культур, в том числе нематодами и клещами, уметь определять вредные объекты, составлять фенологические календари развития вредителей; ГОСТы (стандарты) на зараженность и заселенность сельскохозяйственной продукции; законы РФ и Саратовской области о безопасном экологически чистой продукции.
- уметь: применять современные методы фитосанитарной экспертизы для различных сельскохозяйственных культурах, определить факторы, влияющие на развитие вредных объектов или их комплексов.
- владеть: методиками фитосанитарной экспертизы; методиками составления рабочих планов защитных мероприятий.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, из них аудиторная работа –36 ч., самостоятельная работа – 36 ч.
Таблица
Структура и содержание дисциплины
№ п/п | Тема занятия. Содержание | Неделя семестра | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Контроль знаний | |||||||
Вид занятия | Форма проведения | Количество часов | Количество часов | Вид | Форма | max балл | ||||||
6 семестр | ||||||||||||
1 модуль. Фитопатологическая экспертиза | ||||||||||||
1. | Фитосанитарная экспертиза Системы фитосанитарных наблюдений, методы диагностики, учета и прогноза болезней. Анализ фитосанитарной информации. Фитопатологическая экспертиза зерна зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника | Л | Т | ВК | ПО | 3,6 | ||||||
2. | Фитопатологическая экспертиза зерна зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав Фитопатологическая экспертиза зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав | ЛЗ | В | ТК | УО | |||||||
3. | Фитопатологическая экспертиза продуктов переработки зерновых и зернобобовых культур Фитопатологическая экспертиза зерновых и зернобобовых культур крупы, муки и др. продуктов переработки | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
4. | Фитопатологическая экспертиза плодовоягодных, овощных культур и корнеплодов Фитопатологическая экспертиза овощных, плодовоягодных культур и корнеплодов (грибные, вирусные и бактериальные и неинфекционные болезни) | Л | Т | ТК | УО | |||||||
5. | Фитопатологическая экспертиза плодовоягодных, овощных культур и корнеплодов Фитопатологическая экспертиза овощных, плодовоягодных культур и корнеплодов (грибные, вирусные и бактериальные и неинфекционные болезни) | ЛЗ | Т | ТК | ПО | |||||||
6,7 | Фитопатологическая экспертиза сухофруктов Фитопатологическая экспертиза плодов фруктов и ягод, в том числе винограда в период хранения | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
8,9 | Фитопатологическая экспертиза клубней картофеля Фитопатологическая экспертиза клубней картофеля (грибные и бактериальные болезни, вирусные и неинфекционные болезни) | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
10. | Фитопатологическая экспертиза семян подсолнечника Фитопатологическая экспертиза семян подсолнечника | Л | П | ТК | УО | |||||||
1 модуль | ЛЗ | РК ТР | 1,8 | |||||||||
2 модуль. Энтомологическая экспертиза | ||||||||||||
11. | Энтомологическая экспертиза Системы фитосанитарных наблюдений, методы диагностики, учета и прогноза вредителей. Анализ фитосанитарной информации. Энтомологическая и экспертиза зерна зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав | Л | В | ВК | ПО | |||||||
12. | Энтомологическая экспертиза зерна зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав Энтомологическая экспертиза зерновых и зернобобовых культур | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
13. | Энтомологическая экспертиза продуктов переработки зерновых и зернобобовых культур Энтомологическая экспертиза зерновых и зернобобовых культур крупы, муки и др. продуктов переработки | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
14. | Энтомологическая экспертиза плодовоягодных, овощных культур и корнеплодов Энтомологическая экспертиза плодовоягодных, овощных культур и корнеплодов (виды вредителей в период хранения, повреждения) | Л | Т | ТК | УО | |||||||
15. | Энтомологическая экспертиза плодовоягодных, овощных культур и корнеплодов Энтомологическая экспертиза овощных, плодовоягодных культур и корнеплодов (виды вредителей в период хранения, повреждения) | ЛЗ | Т | ТК | ПО | |||||||
16. | Энтомологическая экспертиза клубней картофеля Энтомологическая экспертиза клубней картофеля (виды вредителей и повреждения в период хранения) | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
15. | Энтомологическая экспертиза сухофруктов Энтомологическая экспертиза плодов фруктов и ягод, в том числе винограда в период хранения | ЛЗ | Т | ТК | УО | |||||||
17. | Энтомологическая экспертиза семян подсолнечника Энтомологическая экспертиза семян подсолнечника | ЛЗ | П | ТК | УО | |||||||
2 модуль | ЛЗ | РК ТР | 1,8 | |||||||||
Творческий рейтинг | Т | 3,6 | ||||||||||
Выходной контроль | Вых К | Э | ТК | ПО | 10,8 | |||||||
Итого: | ||||||||||||
Примечание:
Условные обозначения:
Виды аудиторной работы: Л – лекция, ЛЗ – лабораторное занятие, П - практическое занятие.
Формы проведения занятий: В – лекция-визуализация, П – проблемная лекция/занятие, ПК – лекция-пресс-конференция (занятие пресс-конференция), Т – лекция/занятие, проводимое в традиционной форме, М – моделирование, ДИ – деловая игра.
Виды контроля: ВК – входной контроль, ТК – текущий контроль, РК – рубежный контроль, ТР – творческий рейтинг, ВыхК – выходной контроль.
Форма контроля: УО – устный опрос, ПО – письменный опрос, Т – тестирование, КЛ – конспект лекции, Р – реферат, ТР – творческий рейтинг, Э – экзамен.
Образовательные технологии
Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Фитосанитарная экспертиза» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и активные методы обучения (моделирование), а также все виды модульного контроля знаний. Удельный вес занятий, проводимых с использованием активных и интерактивных методов обучения, в целом по дисциплине составляет 20 % аудиторных занятий (в ФГОС не менее 20 %).