При оживлении двумя людьми

Один оказывающий помощь производит ИВЛ, другой - массаж сердца в соотношении 1 вдох - 4-5 надавливаний на грудину (1:4, 1:5)

Обязательным условием эффективности является прекращение вдуваний в момент надавливаний на грудину и, наоборот, не нужно производить мас­саж, когда производят вдувание.

Каждые 2-3 минуты необходимо оценивать эффективность СЛР.

При эффективности СЛР проводят до полного восстановления сердечной деятельности (до появления сердечных сокращений и пульса на перифериче­ских артериях, стабилизации АД на уровне 70-80 мм рт.ст.) и дыхания или до прибытия "Скорой помощи".

Если восстановилась сердечная деятельность, то массаж прекращают, а ИВЛ продолжают до появления нормального самостоятельного дыхания.

При условии, если через 10-15 минут от начала массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, зрачки остаются широкими, не реагируют на свет, следует считать, что в организме наступили необратимые изменения, и произошла гибель мозга. В этом случае реанимацию целесооб­разно прекратить.

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой закрытый массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребен­ка.

Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, ох­ватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней по­верхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладывают под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, ос­нованием одной кисти, а более старшим - обеими кистями рук (как взрос­лым").

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у но- * ворожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, на 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответст­вовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

- у новорожденных -140

- у детей 6 месяцев - 130-135

- у детей 1 года- 120-125

- у детей 2 лет- 110-115

- у детей 3 лет- 105-110

- у детей 4 лет- 100-105 -у детей 5 лет- 100

- у детей 6 лет- 90-95

- у детей 7 лет- 85-90

- у детей 8-9 лет- 80-85

- у детей 10-12 лет- 80

- у детей 13-15 лет- 75

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

СИТУАЦИЯ

Медсестра должна осуществить элементарную сердечно-легочную реа­нимацию пациенту, в состоянии клинической смерти, доставленному в при­емное отделение с места катастрофы.

/ этап - сбор информации.

При осмотре: сознание у пациента отсутствует, кожные покровы блед­ные, пульс на сонных артериях не определяется, дыхание отсутствует, зрачок широкий, на свет не реагирует.

Ротовая полость заполнена кровью и рвотными массами. Кожные покро­вы и одежда пациента загрязнены кровью. Губы разбиты, нижняя губа напо­ловину оторвана. Видны осколки зубов.

Нарушено удовлетворение потребностей: в данной ситуации в связи с тем, что пациент находится без сознания в крайне тяжелом состоянии, у него будет нарушено удовлетворение всех 14 потребностей.

// этап - постановка сестринских диагнозов.

- клиническая смерть.

Приоритетная сестринская проблема: клиническая смерть. III этап - планирование.

Цель: восстановить сердечную и дыхательную деятельность в течение 15 минут.

План:

1) медсестра засечет время от начала реанимационных мероприятий и вызовет врача в приемное отделение

2) медсестра наденет резиновые перчатки

3) медсестра уложит пациента на твердое основание и расстегнет стес­няющую одежду

4) медсестра повернет голову пациента на бок и очистит ротовую по­лость и полость носа

5) медсестра положит под лопатки валик

6) учитывая травму полости рта и нижней челюсти, медсестра проведет ИВ Л методом "изо рта в нос", предварительно изолировав нос паци­ента марлевой салфеткой

7) медсестра параллельно будет проводить закрытый массаж сердца. Со­отношение вдуваний в легкие и нажатий на грудину 2:10

8) медсестра будет продолжать элементарную сердечно-легочную реа­нимацию до прихода врача

9) медсестра каждые 2-3 минуты будет оценивать эффективность сер­дечно-легочной реанимации

IV этап - реализация.

Медсестра будет проводить пациенту элементарную сердечно-легочную реанимацию в приемном отделении, по составленному плану.

V этап - оценка.

Через 10 минут у пациента восстановилось дыхание, на сонной артерии

определяется пульс, кожные покровы стали менее бледными, зрачок су­зился, появилась реакция на свет.

Цель достигнута.

МАНИПУЛЯЦИИ

- оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей поста-равшим:

в сознании,

без сознания,

с избыточной массой тела,

беременным,

детям различного возраста;

- обучение окружающих приемам самопомощи при обструкции дыха­тельных путей;

- определение остановки сердца;

- искусственная вентиляция легких методом "рот в рот" или "рот в нос", через трахеостому, пострадавшему с зубным протезом;

- непрямой массаж сердца;

- серечно-легочная реанимация у детей различного возраста и взрос­лых;

- проведение СЛР одним и двумя спасателями.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:

Муляж (ребенка и взрослого) для проведения реанимационных меро­приятий, марлевые салфетки.

ГЛОССАРИЙ

ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.............................

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ.........................................

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ....................................

АПНОЭ.........................................................................

РЕГУРГИТАЦИЯ........................................................

РЕАНИМАЦИЯ...........................................................

ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ СЕРДЦА...................................

-пограничное состояние между жизнью и смер­тью, этапы умирания организма (преагония, аго­ния, клиническая смерть)

-состояние, которое переживает организм в те­чение 3-6 минут после остановки сердца и дыха­ния. Это обратимая кратковременная стадия ме­жду жизнью и смертью

-необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях

-остановка дыхания

-пассивное затекание желудочного содержимого в дыхательные пути

-комплекс мероприятий, направленный на вос­становление угасающих или угасших функций организма

-воздействие одиночным кратковременным электрическим импульсом высокого напряжения через грудную клетку на сердце. Применяют для ликвидации угрожающей жизни фибрилляции сердца (разновременных и разрозненных сокра­щений отдельных волокон миокарда)

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 34

ПОТЕРИ. СМЕРТЬ. ГОРЕ.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ:

- стадии горя

- этико-деонтологические особенности общения с обреченным челове­ком, его семьей, близкими

- потребности семьи и близких обреченного человека

- роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного, его се­мьи и близких

- принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа

- стадии терминального состояния, их клинические проявления

- необходимость психологической поддержки сестринского персонала, работающего с обреченным

УМЕТЬ:

- оказать сестринскую помощь пациенту, переживающему потерю

- оказать психологическую помощь обреченному, его семье и близким

- обучить родственников элементам ухода за обреченным

- осуществить уход за обреченным в стационаре и на дому

- подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое от­деление

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Этико-деонтологические особенности общения с обреченным чело­веком, его родными и близкими.

2. Роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного паци­ента.

3. Сестринская помощь при нарушении удовлетворения потребностей в выживании.

4. Сестринская помощь при нарушении удовлетворения потребностей в безопасности.

5. Сестринская помощь при нарушении высших психосоциальных по­требностей.

6. Эмоциональные стадии горя.

7. Психологическая поддержка обреченного пациента.

8. Потребности семьи и близких обреченного, оказание им помощи.

9. Основные принципы обслуживания пациентов в условиях хосписов.

10. Стадии терминального состояния, их клинические проявления.

11. Подготовка тела умершего к переводу в патологоанатомическое от­деление.

Наши рекомендации