Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей

Тема 5.Физическое развитие детей и антропометрия.

Тема практического занятия:Физическое развитие детей.

Место:Учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов.

Уровень физического развития в детском возрасте есть одним из объективных показателей состояния здоровья. Показатели физического развития тесно взаимосвязанные с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и являются результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Оценка физического развития есть неотъемлимым элементом контроля за состоянием здоровья ребенка и является важным в практической деятельности врача педиатра.

Базовый уровень знаний и умений

Дисциплина Знать
Анатомия Анатомическое строение костей, мышц у детей.
Физиология Физиологические показатели роста и развития  
Патфизиология Этиология и патогенез нарушений роста и развития.
Гистология Развитие структуры тканей детского организма с возрастом

План проведения занятия

Елементы практического занятия Время (минуты)
                Тестовый контроль и его анализ Демонстрация техники измерения основных параметров тела ребёнка (массу, рост, окр. головы, груди, бедра, голени, плеча) Объяснение основных критериев и методов оценки физического развития детей разного возраста, и особенностей оценки развития новородженных. Самостоятельное обследование детей, измерение основных параметров тела ребёнка. Расчёт антропометрических индексов, оценка измеренных показателей по емпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам. Оценка физического развития ребёнка на основе полученных данных. Оформление протоколов с оценки психомоторного, физического развития ребёнка и обоснование синдромов нарушения физического развития. Обсуждение результатов оценки физического развития детей, с которыми работали студенты. Разбор. Подпись протоколов. Выводы и конечная оценка знаний и навыков студентов, и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. 15 мин     10 мин     10 мин   10 мин     20 мин     10 мин     5 мин     Всего 80 мин

Перечень теоретических вопросов:

1) Понятие о физическом развитии, значении его оценки.

2) Понятие акселерации развития детей, основные гипотезы и механизмы акселерации.

3) Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста.

4) Периоды „вытягивания” и „округления” в детском возрасте, их зависимость от пола, проживания.

5) Среднемесячные прибавки массы, длины тела, окружностей головы и груди на первом году жизни.

6) Эмпирические формулы расчетов массы тела для детей разного возраста.

7) Эмпирические формулы расчета длины тела детей в разные периоды.

8) Индексы физического развития детей разного возраста и их оценка.

9) Правила и техника измерения роста ребенка в зависимости от возраста.

(новорожденный, на первом году, дети старше 1 года).

10) Правила и техника измерения массы тела детей в зависимости от возраста ( до 3 – х лет и старше ).

11) Правила и техника измерения окружностей головы, груди, голени, плеча, бедра.

Методика проведения практического занятия:

а) После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный тестовый входной контроль знаний.

б) В палате отделения преподаватель демонстрирует технику измерения основных параметров тела ребенка (массу, рост, окружности головы, груди, бедра, голени).

в) Преподаватель проводит теоретический опрос студентов и объясняет возрастную динамику антропометрических показателей у детей и методы их расчетов у детей разного возраста.

г) Преподаватель распределяет детей для самостоятельной работы, дает задачу:

• провести измерение антропометрических показателей ребенка;

• оценить полученные показатели по эмпирическим формулам

д) Студенты оформляют протоколы обследования ребенка

е) Преподаватель проводит анализ и обсуждает результаты антропометрии детей, с которыми работали студенты, подписывает протоколы.

ж) Преподаватель проводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тесты и ситуационные задачи для контроля:

1.На сколько вырастает ребенок на протяжении первого года жизни?

A.на 20 см

B.на 15 см

C.на 25 см

D.на 30 см

E.на 35 см

2. Какой среднемесячный прирост массы тела ребенка во втором полугодии жизни?

A.400г

B.500г

C.600г

D.700г

E.800г

3. Размер головы новорожденного относительно длины туловища составляет:

A.10%

B.15%

C.20%

D.25%

E.30%

4. Какая средняя величина периметра грудной клетки в 10 лет?

A.48 см

B.53 см

C.60 см

D.50 см

E.63 см

5. Укажите сроки второго периода „вытягивания” („ ростового прыжка”) у девочек?

A.5-8 лет

B.11-15 лет

C.10-12 лет

D.13-15 лет

E.1-4 года

6. Укажите сроки периода „округления”

A.5-8 лет

B.11-15 лет

C.10-12 лет

D.13-15 лет

E. 8-10 лет

7. Периметр грудной клетки у детей первого полугодия жизни определяется по формуле:

A.43-n

B.45+n

C.45+2xn

D.45-2(6-n)

E.45+0.5xn

8. Какой средний вес должен иметь ребенок в 5 лет?

A.22кг

B.25кг

C.23кг

D.15кг

E.19кг

9. Средняя длина тела новорожденного ребенка находится в пределах ( в см)

A.45-48

B.48-50

C.50-52

D.53-54

E.55-56

10. Укажите по какой формуле определяется длина тела детей старше 4 лет

A.75-5xn

B.5xn-20

C.100+6(n-4)

D.110+6xn

E.75+5xn

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
C A D E C E E E C C

Ситуационные задачи

1. Ребенок родился с массой тела 3000 г. Сейчас ему 7 месяцев. Какую массу должен иметь ребенок по эмпирическим расчетам?

2. Длина тела ребенка при рождении 52 см. Каким будет, скорее всего, этот показатель в 5 месяцев.

3. Найдите предполагаемые размеры окружностей головы и груди у ребенка в 4 месяца, если при рождении они были 36 и 34 см соответственно.

Эталоны ответов

1. 3000+600+800+800+750+700+650+600=7900 (г)

2.52+3х3+2х2,5=66 (см)

3.36+4х1.5=42 (см); 34+4х2=42 (см), то есть окружности головы и груди ребенка в 4 месяца уравниваются.

Технические средства и материальное обеспечение занятия:

а) весы чашечные

б) весы рычажные сословные

в) ростомер горизонтальный

г) ростомер вертикальный

д) сантиметровая лента

є) таблицы: „Эмпирические формулы массы тела”

„Эмпирические формулы роста”

„Среднемесячное увеличение массы тела детей на первом году жизни”

ж) методические разработки:

• „Основы наблюдения, уход и техника медицинских манипуляций в педиатрии”

• „Введение в клинику детских болезней”

Источники информации:

Основные:

1. Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия – К., 1999 г- с. 50-91

2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина 1985 г. с – 82-134.

3. Основные патологические синдромы заболеваний детского возраста – учебное пособие – Днепропетровск , АРТ – ПРЕСС 2003г. - с 6 – 7.

4. Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми/под редакцией В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев «Украина» 2002 г. – 6-23.

Дополнительные:

1. В.А. Ерунков Пособие по педиатрии для средних медицинских работников – Киев, „Здоровье”, 2001 г. – с 187 – 193

2. Н.Г. Зернов, О. Ф. Тарасов Симиотика детских болезней - Л.., „Медицина”, 1984г., - С.97 – 125

3.Пропедевтика детских болезней /под ред. А.А. Баранова – М.. Медицина 1998 г. с – 86-96.

Программа самоподготовки студентов к теме:

• Выучить источники информации (см. перечень источников информации)

• Уметь рассчитать массу ребенка разного возраста

• Уметь рассчитать рост ребенка

• Уметь выявить нарушения физического развития ребенка

• Уметь провести антропометрию

Наши рекомендации