II. Контроль заключительного уровня знаний.

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Фармакология - II

Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины

Курс III

Модуль: Опорно-двигательная система

Эндокринная система

Дыхательная система

Сердечно-сосудистая система

Составитель:

преподаватель:________ Шерстобитова М.И.

Семей – 2014 г.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ

Методические рекомендации

Для практических занятий

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Фармакология - II

Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины

Курс: III

Тема № 1: «Противовоспалительные средства, применяемые

при суставных синдромах».

Составитель:

преподаватель:________ Шерстобитова М.И.

Семей – 2014 г.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

1.Тема № 1: Противовоспалительные средства, применяемые при суставных

Синдромах.

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов

· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма

· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;

· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Студент должен знать:

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;

· классификацию изучаемых лекарственных средств;

· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;

· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Студент должен уметь:

· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых противовоспалительных средств (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат, кислота ацетилсалициловая, бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен, мелоксикам, хингамин, пеницилламин, кризанол),иммунодепрессантов(азатиоприн, циклоспорин),противоподагрических средств(аллопуринол, этамид),хондропротекторов(глюкозамин, хондроксид)при суставном синдроме;

· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;

· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;

· выбирать пути введения препаратов;

· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;

· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;

· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

4. Основные вопросы темы:

1. Противовоспалительные средства. Классификация.

2. Стероидные противовоспалительные средства (гидрокортизон, преднизолон,

дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат). Показания к применению.

Побочные эффекты.

3.Нестероидные противовоспалительные средства (кислота ацетилсалициловая,

бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен).

Классификация. Механизмы противовоспалительного действия. Влияние на синтез

простагландинов.

4.Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Побочные эффекты.

Избирательный ингибитор ЦОГ2-мелоксикам.

5.Базисные противовоспалительные средства. Противовоспалительные средства

замедленного действия (хингамин, пеницилламин, кризанол). Особенности действия.

Показания к применению. Побочные эффекты.

6.Иммунодепрессанты общего и специфического действия. Механизм действия.

Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению

иммунодепрессантов. Осложнения иммунодепрессивной терапии (ранние и поздние).

7.Противоподагрические средства (аллопуринол, этамид). Классификация. Средства,

тормозящие образование мочевых конкрементов и повышающие их выделение

(урикозурические средства). Сравнительная характеристика препаратов.

8.Применение глюкокортикостероидов, нестероидных прпотивовоспалительных средств

и колхицина при острых приступах подагры. Возможные побочные эффект

противоподагрических средств.

9.Хондропротекторы (глюкозамин, хондроксид). Сравнительная характеристика

препаратов. Механизм действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

10.Химиотерапевтические средства. Выбор химиотерапевтических препаратов в

зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.

11.Особенности применения средств при суставном синдроме в детской практике.

5. Методы обучения и преподавания:

  • выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при суставном синдроме;
  • решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
  • дискуссия-устный опрос;
  • решение тестовых заданий;
  • работа в малых группах;
  • командно-ориентированное обучение

Механизм противовоспалительного действия мелоксикама

Таблица 1

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

Механизм противовоспалительного действия преднизолона

Таблица 2

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

6.Литература:

Основная:

1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом

«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.

Дополнительная:

1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.

2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.

3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .

4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.

5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.

7.Контроль:

I.Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

a. Противовоспалительное средство, производное фенилпропионовой кислоты.

b. Противовоспалительное средство, производное индолуксусной кислоты.

3.Противовоспалительное средство, производное фенилуксусной кислоты.

4.Противовоспалительное средство – фторсодержащее производное преднизолона.

5.Противовоспалительное средство замедленного действия, обладающее

противоаритмической активностью.

6.Избирательный ингибитор циклооксигеназы-2.

7.Иммунодепрессант, аналог меркаптопурина, применяющийся для лечения

аутоиммунных заболеваний.

8.Хондропротектор для местного применения.

9.Средство, угнетающее образование мочевой кислоты в организме.

10.Средство, способствующее выведению мочевой кислоты из организма.

11.Глюкокортикоид с наиболее выраженным влиянием на водно-солевой обмен.

12.Полусинтетический глюкокортикоид для лечения ревматоидного артрита.

II. ОПИСАТЬ:

a. Классификацию средств, применяемых для лечения подагры.

b. Механизм противовоспалительного действия индометацина.

c. Механизм противовоспалительного действия мелоксикама.

d. Механизм противовоспалительного действия преднизолона.

e. Механизм иммунодепрессивного действия азатиоприна.

f. Механизм действия аллопуринола.

II. Контроль заключительного уровня знаний.

Решение тестовых заданий.

Приложение 1

Список препаратов.

Название препарата   Наиболее распространенные формы выпуска
Противовоспалительные препараты
1.HYDROCORTISONE ACETATE Cусп.2,5%-5мл; мазь 1%-10,0; гл.мазь 0,5%-3,0
2.PREDNISOLONUM Табл. 0.005; мазь 0,5%-10,0; амп.3%-1мл
3.DEXAMETHASONUM Табл. 0.0005; амп.0,4%-1мл; 0,1%-5мл капли
4.TRIAMCINOLONUM Табл. 0.004
5.FLUMETASONE Мазь 0,02%-15,0
6.ACIDUM ACETYLSALICYLICUM Табл. 0.5
7.BUTADIONUM Табл.0.15
8.IBUPROFENUM Табл.0,2; сусп.2%-60мл
9.INDOMETACINUM Табл.0,025; мазь 10%-40,0
10.PIROXICAMUM Табл.,капс. 0,01
11.DICLOFENAC (ORTOPHENUM) Табл. 0,025; 0,05; 0,1; амп.2,5%-3мл; мазь 2%-30
12.NAPROXENUM Табл. 0,25; 0,5
13.MELOXICAM Табл. 0,0075; 0,015
14.CHINGAMINUM Табл. 0,25; амп.5%-5мл
15.PENICILLAMINUM Капс.,табл. 0,25
Иммунодепрессивные препараты
1. CRYSANOLUM Cусп.5%-2мл
2. AZATHIOPRINUM Табл.0,05
3. CICLOSPORINUM Капс.0,05; амп. 5%-1 и 5 мл
Противоподагрические препараты
1.АLLOPURINOLUM Табл. 0,1 и 0,3
2.AETHAMIDUM Табл. 0,35
Хондропротекторы
1. CHONDROXIDUM Мазь 30,0 и 50,0
       

Наши рекомендации