Задания для самоподготовки.
Перечень обязательных знаний:
а) студент должен знать:
- классификации бронхиальной астмы и ХОБЛ, этиологию, патогенез, картину морфологических изменений;
- клинические проявления бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- особенности течения у лиц различных возрастных групп и возможные осложнения;
- основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в терапии (показания к применению, трактовка результатов);
- диагностические критерии бронхиальной астмы и ХОБЛ;
- правила формулирования диагнозов с использованием диагностических алгоритмов – предварительного, клинического;
- основные принципы лечения бронхиальной астмы, ХОБЛ, рациональный выбор лекарственных средств;
- правила диспансерного наблюдения и реабилитации больных с бронхиальной астмой, ХОБЛ;
- принципы выбора методов профилактики при бронхиальной астме и ХОБЛ;
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации;
- основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе как с пациентами, так и с медицинским персоналом и коллегами по работе;
- принципы реабилитационных мероприятий;
- основы санаторно-курортного отбора;
- основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями органов дыхания;
- методы обучения пациентов (школы здоровья, лекции, видеофильмы, беседы, интернет-общение).
б) студент должен уметь:
- провести расспрос пациента и/или родственников/сопровождающих лиц с целью сбора анамнеза (в том числе: анамнеза настоящего заболевания, жизни);
- обследовать терапевтического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
- составить план лабораторного и инструментального обследования;
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента;
- выделить ведущие клинические и клинико-лабораторные синдромы;
- оценить диагностическую значимость имеющихся симптомов и синдромов;
- сформулировать диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;
- оценить тяжесть течения заболевания;
- прогнозировать течение и исход заболевания;
- определить показания к консультации других специалистов;
- провести комплекс лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе;
- осуществлять профилактику заболевания;
- уметь проводить беседы в рамках обучения, составлять и читать лекции, готовить и проводить занятия в школе здоровья, интернет-общение с пациентами;
- составлять план реабилитационных мероприятий с учетом тяжести течения болезни.
в) студент должен владеть:
- методологией объективного обследования пациента;
- знаниями для составления алгоритма лабораторного и инструментального обследования пациента с бронхиальной астмой и ХОБЛ;
- алгоритмом интерпретации результатов лабораторного и инструментального обследования пациента;
- методологией постановки и формулировки диагноза бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- знаниями определения показаний к амбулаторному лечению и госпитализации, консультации другими специалистами пациента с бронхиальной астмой, ХОБЛ;
- знаниями современного комплекса лечебных и профилактических мероприятий на догоспитальном этапе;
- методологией осуществления профилактики развития и прогрессирования бронхиальной астмы, ХОБЛ;
- методологией организации реабилитации с учетом тяжести течения бронхиальной астмы, ХОБЛ и сопутствующих патологических состояний;
- навыками оценки результатов реабилитационных мероприятий;
- основными методами санитарно-просветительной работы с пациентами.
- Оценивать результаты проведенных реабилитационных мероприятий по клиническому состоянию пациентов.
Учебно-исследовательская работа студентов:
1. Реабилитационные мероприятия у пациентов с бронхиальной астмой, ХОБЛ пожилого и старческого возраста.
2. Противопоказания к санаторно-курортному лечению у пациентов с бронхиальной астмой и ХОБЛ.
3. Возрастные изменения органов дыхания. Особенности течения ХОБЛ у пациентов пожилого и старческого возраста.
4. Новые подходы в пропаганде против курения, использование антисмокинговых средств у больных ХОБЛ.
5. Составить программу реабилитации для пациента с БА, контролируемой, смешанной, с ДН I.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки.
Основная литература.
1. Сторожаков Г.И., Чукаева И.И., Александров А.А. Поликлиническая терапия.
2. Малишевский М.В., Кашуба Э.А., Ортенберг Э.А. и др. Внутренние болезни: учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
Дополнительная литература и базы данных, информационно-справочных и поисковых систем.