При оживлении двумя людьми
Один оказывающий помощь производит ИВЛ, другой - массаж сердца в соотношении 1 вдох - 4-5 надавливаний на грудину (1:4, 1:5)
Обязательным условием эффективности является прекращение вдуваний в момент надавливаний на грудину и, наоборот, не нужно производить массаж, когда производят вдувание.
Каждые 2-3 минуты необходимо оценивать эффективность СЛР.
При эффективности СЛР проводят до полного восстановления сердечной деятельности (до появления сердечных сокращений и пульса на периферических артериях, стабилизации АД на уровне 70-80 мм рт.ст.) и дыхания или до прибытия "Скорой помощи".
Если восстановилась сердечная деятельность, то массаж прекращают, а ИВЛ продолжают до появления нормального самостоятельного дыхания.
При условии, если через 10-15 минут от начала массажа сердца и ИВЛ сердечная деятельность не восстанавливается, зрачки остаются широкими, не реагируют на свет, следует считать, что в организме наступили необратимые изменения, и произошла гибель мозга. В этом случае реанимацию целесообразно прекратить.
ОСОБЕННОСТИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ
У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой закрытый массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.
Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка.
Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладывают под спину.
Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим - обеими кистями рук (как взрослым").
Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у но- * ворожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, на 3-4 см у детей старше года.
Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:
- у новорожденных -140
- у детей 6 месяцев - 130-135
- у детей 1 года- 120-125
- у детей 2 лет- 110-115
- у детей 3 лет- 105-110
- у детей 4 лет- 100-105 -у детей 5 лет- 100
- у детей 6 лет- 90-95
- у детей 7 лет- 85-90
- у детей 8-9 лет- 80-85
- у детей 10-12 лет- 80
- у детей 13-15 лет- 75
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
СИТУАЦИЯ
Медсестра должна осуществить элементарную сердечно-легочную реанимацию пациенту, в состоянии клинической смерти, доставленному в приемное отделение с места катастрофы.
/ этап - сбор информации.
При осмотре: сознание у пациента отсутствует, кожные покровы бледные, пульс на сонных артериях не определяется, дыхание отсутствует, зрачок широкий, на свет не реагирует.
Ротовая полость заполнена кровью и рвотными массами. Кожные покровы и одежда пациента загрязнены кровью. Губы разбиты, нижняя губа наполовину оторвана. Видны осколки зубов.
Нарушено удовлетворение потребностей: в данной ситуации в связи с тем, что пациент находится без сознания в крайне тяжелом состоянии, у него будет нарушено удовлетворение всех 14 потребностей.
// этап - постановка сестринских диагнозов.
- клиническая смерть.
Приоритетная сестринская проблема: клиническая смерть. III этап - планирование.
Цель: восстановить сердечную и дыхательную деятельность в течение 15 минут.
План:
1) медсестра засечет время от начала реанимационных мероприятий и вызовет врача в приемное отделение
2) медсестра наденет резиновые перчатки
3) медсестра уложит пациента на твердое основание и расстегнет стесняющую одежду
4) медсестра повернет голову пациента на бок и очистит ротовую полость и полость носа
5) медсестра положит под лопатки валик
6) учитывая травму полости рта и нижней челюсти, медсестра проведет ИВ Л методом "изо рта в нос", предварительно изолировав нос пациента марлевой салфеткой
7) медсестра параллельно будет проводить закрытый массаж сердца. Соотношение вдуваний в легкие и нажатий на грудину 2:10
8) медсестра будет продолжать элементарную сердечно-легочную реанимацию до прихода врача
9) медсестра каждые 2-3 минуты будет оценивать эффективность сердечно-легочной реанимации
IV этап - реализация.
Медсестра будет проводить пациенту элементарную сердечно-легочную реанимацию в приемном отделении, по составленному плану.
V этап - оценка.
Через 10 минут у пациента восстановилось дыхание, на сонной артерии
определяется пульс, кожные покровы стали менее бледными, зрачок сузился, появилась реакция на свет.
Цель достигнута.
МАНИПУЛЯЦИИ
- оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей поста-равшим:
в сознании,
без сознания,
с избыточной массой тела,
беременным,
детям различного возраста;
- обучение окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей;
- определение остановки сердца;
- искусственная вентиляция легких методом "рот в рот" или "рот в нос", через трахеостому, пострадавшему с зубным протезом;
- непрямой массаж сердца;
- серечно-легочная реанимация у детей различного возраста и взрослых;
- проведение СЛР одним и двумя спасателями.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
Муляж (ребенка и взрослого) для проведения реанимационных мероприятий, марлевые салфетки.
ГЛОССАРИЙ
ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.............................
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ.........................................
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ....................................
АПНОЭ.........................................................................
РЕГУРГИТАЦИЯ........................................................
РЕАНИМАЦИЯ...........................................................
ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ СЕРДЦА...................................
-пограничное состояние между жизнью и смертью, этапы умирания организма (преагония, агония, клиническая смерть)
-состояние, которое переживает организм в течение 3-6 минут после остановки сердца и дыхания. Это обратимая кратковременная стадия между жизнью и смертью
-необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях
-остановка дыхания
-пассивное затекание желудочного содержимого в дыхательные пути
-комплекс мероприятий, направленный на восстановление угасающих или угасших функций организма
-воздействие одиночным кратковременным электрическим импульсом высокого напряжения через грудную клетку на сердце. Применяют для ликвидации угрожающей жизни фибрилляции сердца (разновременных и разрозненных сокращений отдельных волокон миокарда)
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 34
ПОТЕРИ. СМЕРТЬ. ГОРЕ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ:
- стадии горя
- этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его семьей, близкими
- потребности семьи и близких обреченного человека
- роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного, его семьи и близких
- принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа
- стадии терминального состояния, их клинические проявления
- необходимость психологической поддержки сестринского персонала, работающего с обреченным
УМЕТЬ:
- оказать сестринскую помощь пациенту, переживающему потерю
- оказать психологическую помощь обреченному, его семье и близким
- обучить родственников элементам ухода за обреченным
- осуществить уход за обреченным в стационаре и на дому
- подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его родными и близкими.
2. Роль медсестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента.
3. Сестринская помощь при нарушении удовлетворения потребностей в выживании.
4. Сестринская помощь при нарушении удовлетворения потребностей в безопасности.
5. Сестринская помощь при нарушении высших психосоциальных потребностей.
6. Эмоциональные стадии горя.
7. Психологическая поддержка обреченного пациента.
8. Потребности семьи и близких обреченного, оказание им помощи.
9. Основные принципы обслуживания пациентов в условиях хосписов.
10. Стадии терминального состояния, их клинические проявления.
11. Подготовка тела умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.